Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Формирование готовности будущих учителей к реализации стратегий сценирования поликультурного взаимодействия

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-8

Полный текст:

Аннотация

   Введение. На современном этапе ценностно-целевые ориентиры модернизации системы образования России направлены на поликультурное воспитание школьников. Эффективность процесса поликультурного воспитания школьников в условиях общеобразовательной организации определяется профессионализмом педагога, поэтому важнейшей задачей для системы образования становится сформировать у будущих педагогов поликультурную компетенцию. На наш взгляд, сценарный подход к формированию поликультурных компетенций является одним из инструментов эффективного обновления содержания образования. Для реализации технологии сценирования педагогу необходимо создать специальные ситуации учения-обучения, которые направлены на передачу информации и развитие поликультурных умений обучающихся. В связи с этим одной из важных задач подготовки будущего учителя становится формирование его готовности к реализации стратегий сценирования поликультурного взаимодействия.
   Материалы и методы. Теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов; педагогический эксперимент (анкетирование, ранжирование, контент-анализ), методы обработки полученных данных.
   Результаты исследования. Проведена педагогическая диагностика с целью определения готовности будущего педагога к реализации стратегий поликультурного взаимодействия. Для выявления уровня сформированности когнитивного, мотивационно-ценностного и результативно-деятельностного компонентов использовались специфические методы диагностики (анкета С. А. Хазова, Ф. Р. Хатит; ранжирование ценностей по степени их значимости С. А. Хазова, Ф. Р. Хатит; контент-анализ), отвечающие особенностям данного конкретного компонента.
   Обсуждение и заключения. Организацию работы по формированию готовности будущих учителей к реализации стратегий сценирования поликультурного взаимодействия необходимо проводить в условиях реализации междисциплинарной интеграции, обеспечивающей продуктивность процесса формирования готовности будущих учителей к реализации стратегий сценирования поликультурного взаимодействия; включения студентов в разнообразную (индивидуальные, социально значимые, проектная деятельность) внеаудиторную деятельность поликультурной направленности.

Об авторах

Е. А. Стерлиговa
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Екатерина Александровна Стерлигова, преподаватель

кафедра английской филологии

Челябинск

57205184703



С. Н. Фортыгина
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, доцент

кафедра педагогики, психологии и предметных методик

Челябинск

57200860153



Список литературы

1. Артюхова Л. А. Язык как инструмент поликультурного взаимодействия / Л. А. Артюхова, И. А. Монастырская // Мировоззренческие основания культуры современной России: сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 10–12 мая 2018 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2018. – С. 24-27.

2. Большой толковый психологический словарь. Т. 2 (П - Я) : пер. с англ. / Артур Ребер. – Москва: Вече; АСТ, 2003.

3. Будко М. В. Применение инновационных технологий при формировании навыков поликультурного взаимодействия / М. В. Будко, Е. В. Писарева // Problems of modern education: Materials of the VIII International scientific conference, Prague, 10–11 сентября 2017 года. Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s. r. o., 2017. – С. 18-21.

4. Громыко Н. В. Сценирование в мыследеятельностной педагогике / Н. В. Громыко, Ю. В. Громыко // Пушкинское слово. – Москва, 2003. – С. 114-115.

5. Громыко Ю. В. Сценарная паноплия / Ю. В. Громыко. – Москва, 2004. – 400 с.

6. Громыко Ю. В. Труд самоопределения в современном мире: учебная книга для управленцев и педагогов / Ю. В. Громыко. – Москва: Пушкинский институт, 2009. – 544 с.

7. Джуринский А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум для вузов / А. Н. Джуринский. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2022. – 257 с.

8. Дюжакова М. В. Развитие поликультурного образования в контексте современного образования России / М. В. Дюжакова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2016. – № 2 (271). – С. 30-32.

9. Епхиева М. К. Поликультурное образование в системе профессионального и высшего образования / М. К. Епхиева, А. Р. Джиоева // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – № 3-2 (67). – С. 81-84.

10. Кирильчик Т. К. Реализация технологии сценирования в обучении иноязычному диалогическому общению / Т. К. Кирильчик // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы ХI Международной научной конференции, посвященной 96-летию образования Белорусского государственного университета, Минск, 25 октября 2017 года. – Минск: Белорусский государственный университет, 2017. – С. 157-158.

11. Кокаревич М. Н. Возможности поликультурного взаимодействия / М. Н. Кокаревич // Мировоззренческие основания культуры современной России: сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 10–12 мая 2018 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2018. – С. 82-86.

12. Лотфуллин М. В. Поликультурное образование - новый этап развития национального образования / М. В. Лотфуллин // Крымское историческое обозрение. – 2014. – № 1. – С. 192-196.

13. Матюхина Е. Н. Культура как основа коммуникации / Е. Н. Матюхина // Language and Literature. – 2004. – Вып. 20.

14. Никонова Н. П. Формирование поликультурной компетентности будущих специалистов / Н. П. Никонова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т. 8, № 3 (28). – С. 109-112.

