Рефлексивно-персонализированная модель формирования педагогической позиции наставника по развитию
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-12
Аннотация
Введение. Методология персонализированного образования взрослых и эффективное управление процессом рефлексивной подготовки «профессионалов под возраст» требуют от современного руководителя всех уровней умения мыслить по-новому, фактически отказавшись от сложивших стереотипов мышления и преодоления инерции прошлого опыта профессиональной деятельности. В связи с этим актуальным становится вопрос о проектировании персонализированной системы формирования новой профессиональной позиции «наставник по развитию», нацеленной на освоение педагогом механизмов рефлексивного управления образовательной деятельностью, на развитие способности входить в профессиональные сообщества, осуществлять рефлексию своей собственной деятельности и на этой концептуально-методологической основе строить и реализовывать принципиально новые нормы профессиональной деятельности с необратимостью выхода на новый уровень профессионального развития.
Цель статьи состоит в необходимости обосновать генеральную идею об уникальной сущности современного педагога становиться и быть профессионалом, способным задавать смысловое пространство «выращивания человеческого в человеке» средствами своей профессии и раскрыть условия и рефлексивные механизмы становления новой профессиональной позиции наставника по развитию.
Материалы и методы. Основой творческого поиска и эффективным средством профессионального развития педагогов в персонализированной модели образования является рефлексивное управление, в котором выделяются такие базовые функции рефлексии, как: организационная функция, связанная с построением корпоративного обучения, организацией коллективной деятельности участников инновационных образовательных событий; развивающая функция, направленная на формирование позиционности и рефлексивности, гарантирующих возможность конструирования новых авторских образцов и способов деятельности при наличии умения изменять себя и управлять своею деятельностью. Рефлексивно-деятельностный подход и экспертно-проектная методология служат методологической основой формирования наставника по развитию, вбирая в себя приемы и методы построения концептуальных схем непрерывного процесса синтезирующей и методологической рефлексии в качестве комплексной мыслительной способности педагога к постоянному критическому анализу и оценке каждого шага осуществления продуктивного действия в ходе решения задач различного типа.
Результаты исследования. Разработаны рефлексивно-персонализированная модель становления позиции наставника по развитию в университете педагогического профиля, методика организации и диагностики синтезирующей рефлексии в персонализированном обучении педагогов, определены и выделены функции рефлексии на этапах решения управленческих задач в условиях организации федеральной инновационной площадки Министерства высшего образования и науки РФ «Сетевой проект подготовки наставника по развитию», что позволило определить критерии построения практики наставничества в образовательных организациях – соисполнителях сетевого проекта.
Обсуждения и заключение. Научная новизна результатов и образовательных продуктов определяется разработкой совокупности условий и рефлексивных механизмов формирования профессиональной позиции наставника по развитию, в профессиональной деятельности которого раскрывается продуктивное и конкретное воплощение в конкретном месте «здесь и сейчас» ключевого принципа – ориентация на персонализацию образовательного процесса на основе применения цифровых технологий и интеграции передовых достижений психолого-педагогической науки и инновационного опыта педагогической деятельности. Воплощение данной конкретизации в условиях рефлексивно-персонализированной модели не снижает смысловой сущности проводимой научной работы, а наоборот, продуктивная и эффективная практика наставнической деятельности может быть представлена и отрефлексирована как целое, совпадающее и адекватное по смыслам, стратегическим целям и способам опережающего непрерывного педагогического образования.
Ключевые слова
Об авторах
Г. А. ИгнатьеваРоссия
Галина Александровна Игнатьева, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией
проектно-сетевая лаборатория опережающего образования взрослых
Нижний Новгород
А. В. Гришина
Россия
Анна Викторовна Гришина, кандидат психологических наук, доцент, начальник управления
управление научных исследований
Нижний Новгород
Э. К. Самерханова
Россия
Эльвира Камильевна Самерханова, доктор педагогических наук, профессор, первый проректор
Нижний Новгород
О. В. Тулупова
Россия
Оксана Владимировна Тулупова, кандидат педагогических наук, доцент, директор центра
федеральный центр научно-методического сопровождения педагогических работников
Нижний Новгород
Список литературы
1. Авилов А. В. Рефлексивное управление. Методологические основания: монография / А. В. Авилов. – Москва, 2003. – 174 с.
2. Алексеев Н. Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: aвтореф. ... д-ра психол. наук / Н. Г. Алексеев. – Москва: МПГУ, 2002. – 51 c.
3. Алексеев Н. Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении / Н. Г. Алексеев ; отв. ред.-сост. И. Н. Семенов, Т. Г. Болдина // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении: сборник статей. – Москва: ИРПТиГО, 2003. – С. 51-65.
4. Асмолов А. Г. Психология современности: вызовы неопределённости, сложности и разнообразие / А. Г. Асмолов // Психологические исследования. – 2015. – № 8 (40). doi: 10.54359/ps.v8i40.550.
5. Белбин Р. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач : пер. с англ. / Р. Белбин. – Москва: HIPPO, 2003. – 315 c.
6. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман // Новые ценности образования. – 1996. – Вып. 6. – С. 10-37.
7. Гаргай В. Б. Рефлексивная педагогика как путь составления и развития профессиональной компетентности учителя (по материалам зарубежного опыта) / В. Б. Гаргай, К. С. Куракбаев // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 7. – С. 343-356.
8. Гаргай В. Г. Повышение квалификации учителей на Западе: рефлексивная модель обучения / В. Г. Гаргай // Педагогика. – 2004. – № 2. – С. 72-79.
9. Гордеева Н. Д. Роль рефлексии в построении предметного действия / Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко // Человек. – 2001. – № 6. – С. 26-41.
10. Громыко Ю. В. Персонализация в образовании: инициирующее образование, подъем сознания и личностный рост / Ю. В. Громыко // Л. С. Выготский – П. А. Флоренский: несостоявшийся диалог. Приглашение к диалогу. – Москва, 2007. – С. 52-97.
11. Громыко Ю. В. Российская система образования сегодня: решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как политическая технология / Ю. В. Громыко. – Москва: ЛЕНАНД, 2019. – 368 с.
12. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва: ИНТОР, 1996. – 544 с.
13. Давыдов В. В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей / В. В. Давыдов, С. Д. Неверкович, Н. В. Самоукина // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – С. 76-84.
14. Ермаков С. С. Современные технологии электронного обучения: анализ влияния методов геймификации на вовлеченность учащихся в образовательный процесс / С. С. Ермаков // Современная зарубежная психология. – 2020. – Т. 9, № 3. – C. 47-58. doi: 10.17759/jmfp.2020090304.
15. Игнатьева Г. А. Инновационный технологический формат дополнительного профессионального образования педагогов / Г. А. Игнатьева, О. В. Тулупова // Педагогика и просвещение. – 2015. – № 4. – С. 359-372.
16. Игнатьева Г. А. Компетентностная модель наставника: инструмент сборки. Научно-методические рекомендации для разработки программ обучения наставников в сфере непрерывного образования / Г. А. Игнатьева, О. В. Тулупова. – Нижний Новгород: Мининский университет, 2021. – 48 с.
17. Игнатьева Г. А. Проектно-ресурсное управление инновациями в образовании: антропологическая проекция / Г. А. Игнатьева, О. В. Тулупова // Современное исследование социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. – № 5. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/6256 (дата обращения: 22. 07. 2022).
18. Игнатьева Г.А. Практическая андрагогика: модель образования и самообразования взрослых. Методический навигатор: учебно-методическое пособие / Г. А. Игнатьева, В. В. Сдобняков, О. В. Тулупова. – Н. Новгород: Мининский университет, 2022. – 54 с.
19. Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. – Москва: Школа-пресс, 1995. 383 с.
20. Исаев Е. И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах: учебное пособие / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. – Москва: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 432 с.
21. Карпов А. В. Психология рефлексивного механизма деятельности: монография / А. В. Карпов. – Москва: Изд-во Института психологии РАН, 2004. – 424 с.
22. Кларин М. В. Инструмент инновационного образования: организационно-деятельностная педагогика / М. В. Кларин // Непрерывное образование: XXI век. – 2016. – № 1 (13). – С. 1-18.
23. Князева Е. Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований / Е. Н. Князева // Вестник ТГПУ. – 2011.
24. Корнели Дж. Парагогика: синергия самостоятельной и организованной учебной деятельности / Дж. Корнели, Дж. Ч. Данофф // Проблемы управления в социальных системах. – 2014. – № 11. – С. 84-97.
25. Лазарев В. С. Кризис «деятельностного подхода» в психологии и возможные пути его преодоления / В. С. Лазарев // Вопросы философии. – 2001. – № 3. – С. 33-48.
26. Лефевр В. А. Рефлексия / В. А. Лефевр. – Москва: Когито-Центр, 2003. – 496 с.
27. Мамардашвили М. К. Возможный человек / М. К. Мамардашвили. – Москва: Издательство: Рипол-Классик, 2019. – 495 с. (Серия: Фигуры Философии).
28. Мокий В. С. Трансдисциплинарность: стереотипы, подходы и направления / В. С. Мокий, Т. А. Лукьянова // Universum: общественные науки: электронный научный журнал. – 2021. – № 3 (72). doi: 10.32743/UniSoc.2021.72-3.7-19.
29. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Проект / под ред. чл.-корр. РАО В. И. Слободчикова. – Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – Москва, 2022. – 34 с. URL: https://rnk-concept.ru/wp-content/uploads/2022/04/777-2022_Doktrina.pdf (дата обращения: 22. 07. 2022).
30. Попов А. А. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения / А. А. Попов, И. Д. Проскуровская // Вопросы образования. – 2007. – № 3. – С. 186-198.
31. Розин В. М. Персонализация или индивидуализация: психолого- антропологический или культурно-средовой подходы / В. М. Розин, Т. М. Ковалева // Педагогика. – 2020. – Т. 84, № 9. – С. 18-28.
