Социально-психологический портрет современного школьника
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-15
Аннотация
Введение. Актуальность изучения социально-психологических особенностей современных детей и подростков связана с процессами глобализации, информатизации, цифровизации современного общества применительно к системе образования в целом и личности современного школьника в частности. В данной статье сделана попытка представить социально-психологический портрет современного школьника, определить роль педагога в цифровой образовательной среде, а также возможности его профессионального и личностного роста в условиях цифровизации посредством анализа и систематизации результатов теоретико-экспериментальных исследований по проблеме.
Материалы и методы. В данной статье использован аналитический подход к рассмотрению современных отечественных и зарубежных исследований, позволяющий выявить положительные и отрицательные стороны цифровизации современной системы образования. Мы сосредоточили внимание на научных статьях, монографиях, учебно-методических пособиях, диссертационных исследованиях, содержащих результаты теоретико- экспериментальных исследований различных аспектов данной проблемы.
Результаты исследования. Как показал анализ литературы, исследования зарубежных авторов широко освещают данную проблему с позиции «теории поколений», в то время как отечественные исследования во многом опираются на методологию отечественной психологии. В отечественной психологической литературе ряд исследований посвящен изучению социально-психологических особенностей современных подростков, в частности, системы ценностных ориентаций, отношения к учебной деятельности, социализации, в том числе с использованием социальных сетей, адаптированности к условиям образовательной среды, однако подобных исследований недостаточно в силу сложности изучаемой проблематики и постоянно меняющихся условий социальной жизни современного школьника.
Обсуждение и заключения. Обсуждение вопросов, связанных с социальнопсихологическими особенностями современного школьника в условиях цифровизации системы отечественного образования, неизменно упирается в необходимость поиска форм, способов, средств организации эффективного школьного обучения и предполагает наличие у педагогов системы общего образования минимума психологических знаний о возрастных и индивидуально-психологических закономерностях развития психики младшего школьника и подростка, формирования его личности.
Об авторах
О. В. ЛебедеваРоссия
Лебедева Оксана Валерьевна – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры практической психологии
Нижний Новгород
Ф. В. Повшедная
Россия
Повшедная Фаина Викторовна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей и социальной педагогики
Нижний Новгород
Список литературы
1. Байбулсинова Ж.Б. Роль учителя в жизни детей младшего школьного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №3-7. С. 19-20.
2. Буреломова А.Н. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: дис. … канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2013. 195 с. URL: https://www.dissercat.com/content/sotsialno-psikhologicheskie-osobennosti-tsennosteisovremennykh-podrostkov (дата обращения: 21.10.2021).
3. Бывшева М.В. Мотивация к учению у младшего школьника: истоки субъектности // Начальная школа плюс до и после. 2014. №1. С. 14-19.
4. Волобуева Е.В. Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника // Молодой ученый. 2018. №8. С. 111-115.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 3: Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
6. Головина Н.Н. Становление личностной позиции младшего школьника // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2015. №8. С. 65-69.
7. Гореликов М.И. Психолого-педагогический портрет современного подростка // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. №4. С. 29-38. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-29-38.
8. Гринева М.С. Внутренняя позиция школьника современного первоклассника (в условиях мегаполиса): дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. М., 2011. 149 с.
9. Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования: учебное пособие. СПб: Нестор-История, 2016. 180 с.
10. Дьюк К., Уорд Э., Гнизи Э., Бос М. Вредный зов: как даже выключенный смартфон мешает вашему мозгу. 28 марта 2018. URL: https://big-i.ru/innovatsii/issledovaniya/p26171/ (дата обращения: 21.10.2021).
11. Журавлева Н.А. Динамика ориентаций молодежи на морально-этические ценности – актуальная проблема современного российского общества // Психологический журнал. 2013. Т. 34, №5. С. 46-57.
12. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Совокупная деятельность как генетически исходная единица психического развития // Психологическая наука и образование. 2000. №2. С. 86-95.
13. Ильенков Э.В. Идеальное. И реальность. 1960–1979 / авт.-сост. Е. Иллеш. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2018. 528 с.
