Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Тьюторское сопровождение как педагогическое условие реализации проектной деятельности студентов вуза

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-4

Полный текст:

Аннотация

Введение. Быстрые темпы развития современного общества вынуждают рынок труда предъявлять постоянно обновляющиеся требования к выпускникам вузов. Однако программы высшего образования не обладают желаемой динамикой изменений в своем содержании, поскольку составляются на год набора студентов, а не с учетом новых, потенциально возможных условий трудоустройства по окончании четырех лет обучения. Подобная ситуация неопределенности ставит под вопрос долгосрочное планирование профессиональной деятельности выпускников, что заставляет обратиться к такому подходу в образовании, в результате которого выпускник приобрел бы умение определять свои ценности, самостоятельно находить ресурсы для реализации своих целей, организовывать свою деятельность и осуществлять ее рефлексию. Реализация подобной идеи возможна посредством тьюторского сопровождения, имеющего потенциал для организации и развития индивидуальной образовательной траектории.

Материалы и методы. Исследование базируется на теоретическом анализе и интерпретации педагогической литературы по рассматриваемой теме, методах синтеза, аналогии, систематизации в целях обобщения и сопоставления данных.

Результаты исследования. Необходимость соответствия современным стандартам и требованиям обусловило разработку учебных планов практик с использованием метода проектов в Самарском государственном техническом университете. Тьюторство в данной связи является важной частью университетского процесса преподавания и обучения, призванного улучшить показатели успеваемости студентов и дать им возможность достичь своих профессиональных целей. Опыт тьюторского сопровождения был получен изначально в ходе работы с проектной командой над созданием программы обучения иностранному языку в виртуальной реальности (2016-2019 гг.). Тьюторское сопровождение представлено в качестве педагогического условия, направленного на актуализацию и создание целостности содержания образования через индивидуальную траекторию с учетом личностных особенностей и потребностей обучающегося. Оно рассматривается как базовая стратегия для любой модели обучения, руководства студентами, индивидуализации и контроля. В данный период проектная работа ведется по трем образовательным трекам: «Школа лидера», «Технологическое предпринимательство» и «Высшая научная школа», – ориентированным на формирование проектных и исследовательских компетенций студентов, которые можно фиксировать как собственный компетентностный прирост.

Обсуждение и заключения. Раскрыта сущность тьюторства как эффективной практики индивидуализации образовательного процесса. Отмечена роль диалогической позиции педагога в реализации практики тьюторства. Сделан вывод о том, что, поскольку задача тьютора – помочь обучающемуся с оптимальным выбором ресурсов для построения собственного образовательного маршрута, практику подобного взаимодействия следует применять в вузах для формирования у тьюторантов гибкого подхода к решению проблем в будущей профессиональной деятельности. Большая доля самостоятельности на протяжении обучения позволяет студенту самому заниматься целеполаганием, самосовершенствованием, рефлексией, поэтому в дальнейшей профессиональной жизни данные составляющие не вызовут у него затруднений.

Об авторе

П. Г. Лабзина
Самарский государственный технический университет
Россия

Лабзина Полина Глебовна – кандидат педагогический наук, доцент кафедры иностранных языков

Самара



Список литературы

1. Белицкая Е.В. Тьюторская система обучения в современном образовании Англии: автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2012. 24 с.

2. Данейкин Ю.В., Калинская О.Е., Федотова Н.Г. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, №8/9. С. 104-116. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-104-116.

3. Ерофеева Н.Е., Мелекесов Г.А., Чикова И.В. Опыт реализации тьюторского сопровождения образовательного процесса в вузе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. №7(182). С. 98-104.

4. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь. URL: https://www.efremova.info/ (дата обращения: 01.12.2021).

5. Зыкова Н.Ю., Мазкина О.Б. Опыт организации тьюторского сопровождения в системе высшего образования // Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1.

6. Ковалева Т.М. Основные тенденции тьюторства в России // Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: матер. науч.-практ. конф. Пермь: ПГГПУ, 2012. С. 3-8.

7. Ковалева Т.М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании // Вопросы образования. 2011. №2. С. 163-180. DOI: 10.17323/1814-9545-2011-2-163-180.

8. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/foreign-wordskomlev/index.htm (дата обращения: 01.12.2021).

9. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Русский язык, 2000. 856 с.

10. Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Аксенова Н.М. Многомерное пространство студентоцентрированного обучения // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, №3. С. 92-99. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2017.03.041.

11. Открытое дистанционное образование: словарь терминов / сост. А.А. Вербицкий, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская, С.А. Щенников. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2005.

12. Программа развития Самарского государственного технического университета до 2025 года. URL: https://su.samgtu.ru/files (дата обращения: 03.12.2021).

13. Рыбалкина Н.В. К истории тьюторства // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвящённый 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. Томск: «Принт», 2005.

14. Сергеева М.Г. Тьюторство в зарубежной и российской педагогической практике // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-4. С. 255-258.

15. Солодова Е.А., Ефимов П.П. Об актуальности тьюторства в современном образовании // Актуальные вопросы современной науки. 2013. №30-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-aktualnosti-tyutorstva-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения: 19.12.2021).

16. Сысоева Е.В. Роль тьютора в образовательном пространстве высшей школы // Наука и современность. 2016. №44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tyutora-vobrazovatelnom-prostranstve-vysshey-shkoly (дата обращения: 01.12.2021).

17. Файн Т.А. Тьюторство как технология социальной работы в образовательном пространстве общего образования // Технологии социальной работы в образовательной практике: коллективная монография / ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Изд-во «Зебра», 2016. С. 5-18.

18. Фуко М. Герменевтика субъекта. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 2007. 680 с.


Рецензия

Просмотров: 194


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)