32. Рябцев В. К. Рефлексивное сознание педагога как способ управления профессиональной деятельностью / В. К. Рябцев, С. М. Зверев, В. В. Ряшина // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 4. – С. 223-229.
33. Самерханова Э. К. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования / Э. К. Самерханова, Е. П. Круподерова, И. В. Панова. – Нижний Новгород: Мининский университет, 2020. – 50 с.
34. Сдобняков В. В. Федеральный научно-методический центр как региональная институция формирования персональной траектории профессионального развития педагога / В. В. Сдобняков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 12-3 (63). – С. 205-209. DOI: 10.24412/2500-1000-2021-12-3-205-209.
35. Сдобняков В. В. Сетевой проект подготовки наставников по развитию. Практико-ориентированная монография / В. В. Сдобняков [и др.] – Нижний Новгород: Мининский университет, 2022. – 64 с.
36. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации : пер. с англ. / П. Сенге. – Москва: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. – 408 с.
37. Ситников А. П. Акмеологический тренинг: Теория, методика, психотехнологии / А. П. Ситников. – Москва: Технологическая школа бизнеса, 1996. – 428 с.
38. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования / В. И. Слободчиков. – Москва – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. – 264 с.
39. Трудности и перспективы цифровой трансформации / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. – Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 344 с. – С. 205-214.
40. Щедровицкий Г. П. Рефлексия в деятельности / Г. П. Щедровицкий // Вопросы методологии. – 1994. – № 3-4. – С. 76-121.
41. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – Москва: Международная педагогическая академия, 1995. – 554 с.
42. Якушкина М. С. Способы и формы самоорганизации разновозрастных сообществ в событийных сетях неформального образования / М. С. Якушкина, М. Р. Илакавичус // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2021. – № 2 (214). – С. 125-133.
43. Brown K. W., Ryan R. M. The Benefits of Being Present: Mindfulness and Its Role in Psychological WellBeing // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84, no. 4. Рp. 822-848.
44. Burhan-Horasanlı E., Ortaçtepe D. Reflective practice-oriented online discussions: A study on EFL teachers’ re-flection-on, in and for-action // Teaching and Teacher Education. 2016. Vol. 59. Pp. 372-382. URL: http://yoksis.bilkent.edu.tr/pdf/files/12733.pdf.
45. Farrell T. S. Reflective Language Teaching: From Research to Practice. 2008. Available at: https://www.semanticscholar.org/paper/Reflective-Language-Teaching%3A-From-Research-to-Farrell/ba3737b205a6ee10abce46ec64ba5ae1edb41a2a (accessed: 25. 07. 2022).
46. Florez M. A. C. Reflective Teaching Practice in Adult ESL Settings. ERIC Digest. ED451733 2001-03-00. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED451733.pdf (accessed: 25. 07. 2022).
47. Kang S. Teacher Reflection Research and Its Implications for Physical Education // Teacher Education Japanese Journal of Sport Education Studies. 2003. Vol. 23, no. 1. Pp. 77-88. doi: 10.7219/jjses.23.77.
48. Kenyon C., Hase St. Moving from andragogy to heutagogy in vocational education // Research to Reality: Putting VET Research To Work. Proceedings of the Australian Vocational Education and Training Research Association (AVETRA) Conference (4th, Adelaide, Australia, March 28-30, 2001). Available at: http://hdl.voced.edu.au/10707/131098 (accessed: 25. 07. 2022).
49. Knowles M., Holton E. F., Swanson R. A. The adult learner: The definitive classic in adult education and human resource development. 9th ed. London: Routledge, 2020. 406 p.
50. Malmir A. Teachers’ Reflective Teaching and Self-Efficacy as Predicators of their Professional Success: A Case of Iranian EFL // Teachers Research in English Language Pedagogy. 2018. Vol. 6 (1). Рp. 117-138.
51. Mathew P., Mathew Pr., Peechattu P. J. Reflective practices: a means to teacher development // Asia Pacific Journal of Contemporary Education and Communication Technology (APJCECT). 2017. Vol. 3, no. 1. Рp. 126-131. Available at: https://apiar.org.au/wp-content/uploads/2017/02/13_APJCECT_Feb_BRR798_EDU-126-131.pdf (accessed: 25. 07. 2022).
52. Minott M. A. Valli’s Typology of Reflection and the Analysis of Pre-Service Teachers’ Reflective Journals // Australian Journal of Teacher Education. 2008. Vol. 33, no. 5. Article 4. doi: 10.14221/ajte.2008v33n5.4.
53. Olmos-Vega F. M, Stalmeijer R., Kahlke R. A practical guide to reflexivity in qualitative research: AMEE Guide No. 149 // Medical Teacher. 2022. doi: 10.1080/0142159X.2022.2057287.
54. Schon D. A. Educating the reflective practitioner: Toward a new design for teaching and learning in the professions. San Francisco: Jossey Bass, 1999. 234 p.
55. Shon D. A. The reflective practitioner. New York: Basic Books, 1983. 380 р.
56. Wallace M. J. Action Research for Language Teachers. Cambridge University Press, 1998. 273 р.