14. Исакова В.В. Отношение к учителю у младших школьников // Аллея науки. 2020. №2. С. 651-654.
15. Калашникова Е.А. Социально-психологические особенности отношения учащихся основной школы к учебной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2015. 26 с. URL: https://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-05/dissertaciyasotsialno-psihologicheskie-osobennosti-otnosheniya-uchaschihsya-osnovnoy-shkoly-kuchebnoy-deyatelnosti?ysclid=l71jag4pm9914899902 (дата обращения: 21.10.2021).
16. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. 2018. Вып. 22, №3. С. 61-73. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-3-61-73
17. Кондратьев М.Д. Социально-психологические и личностные характеристики интеллектуально успешных подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2019. 24 с.
18. Копырина Л.И. Социально-психологический портрет современного подростка // Международный студенческий научный вестник. 2016. №5-1. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15261 (дата обращения: 20.08.2022).
19. Королева Д.О. Использование социальных сетей для целей образования и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (международный опыт) // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, №1. C. 28-37. DOI: 10.17759/pse.2015200104.
20. Лебедева О.В., Никитина А.А., Калинина И.В. Развитие навыков психологической резильентности обучающихся в условиях дистанционного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-3. С. 289-292.
21. Лебедева О.В., Повшедная Ф.В., Карабущенко Н.Б. Возможности развития саморегуляции студента-будущего педагога в условиях современного педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2016. №2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/issue/view/8/showToc (дата обращения: 09.11.2021).
22. Леонтьев Д.А. Личность в непредсказуемом мире // Методология и история психологии. 2010. Т. 5. Вып. 3. С. 120-140.
23. Макеев П. С. Поколенческий анализ современных детей и подростков: количественный анализ характеристик // Социальная политика и социология. 2015. Т. 14, №3(8). Часть 1. С. 52-62.
24. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003. 256 с.
25. Мокина Я.А. Особенности межличностных отношений младших школьников // Вестник науки и творчества. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennostimezhlichnostnyh-otnosheniy-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 09.11.2021).
26. Панюкова С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога: учебно методическое пособие. М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020. 33 с.
27. Повшедная Ф.В., Лебедева О.В. Особенности восприятия феномена «психологическое здоровье» студентами педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2015. №1(9). URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/5 (дата обращения: 09.11.2021)
28. Поляков С.Д. Современный подросток в культурно-образовательном контексте: опыт экспозиции // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, №1(58). С. 25-33.
29. Родин Ю.И. Научные основы здоровьесбережения детей дошкольного возраста: учебное пособие. М.: МПГУ, 2019. 300 с.
30. Родин Ю.И., Сорокоумова С.Н., Новикова Т.Н. В поиске путей развития человека // Психолого-педагогический поиск. 2021. №2(58). С. 221-234.
31. Сапа А.В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. №2. С. 24-30.
32. Сингина И.А., Суворова О.В., Савлова М.С. Отношение младших школьников к значимым взрослым в зависимости от пола и структуры семьи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-3. С. 464-468.
33. Собкин В.С., Фомиченко А.С. Влияние отношений между учителем и учеником на академические достижения учащихся // Управление образованием: теория и практика. 2015. №3. С. 34-52.
34. Султанов К.В., Воскресенский А.А. Особенности и проблемы поколения Y в образовательном пространстве современной России // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2015. Вып. 8. №3(36). С. 90-106. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-problemy-pokoleniya-y-v-obrazovatelnomprostranstve-sovremennoy-rossii (дата обращения: 09.11.2021).
35. Ушатикова И.И., Хузин А.Г. Факторы формирования эффективных взаимоотношений педагогов и учащихся в современной школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. №2. С. 153-157.
36. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психологопедагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. №2(4). С. 6-11.
37. Холодкова О.Г. Особенности развития ценностного отношения к учителю на протяжении младшего школьного возраста // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. №7. С. 57-65.
