Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Природа и сущность межличностных отношений между субъектами педагогической деятельности

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-4

Полный текст:

Аннотация

   Введение. В исследовании приведен анализ современных теоретических исследований и подходов к определению понятия «межличностные отношения». Статья раскрывает природу межличностных отношений, взаимоотношений педагога и обучающегося, их взаимного влияния друг на друга. На основе теоретического анализа формируются представления о системе  межличностных  отношений, ее компонентах, специфике выстраивания в педагогическом процессе. Основное внимание уделено межличностным отношениям между педагогом и обучающимся, которые выступают одним из основных факторов, формирующих поведенческие мотивы, коммуникативные навыки, эмоциональную культуру личности и задающих вектор в развитии познавательных интересов обучающегося.
   Материалы и методы. Теоретическую и методологическую основу исследования составили философские, этиологические, педагогические, психологические концепции, раскрывающие сущность межличностных отношений в педагогической деятельности. В статье использованы методы: анализ нормативных документов; анализ современного состояния проблемы в научной литературе и практике; изучение педагогического опыта; обобщение.
   Результаты исследования. Теоретические исследования и образовательная практика подтверждают, что неконструктивное взаимодействие субъектов педагогической деятельности способствует формированию низких показателей знаний у обучающегося, отсутствию мотивации к обучению, возникновению конфликтов, затруднению в общении и препятствуют полноценному развитию личности ребенка. Конструктивные, гуманистические отношения педагога и обучающегося являются ключевым фактором успешного решения педагогических задач. Межличностные отношения субъектов педагогического процесса носят взаимовлияющий характер, являются отправной точкой в создании благоприятного психологического климата в группе, удовлетворенности процессом труда и способствуют достижению положительного результата совместной деятельности.
   Обсуждения и заключения. В заключение раскрывается роль педагога как ведущей фигуры в системе «педагог – ученик», причем эти отношения происходят в сложном переплетении взаимодействий ученика и учителя, учеников между собой, семьи и школы, педагога и педагога, которые так же оказывают влияние на учебно-педагогическое взаимодействие. Изучение отношений и взаимодействия внутри педагогической диады «педагог – обучающийся», проблем, вокруг которых формируются их основные коммуникации, строится на анализе классических и современных научных теорий, формулировании понятийного аппарата, определении форм взаимодействия, методов передачи информации, характере взаимодействия, что является залогом построения качественного учебного процесса.

Об авторе

Т. А. Мусхаджиева
Чеченский государственный педагогический университет
Россия

Тамара Абдуллаевна Мусхаджиева, кандидат педагогических наук, доцент

Грозный



Список литературы

1. Бухтиярова И. Н. Межличностные отношения детей и родителей: теоретико-методологический анализ / И. Н. Бухтиярова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2019. – № 3. – С. 76-80.

2. Григорьева М. В. Взаимодействие как категория современной психологии / М. В. Григорьева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития / М. В. Григорьева. – 2009. – № 3-4. – С. 3-13.

3. Долганов Д. Н. Структура системы межличностных отношений / Д. Н. Долганов // Мир науки. Педагогика и психология. – 2017. – № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-sistemy-mezhlichnostnyh-otnosheniy (дата обращения: 08. 06. 2022).

4. Елфимова Н. В. Исследование деформаций межличностного взаимодействия в системе «Педагог – учащийся» / Н. В. Елфимова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 3. – С. 89-92.

5. Елфимова Н. В. Межличностное взаимодействие в образовательной среде / Н. В. Елфимова // Образование и наука. – 2009. – № 3. – С. 66-72.

6. Журавлева Ю. А. Некоторые особенности межличностных отношений субъектов педагогического процесса / Ю. А. Журавлева // Вестник Курганского государственного университета. – 2017. – № 3 (46). – С. 51-56.

7. Макарова Т. В. Гармонизация межличностных отношений между субъектами образовательного процесса / Т. В. Макарова // Научный форум: Педагогика и психология: сборник статей по материалам XII Международной научно-практической конференции. – № 10 (12). – Москва: МЦНО, 2017. – С. 12-17.

8. Москаленко А. В. Влияние педагогического взаимодействия на субъектную позицию учащихся / А. В. Москаленко // МНКО. – 2011. – № 2. С. 219-220.

