Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-7

Аннотация

Введение. Актуальность проектирования событийно-позиционной методологии персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов в условиях педагогического вуза определяется следующими аспектами современной образовательной ситуации: практической потребности разработки дополнительных профессиональных программ нового типа; необходимость преодоления отставания требований к модернизации основных профессиональных образовательных программ подготовки будущих педагогов от новых требований профессиональных стандартов к их профессиональной деятельности в образовательной организации; рост значимости идеи образования как национального приоритета; востребованность новых норм позиционнопрофессионального самоопределения педагога.

Цель статьи состоит в обозначении методологического вектора развертывания специальных теоретических и проектно-научных работ по созданию модели формирования и реализации персонализированной стратегии развития педагога в процессе дополнительного профессионального образования, выращивания особой культуры нового педагогического профессионализма, определяемой наличием способностей к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию.

Материалы и методы. Основой научного поиска стал синтез принципиальных положений о персонализированной модели развития рефлексивных способностей педагога к самопреобразованию; о новом целеполагании, обеспечивающем возможность педагогу научиться проектировать образовательную ситуацию в динамике ее развития, комбинируя элементы теории и практики для получения целостного, обладающего новизной знания; о развитии ресурсного антропологического потенциала и управления развитием; о новых андрагогических форматах и технологиях создания профессиональных сообществ и управления персональным развитием педагогов.

 Результаты исследования. Разработаны тезаурус событийно-позиционной методологии и методологическая схема построения новой практики непрерывного опережающего педагогического образования, выступающие в качестве нормативно-прогностической и практико-ориентированной основы и ценностно-смыслового ориентира, персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов. Пробное внедрение разработанной методологической схемы в рамках осуществления научно-методического сопровождения деятельности проектных команд образовательных организаций – соисполнителей сетевого проекта подготовки наставников по развитию федеральной инновационной площадки Министерства науки и высшего образования позволило установить принципиальные закономерности позиционного самоопределения как образовательного результата управления персонализированным развитием педагогов в условиях дополнительного профессионального образования.

Обсуждение и заключения. Научная новизна результатов исследования характеризуется его направленностью на создание проспективной модели персонализированного дополнительного профессионального образования, принципы, условия и механизмы которого прямо ориентированы на включение педагогов в процессы самообразования и саморазвития с помощью целенаправленного проектирования технологии продуктивного действия, определяющей механизмы деятельностного освоения и присвоения норм самореализации и построения новой образовательной реальности, в которой сам человек является и субъектом, и объектом преобразований и трансформаций. Событийнопозиционная методология позволяет выстроить в условиях педагогического вуза единую, непрерывную и вариативную систему адресного дополнительного профессионального образования на основе персонализированных образовательных треков, проектируемых с учетом конкретных потребностей педагогического работника в непрерывном обновлении своих профессиональных знаний и приобретении новых профессиональных навыков, определяемых посредством диагностических процедур, на основе приоритета практикоориентированного (прикладного) компонента образовательного процесса и использования возможностей цифровой образовательной среды.

Об авторах

Г. А. Игнатьева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Игнатьева Галина Александровна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий проектно-сетевой лабораторией опережающего образования взрослых, профессор кафедры андрагогики и управления развитием

Нижний Новгород



В. В. Сдобняков
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Сдобняков Виктор Владимирович - кандидат физико-математических наук, доцент, ректор, заведующий кафедрой андрагогики и управления развитием

Нижний Новгород



Список литературы

1. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: aвтореф. дис. ... д-ра психол. наук. М.: МПГУ, 2002. 51 c.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. третье. М.: Художественная литература, 1972. 471с.

3. Василюк Ф.Е., Зарецкий В.К., Молостова А.Н. Психотехнический метод исследования творческого мышления // Культурно-историческая психология. 2008. №4. С. 34-47.

4. Горбунова Н.В. Профессиогенез как основа становления педагога-профессионала // Проблемы современного педагогического образования 2016. №50-1. С. 83-91.

5. Громыко Ю.В. Мыследеятельность: курс лекций: в 3 кн. М., 2005.

6. Громыко Ю.В. Персонализация в образовании: инициирующее образование, подъем сознания и личностный рост. URL: https://culture.wikireading.ru/80127 (дата обращения: 20.07.2022).

7. Данилов Д.А., Корнилова А.Г. Педагогическое обеспечение саморазвития личности в системе образования: учебно-методическое пособие. Якутск: Издательский дом Северо-Восточного федерального ун-та, 2015. 108 с.

8. Даутова О.Б., Христофоров С.В. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития // Серия “Symposium”, Инновации и образование. Выпуск 29: сборник материалов конференции. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. C. 309-317.