38. Черникова Е.Г., Пташко Т.Г., Соколова Н.А. Социально-психологические особенности современного подростка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. №5. С. 267-284. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnopsihologicheskie-osobennosti-sovremennogo-podrostka/viewer (дата обращения: 09.11.2021).
39. Шалыгина Н.В. Игреки и центиалы: новая ментальность российской молодёжи // Власть. 2017. Т. 25, №1. C. 164-167.
40. Bates A.W.T. Teaching in a digital age: Guidelines for designing teaching learning // Glokalde. 2015. Vol. 1, no. 3. Available at: https://teachonline.ca/sites/default/files/pdfs/teaching-in-adigital-age_2016.pdf (accessed: 03.11.2021).
41. Bencsik A., Horváth-Csikós G., Juhász T. Y and Z Generations at Workplaces // Journal of Competitiveness. 2016. Vol. 8, no. 3. Pp. 90-106. DOI: https://doi.org/10.7441/joc.2016.03.06.
42. Borges N.J., Manuel R.S., Elam C.L., Jones B.J. Differences in motives between Millennial and Generation X medical students // Medical education. 2010. Vol. 44, no. 6. Pp. 570-576. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1365-2923.2010.03633.x.
43. Dill K. 7 Things Employers Should Know About The Gen Z Workforce // Forbes Magazin. 06.11.2015. Available at: http://www.forbes.com/sites/kathryndill/2015/11/06/7-thingsemployers-should-know-about-the-gen-z-workforce/print/ (accessed: 01.11.2021).
44. Elmore T. How Generation Z Differs from Generation Y. 15.08.2014. Available at: http://growingleaders.com/blog/generation-z-differs-generation-y/ (accessed: 03.11.2021).
45. Lai K.W., Hong K.S. Technology use and learning characteristics of students in higher education: Do generational differences exist? // British Journal of Educational Technology. 2015. Vol. 46, no. 4. Pp. 725-738. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12161.
46. Krishnan S.K., Bopaiah S., Bajaj D., Prasad R. Organization, Generation, and Communication – Infosys Experience // NHRD Network Journal. 2013. Vol. 10. Pp. 85-93. DOI: https://doi.org/10.1177/0974173920120414.
47. Mitchell J.P. Mentalizing and Marr: An information processing approach to the study of social cognition // Brain Research. 2006. Vol. 1079(1). P. 66-75. DOI: https://doi.org/10.1016/j.brainres.2005.12.113.
48. Naeemi S., Tamam E. The Relationship Between Emotional Dependence on Facebook and Psychological Well-Being in Adolescents Aged 13-16 // Сhild indicators research. 2017. Vol. 10 (4). Pp. 1095-1106. DOI: https://link.springer.com/article/10.1007/s12187-016-9438-3.
49. Ni V. China cuts amount of time minors can spend playing online video games // China affairs correspondent. 30.08.2021. Available at https://www.theguardian.com/world/2021/aug/30/china-cuts-amount-of-time-minors-canspend-playing-video-games (accessed: 01.11.2021). 50.
50. Raichle M.E., MacLeod A.M., Snyder A.Z., Powers W.J., Gusnard D.A., Shulman G.L. A default mode of brain function // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2001. Vol. 98(2). Pp. 676-682. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.98.2.676
51. Singh A. Challenges and Issues of Generation Z // IOSR Journal of Business and Management (IOSR-JBM). 2014. Vol. 16, no. 7. Ver. I (July. 2014). Pp. 59-63. Available at: https://www.iosrjournals.org/iosr-jbm/papers/Vol16-issue7/Version-1/H016715963.pdf (accessed: 05.11.2021).
52. Schäffer B. A legifjabbtitánok. Hungary: Book Kiadó. 2015. Available at: https://www.libri.hu/konyv/schaffer_beata.a-legifjabb-titanok.html (accessed: 05.11.2021).
53. Tari A. Z generáció. Budapest: Tericum Kiadó Kft, 2011. URL: https://www.libri.hu/konyv/tari_annamaria.z-generacio.html ((accessed: 05.11.2021).