Формирование готовности будущих учителей к реализации стратегий сценирования поликультурного взаимодействия
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-8
Аннотация
Введение. На современном этапе ценностно-целевые ориентиры модернизации системы образования России направлены на поликультурное воспитание школьников. Эффективность процесса поликультурного воспитания школьников в условиях общеобразовательной организации определяется профессионализмом педагога, поэтому важнейшей задачей для системы образования становится сформировать у будущих педагогов поликультурную компетенцию. На наш взгляд, сценарный подход к формированию поликультурных компетенций является одним из инструментов эффективного обновления содержания образования. Для реализации технологии сценирования педагогу необходимо создать специальные ситуации учения-обучения, которые направлены на передачу информации и развитие поликультурных умений обучающихся. В связи с этим одной из важных задач подготовки будущего учителя становится формирование его готовности к реализации стратегий сценирования поликультурного взаимодействия.
Материалы и методы. Теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов; педагогический эксперимент (анкетирование, ранжирование, контент-анализ), методы обработки полученных данных.
Результаты исследования. Проведена педагогическая диагностика с целью определения готовности будущего педагога к реализации стратегий поликультурного взаимодействия. Для выявления уровня сформированности когнитивного, мотивационно-ценностного и результативно-деятельностного компонентов использовались специфические методы диагностики (анкета С. А. Хазова, Ф. Р. Хатит; ранжирование ценностей по степени их значимости С. А. Хазова, Ф. Р. Хатит; контент-анализ), отвечающие особенностям данного конкретного компонента.
Обсуждение и заключения. Организацию работы по формированию готовности будущих учителей к реализации стратегий сценирования поликультурного взаимодействия необходимо проводить в условиях реализации междисциплинарной интеграции, обеспечивающей продуктивность процесса формирования готовности будущих учителей к реализации стратегий сценирования поликультурного взаимодействия; включения студентов в разнообразную (индивидуальные, социально значимые, проектная деятельность) внеаудиторную деятельность поликультурной направленности.
Об авторах
Е. А. СтерлиговaРоссия
Екатерина Александровна Стерлигова, преподаватель
кафедра английской филологии
Челябинск
57205184703
С. Н. Фортыгина
Россия
Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра педагогики, психологии и предметных методик
Челябинск
57200860153
Список литературы
1. Артюхова Л. А. Язык как инструмент поликультурного взаимодействия / Л. А. Артюхова, И. А. Монастырская // Мировоззренческие основания культуры современной России: сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 10–12 мая 2018 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2018. – С. 24-27.
2. Большой толковый психологический словарь. Т. 2 (П - Я) : пер. с англ. / Артур Ребер. – Москва: Вече; АСТ, 2003.
3. Будко М. В. Применение инновационных технологий при формировании навыков поликультурного взаимодействия / М. В. Будко, Е. В. Писарева // Problems of modern education: Materials of the VIII International scientific conference, Prague, 10–11 сентября 2017 года. Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s. r. o., 2017. – С. 18-21.
4. Громыко Н. В. Сценирование в мыследеятельностной педагогике / Н. В. Громыко, Ю. В. Громыко // Пушкинское слово. – Москва, 2003. – С. 114-115.
5. Громыко Ю. В. Сценарная паноплия / Ю. В. Громыко. – Москва, 2004. – 400 с.
6. Громыко Ю. В. Труд самоопределения в современном мире: учебная книга для управленцев и педагогов / Ю. В. Громыко. – Москва: Пушкинский институт, 2009. – 544 с.
7. Джуринский А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум для вузов / А. Н. Джуринский. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2022. – 257 с.
8. Дюжакова М. В. Развитие поликультурного образования в контексте современного образования России / М. В. Дюжакова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2016. – № 2 (271). – С. 30-32.
9. Епхиева М. К. Поликультурное образование в системе профессионального и высшего образования / М. К. Епхиева, А. Р. Джиоева // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – № 3-2 (67). – С. 81-84.
10. Кирильчик Т. К. Реализация технологии сценирования в обучении иноязычному диалогическому общению / Т. К. Кирильчик // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы ХI Международной научной конференции, посвященной 96-летию образования Белорусского государственного университета, Минск, 25 октября 2017 года. – Минск: Белорусский государственный университет, 2017. – С. 157-158.
11. Кокаревич М. Н. Возможности поликультурного взаимодействия / М. Н. Кокаревич // Мировоззренческие основания культуры современной России: сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 10–12 мая 2018 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2018. – С. 82-86.
12. Лотфуллин М. В. Поликультурное образование - новый этап развития национального образования / М. В. Лотфуллин // Крымское историческое обозрение. – 2014. – № 1. – С. 192-196.
13. Матюхина Е. Н. Культура как основа коммуникации / Е. Н. Матюхина // Language and Literature. – 2004. – Вып. 20.
14. Никонова Н. П. Формирование поликультурной компетентности будущих специалистов / Н. П. Никонова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т. 8, № 3 (28). – С. 109-112.