9. Ермаков С.В., Попов А.А. Событие как единица образовательного проектирования. URL: https://24centre.ru/uploads/files/Texts/Metodicheskie/Sobytie_kak_edinica.pdf (дата обращения: 20.07.2022).

10. Жиленкова Е.П., Шеватурина Я.В. Концепция развития понятия человеческого капитала: исторические аспекты основных положений и системный анализ // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. №2(88). С. 73-79.

11. Зверев С.М., Тузов Д.В. Проблемы разработки концепции профессионально педагогического образования // International journal of experimental education. 2013. №7. C. 168-178.

12. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития // Педагогическое образование в России. 2021. №1. С. 17-25.

13. Зинченко В. П. О методологической культуре психологов (от монизма к плюрализму) // Культурно-историческая психология. 2012. №1. С. 59-68.

14. Золотарева А.В. Адресное сопровождение в системе непрерывного профессионального развития педагога // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума, 26-27 апреля 2021 года. Ярославль, 2021. С. 371-377.

15. Игнатьева Г.А., Николина В.В., Тулупова О.В. Социокультурный вектор развития педагогического профессионализма в условиях дополнительного профессионального образования // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2016. №05. С. 86-91.

16. Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Дополнительное профессиональное образование в проекции инновационного развития образования взрослых // Mediterranian Journal of Social Sciences. 2015. №6(5). С. 178-186.

17. Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Инновационный технологический формат дополнительного профессионального образования педагогов // Педагогика и просвещение. 2015. №4. С.359-372.

18. Игнатьева Г.А., Тулупова О.В., Мольков А.С. Образовательный коворкинг как новый формат организации образовательного пространства дополнительного профессионального образования // Образование и наука. 2016. №5(134). С. 139-157.

19. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 432 с.

20. Кларин М. В. Инструмент инновационного образования: организационнодеятельностная педагогика // Непрерывное образование: XXI век. 2016. №1(13). С. 1-18.

21. Липкина Е.Д., Ястребов А.С. Особенности рынка дополнительных профессиональных образовательных услуг // Омский научный вестник. 2008. №4(69). С. 62-65.

22. Педагогика взрослых: организация профессионального обучения граждан старшего возраста: монография / [Л.И. Воронина, Т.И. Касьянова, Т.Е. Радченко, Т.М. Резер]; под общ. ред. проф. Т.М. Резер. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. 248 с.

23. Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года №3684-р. URL: http://government.ru/docs/41288/ (дата обращения: 20.07.2022).

24. Прозументова Г.Н. Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 2: Типологизация образовательных инноваций: монография. Томск: Томский государственный университет, 2009. 448 с.

25. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. №3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста». URL: http://static.government.ru/media/files/QOjrSM8iUrAZ2bsImiNyGh0vKn0SjSAF.pdf (дата обращения: 20.07.2022).

26. Савина Н.В. Методологические основы персонализации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14, №4. С. 82-90.

27. Синицына В.В. Формирование и развитие концепции человеческого потенциала // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. №9(6). С. 150-155.

28. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Москва – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. 264 с.

29. Слободчиков В.И. Психология становления и развития человека в образовании (доклад) // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. №1. С. 100-108.

30. Слободчиков В.И. Русская классическая школа – школа антропологической практики // Наука и школа. 2014. №5. С. 21-30.

31. Слободчиков В.И. Событийная образовательная общность – источник развития и субъект образования // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. М., 2010. Выпуск 1(43). С. 5-14.

32. Теория и шкала суммарных оценок Ренсиса Лайкерта. URL https://fb.ru/article/435233/teoriya-i-shkala-rensisa-laykerta (дата обращения: 20.07.2022).

33. Трофимова О.А. Образовательная логистика как основа управления образовательной организацией // Педагогическое образование в России. 2017. №8. С. 38-42.

34. Трудности и перспективы цифровой трансформации / под ред. А.Ю. Уварова и И.Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 344 с. С. 205-214.

35. Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 20.07.2022).

36. Щедровицкий П.Г. Образование для детей: что зависит от родителя? Лекция про образование для детей, прочитанная в рамках Фестиваля свободного образования 31 мая 2019 года. URL: https://shchedrovitskiy.com/obrazovanie-dlja-detej-chto-zavisit-ot-roditelja/ (дата обращения: 20.07.2022).

37. Эксперимент управленческий. Толковый словарь по социологии. 2013. URL: http://sociology.niv.ru/doc/dictionary/explanatory-sociological/fc/slovar-221-2.htm#zag-3681 (дата обращения: 20.07.2022).

38. Эльконин Б.Д. Продуктивное Действие // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, №1. С. 116-122.


Рецензия

Просмотров: 614


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)