9. Петрова Т. Н. Формирование этнического компонента в содержании высшего педагогического образования: теория и практика / Т. Н. Петрова, Ш. М. Мухтарова // Вестник ЧГПУ имени И. Я. Яковлева. – 2015. – № 3 (87). – С. 170-176.

10. Полякова А. В. Понятие межличностного взаимодействия в социально-образовательной среде / А. В. Полякова // Проблемы педагогики. – 2017. – № 9 (32). – С. 25-27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-mezhlichnostnogo-vzaimodeystviya-v-sotsialno-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 16. 06. 2022).

11. Радионова Н. Ф. Проблема отношений учитель – ученик в педагогической науке: история вопроса / Н. Ф. Радионова, С. В. Ривкина // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 5. – С. 376-381.

12. Семенова Т. С. Отношения «ученик – учитель» / Т. С. Семенова // Социальная педагогика. – 2014. – № 5. – С. 97-103.

13. Собкин В. С. Влияние отношений между учителем и учеником на академические достижения учащихся / В. С. Собкин, А. С. Фомиченко // Управление образованием: теория и практика. – 2015. – № 3 (19). – С. 34-53.

14. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский. – Ижевск: Удмуртия, 1981. – 296 с.

15. Хуторской А. В. Теория элементарного образования И. Г. Песталоцци / А. В. Хуторской // Школьные технологии. – 2010. – № 2. – С. 78-82.

16. Amirkhan J. N. A Facior Analytically Derived Measure of Coping: the Strategy Indicator // Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59. Pp. 1066-1074.

17. Bem S. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. Vol. 42, no, 2. Pp. 155-162.

18. Britt J. E. Teacher-student relationships and student achievement in grades six and seven mathematics. VA, Lynchburg: Liberty University, 2013. 287 p.

19. Bronfenbrenner U., Morris P. A. The ecology of developmental processes // Damon W., Lerner R. M. (eds.) Handbook of child psychology: Theoretical models of human development. John Wiley & Sons Inc., 1998. Pp. 993-1028.

20. Buhrmester D., Furman W. The development of companionship and intimacy // Child Development. 1987. Vol. 58 (4). Pp. 1101-11. DOI: 10.1111/j.1467-8624.1987.tb01444.x.

21. Bain A. Education as a Science. London: Longmans, 1881.

22. Carles S. A., de Paola С. The measurement of cohesion in work teams // Small Group Research. 2000. Vol. 31, no. 1. Pp. 18-71.

23. Carron A. V., Brawley L. R. Cohesion // Small Group Research. 2000. Vol 31, no. 1. Pp. 89-90.

24. Ferre E.R., Lopez C., Haggard P. Anchoring the Self to the Body: Vestibular Contribution to the Sense of Self // Psychological Science. 2014. Vol. 25, no. 11. Pp. 2106-2108. doi: 10.1177/0956797614547917.

25. Gutsu E. G., Demeneva N. N., Kochetova E. V., Mayasova T. V., Belinova N. V. Studying motivational-axiological component of professional competence of a college teacher // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 18. Pp. 12650-12657.

26. Hillis A. E. Inability to Empathize: Brain Lesions That Disrupt Sharing and Understanding Another’s Emotions // Brain. 2014. Vol. 137, no. 4. Pp. 981-987. doi: 10.1093/brain/awt317.

27. Szasz T. S., Hollender M. H. A Contribution to the Philosophy of medicine // JAMA Internet Medicine. 1956. Vol. 97 (5). Pp. 585-592. DOI: 10.1001/archinte.1956.00250230079008.

28. Fan W., Williams C. M. The effects of parental involvement on students’ academic self-efficacy, engagement and intrinsic motivation // Educational Psychology. 2010. Vol. 30 (1). Pp. 53-74.

29. Knaak S., Mantler E., Szeto A. Mental illness-related stigma in healthcare Barriers to access and care and evidence-based solutions // Healthc Manage Forum. 2017. Vol. 30, no. 2. Pp. 111-116. doi: 10.1177/0840470416679413.

30. Rey R. B., Smith A. L., Yoon J., Somers C., Barnett D. Relationships between teachers and urban African American children: the role of informant // School Psychology International. 2007. Vol. 28. Pp. 346-364.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 64


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)