15. Новолодская С. Л. Поликультурное образование – качественная характеристика современного образования / С. Л. Новолодская // Высшее образование сегодня. – 2015. – № 8. – С. 62-65.
16. Орешкина А. К. Поликультурное образование в структуре высшего профессионального образования РФ / А. К. Орешкина, Л. В Лидак // Педагогика. – 2014. – № 6. – С. 119-124.
17. Осадчук О. Л. Сценарное моделирование процессов управления в сфере образования / О. Л. Осадчук // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2011. – № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenarnoe-modelirovanie-protsessov-upravleniya-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 04. 05. 2022).
18. Половкова М. В. Условия освоения задачной формы организации образовательного процесса в школе / М. В. Половкова. – Тюмень: ТОГИРРО, 2002. – 120 с.
19. Постановление Правительства РФ от 04. 10. 2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/182563/ (дата обращения: 04. 05. 2022).
20. Правдюк О. В. Цифровой формат поликультурного взаимодействия / О. В. Правдюк ; под редакцией О. А. Шпырко [и др.] // Черноморская конференция-2019: сборник материалов III Черноморской международной научно-практической конференции Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Севастополь, 20–22 июня 2019 года. – Севастополь: Филиал Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в г. Севастополе, 2019. – С. 53-54.
21. Приказ Минтруда России от 18. 10. 2013 № 544н (с изм. от 25. 12. 2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06. 12. 2013 № 30550). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 04. 05. 2022).
22. Роботова А. С. Ресурсы улучшения профессиональной подготовки учителя (Статья первая) / А. С. Роботова // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2010. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/resursy-uluchsheniya-professionalnoy-podgotovki-uchitelya-statya-pervaya (дата обращения: 04. 05. 2022).
23. Сафиуллина Л. М. Образование студентов поликультурного типа как неотъемлемый компонент процесса реформирования языкового образования / Л. М. Сафиуллина // Вестник Башкирского университета. – 2010. – Т. 15, № 1. – С. 217-220.
24. Сурудина Е. А. Использование опыта зарубежного поликультурного образования в российской практике образования / Е. А. Сурудина // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 74-5. – С. 124-128.
25. Тюнников Ю. С. Преподаватель и студент: сценарии взаимодействия / Ю. С. Тюнников, М. А. Мазниченко // Высшее образование в России. – 2004. – № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavatel-i-student-stsenarii-vzaimodeystviya (дата обращения: 04. 05. 2022).
26. Указ Президента РФ от 19. 12. 2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://base.garant.ru/70284810/ (дата обращения: 04. 05. 2022).
27. Федеральный закон от 17. 06. 1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии». URL: http://base.garant.ru/135765/ (дата обращения: 04. 05. 2022).
28. Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ΦЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04. 05. 2022).
29. Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность: учебное пособие для вузов / Н. Р. Азизова [и др.] – Москва: Юрайт, 2022. – 162 с.
30. Хазова С. А. Поликультурная компетентность педагога: монография / С. А. Хазова, Ф. Р. Хатит. – Майкоп: ЭлИТ, 2015. doi: 10.18411/2015-11-014.
31. Хупсарокова А. М. Предметно-содержательные компоненты поликультурной компетентности педагога / А. М. Хупсарокова, Ф. П. Хакунова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2011. – № 1. – С. 50-55.
32. Alismail H. A. Multicultural Education: Teachers' Perceptions and Preparation // Journal of Education and Practice. 2016. Vol. 7. Pp. 139-146.
33. Barton K. C., Ho Li-Ch. Cultivating sprouts of benevolence: a foundational principle for curriculum in civic and multicultural education // Multicultural Education Review. 2020. Vol. 12, no. 3. Pp. 157-176. doi: 10.1080/2005615X.2020.1808928.
34. Gorski P. C. Making better multicultural and social justice teacher educators: a qualitative analysis of the professional learning and support needs of multicultural teacher education faculty // Multicultural Education Review. 2016. Vol. 8, no. 3. Pp. 139-159. doi: 10.1080/2005615X.2016.1164378.
35. Halse C. Building a collective multicultural consciousness // Multicultural Education Review. 2022. Vol. 14, No. 1. doi: 10.1080/2005615X.2022.2040144.
36. Krummel A. Multicultural teaching models to educate pre-service teachers: Reflections, service-learning, and mentoring // Current Issues in Education. 2013. Vol. 16 (1). Pp. 1-8. Available at: https://cie.asu.edu/ojs/index.php/cieatasu/issue/view/23 (accessed: 04. 05. 2022).
37. Nieto S. Re-imagining multicultural education: new visions, new possibilities // Multicultural Education Review. 2017. Vol. 9, no. 1. Pp. 1-10. doi: 10.1080/2005615X.2016.1276671.
38. Rios Fr., Markus S. Multicultural Education as a Human Right: Framing Multicultural Education for Citizenship in a Global Age // Multicultural Education Review. 2011. Vol. 3, no. 2. Pp. 1-35. doi: 10.1080/23770031.2009.11102882.