15. Новолодская С. Л. Поликультурное образование – качественная характеристика современного образования / С. Л. Новолодская // Высшее образование сегодня. – 2015. – № 8. – С. 62-65.

16. Орешкина А. К. Поликультурное образование в структуре высшего профессионального образования РФ / А. К. Орешкина, Л. В Лидак // Педагогика. – 2014. – № 6. – С. 119-124.

17. Осадчук О. Л. Сценарное моделирование процессов управления в сфере образования / О. Л. Осадчук // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2011. – № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenarnoe-modelirovanie-protsessov-upravleniya-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 04. 05. 2022).

18. Половкова М. В. Условия освоения задачной формы организации образовательного процесса в школе / М. В. Половкова. – Тюмень: ТОГИРРО, 2002. – 120 с.

19. Постановление Правительства РФ от 04. 10. 2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/182563/ (дата обращения: 04. 05. 2022).

20. Правдюк О. В. Цифровой формат поликультурного взаимодействия / О. В. Правдюк ; под редакцией О. А. Шпырко [и др.] // Черноморская конференция-2019: сборник материалов III Черноморской международной научно-практической конференции Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Севастополь, 20–22 июня 2019 года. – Севастополь: Филиал Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в г. Севастополе, 2019. – С. 53-54.

21. Приказ Минтруда России от 18. 10. 2013 № 544н (с изм. от 25. 12. 2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06. 12. 2013 № 30550). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 04. 05. 2022).

22. Роботова А. С. Ресурсы улучшения профессиональной подготовки учителя (Статья первая) / А. С. Роботова // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2010. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/resursy-uluchsheniya-professionalnoy-podgotovki-uchitelya-statya-pervaya (дата обращения: 04. 05. 2022).

23. Сафиуллина Л. М. Образование студентов поликультурного типа как неотъемлемый компонент процесса реформирования языкового образования / Л. М. Сафиуллина // Вестник Башкирского университета. – 2010. – Т. 15, № 1. – С. 217-220.

24. Сурудина Е. А. Использование опыта зарубежного поликультурного образования в российской практике образования / Е. А. Сурудина // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 74-5. – С. 124-128.

25. Тюнников Ю. С. Преподаватель и студент: сценарии взаимодействия / Ю. С. Тюнников, М. А. Мазниченко // Высшее образование в России. – 2004. – № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavatel-i-student-stsenarii-vzaimodeystviya (дата обращения: 04. 05. 2022).

26. Указ Президента РФ от 19. 12. 2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://base.garant.ru/70284810/ (дата обращения: 04. 05. 2022).

27. Федеральный закон от 17. 06. 1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии». URL: http://base.garant.ru/135765/ (дата обращения: 04. 05. 2022).

28. Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ΦЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04. 05. 2022).

29. Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность: учебное пособие для вузов / Н. Р. Азизова [и др.] – Москва: Юрайт, 2022. – 162 с.

30. Хазова С. А. Поликультурная компетентность педагога: монография / С. А. Хазова, Ф. Р. Хатит. – Майкоп: ЭлИТ, 2015. doi: 10.18411/2015-11-014.

31. Хупсарокова А. М. Предметно-содержательные компоненты поликультурной компетентности педагога / А. М. Хупсарокова, Ф. П. Хакунова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2011. – № 1. – С. 50-55.

32. Alismail H. A. Multicultural Education: Teachers' Perceptions and Preparation // Journal of Education and Practice. 2016. Vol. 7. Pp. 139-146.

33. Barton K. C., Ho Li-Ch. Cultivating sprouts of benevolence: a foundational principle for curriculum in civic and multicultural education // Multicultural Education Review. 2020. Vol. 12, no. 3. Pp. 157-176. doi: 10.1080/2005615X.2020.1808928.

34. Gorski P. C. Making better multicultural and social justice teacher educators: a qualitative analysis of the professional learning and support needs of multicultural teacher education faculty // Multicultural Education Review. 2016. Vol. 8, no. 3. Pp. 139-159. doi: 10.1080/2005615X.2016.1164378.

35. Halse C. Building a collective multicultural consciousness // Multicultural Education Review. 2022. Vol. 14, No. 1. doi: 10.1080/2005615X.2022.2040144.

36. Krummel A. Multicultural teaching models to educate pre-service teachers: Reflections, service-learning, and mentoring // Current Issues in Education. 2013. Vol. 16 (1). Pp. 1-8. Available at: https://cie.asu.edu/ojs/index.php/cieatasu/issue/view/23 (accessed: 04. 05. 2022).

37. Nieto S. Re-imagining multicultural education: new visions, new possibilities // Multicultural Education Review. 2017. Vol. 9, no. 1. Pp. 1-10. doi: 10.1080/2005615X.2016.1276671.

38. Rios Fr., Markus S. Multicultural Education as a Human Right: Framing Multicultural Education for Citizenship in a Global Age // Multicultural Education Review. 2011. Vol. 3, no. 2. Pp. 1-35. doi: 10.1080/23770031.2009.11102882.


Рецензия

Просмотров: 187


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)