Психологическое благополучие китайских и российских академически одаренных подростков: сравнительный анализ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-13
Аннотация
Введение. Психологическое благополучие является важнейшим ресурсом и условием развития человеческого потенциала, что определяет актуальность изучения психологического благополучия детей и подростков с признаками одаренности, в том числе в контексте кросс-культурного анализа. В статье представлены результаты сравнительного анализа психологического благополучия китайских и российских подростков, обучающихся на специализированных образовательных программах для академически одаренных школьников.
Материалы и методы. Выборку составили 177 подростков в возрасте 15 лет (45,8% девушек) из Китая и России (62 подростка, обучающихся на специализированных образовательных программах для академически одаренных школьников, и 115 подростков, обучающихся по общеобразовательным программам). Для сбора эмпирических данных использовалась Шкала психологического благополучия К. Рифф (в адаптациях на русском и китайском языках) и анкета для оценки отношения подростков к собственной одаренности (только для выборок одаренных подростков).
Результаты исследования. Профили психологического благополучия китайских и российских академически одаренных подростков не имеют статистически значимых различий. Между профилями групп сравнения установлены достоверные различия по параметрам «личностный рост» (F=3,16) и «самопринятие» (F=3,21), более высокие показатели по обоим параметрам зафиксированы в российской группе сравнения. При этом китайские академически одаренные подростки превосходят своих сверстников из группы сравнения по параметрам «цели в жизни», «личностный рост», «автономия», «позитивные отношения» и по суммарному показателю психологического благополучия (4,27≤F≤9,19), академически одаренные подростки из России – только по параметру «автономия» (F=4,28). В выборке российских академически одаренных подростков отношение к собственной одаренности не связано с психологическим благополучием, в выборке одаренных подростков из Китая связано с суммарным показателем благополучия, а также компонентами личностного роста и самопринятия (0,40≤r≤0,44).
Обсуждение и заключения. Результаты обсуждаются в контексте анализа культурно обусловленных различий социальной ситуации развития личности подростков Китая и России.
Об авторах
С. ВанРоссия
Ван Синьчжо – аспирант
SPIN-код: 3888-6502
Санкт-Петербург
Е. Н. Волкова
Россия
Волкова Елена Николаевна – доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник института психологии
SPIN-код: 6932-2512, Scopus AuthorID: 35486087600, ResearcherID: G-8595-2015
Санкт-Петербург
А. В. Микляева
Россия
Микляева Анастасия Владимировна – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии человека
SPIN-код: 9471-8985, Scopus AuthorID: 53984860100, ResearcherID: D-4700-2017
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Ведикова Е.Ю., Калягина Е.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников с признаками одаренности // Проблема процесса саморазвития и самоорганизации в психологии и педагогике. Уфа: Агентство международных исследований, 2018. С. 50-57.
2. Волкова Е.Н. Субъективное благополучие в системе критериев позитивной социализации детей, подростков и молодежи // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. №2. С. 805-812. DOI: https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2019-2-100.
3. Волкова Е.Н., Микляева А.В., Кошелева А.Н., Хороших В.В. Отношение к собственной одаренности у старших подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, №3. С. 49-63. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250305.
4. Волкова Е.Н., Микляева А.В., Хороших В.В. Критерии идентификации детской и подростковой одаренности как основание для формирования выборок при проведении психологических исследований // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Т. 12, №1. С. 69-78.
5. Гавриченкова Т.К. Мотивационные профили и психологическое благополучие математически одаренных старшеклассников: дипломная работа / научный руководитель: Т.О. Гордеева. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2014. URL: https://istina.msu.ru/diplomas/6444440/ (дата обращения: 13.02.2019).
6. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32, №3. С. 82-93.
7. Комаров А.В., Сапожников Д.А. Учебная миграция конца XX – начала XXI века как элемент исторического взаимодействия России и Китая // Наука. Общество. Оборона. 2019. №4(21). С. 9-9. DOI: https://doi.org/10.24411/2311-1763-2019-10218.
8. Ларионова Л.И. Модель интеллектуальной одаренности и культурно-психологические факторы ее развития // Сибирский психологический журнал. 2005. №21. С. 157-161.
9. Поссель Ю.А., Чжао Ч. Особенности ролевой самооценки российских и китайских студентов // Психология человека в образовании. 2021. Т. 3, №4. С. 385-400. DOI: https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-385-400.
10. Роденко Е.А. Изучение уровня психологического благополучия личности подростков // Психология XXI века: материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века», 22-24 апреля 2010 года. Санкт-Петербург / под науч. ред. О.Ю. Щелковой. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. С. 225-227.
11. Сафронова М.А. Подходы к пониманию одаренности в разных странах (на примере России и Китая) // Современная психология: материалы II Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2014. С. 18-20.
12. Хиеу Ф.Т., Попова Л.В. Имплицитные представления об одаренных людях у вьетнамских студентов // Наука и школа. 2011. №3. С. 122-126.
13. Altman R. Social‐ emotional development of gifted children and adolescents: A research model // Roeper Review. 1983. Vol. 6. Pp. 65-68.
14. Amholt T.T., Dammeyer J., Carter R., Niclasen J. Psychological Well-Being and Academic Achievement among School-Aged Children: a Systematic Review // Child Indicators Research. 2020. Vol. 13. Pp. 1523-1548. DOI: https://doi.org/10.1007/s12187-020-09725-9.
15. Bergold S., Wirthwein L., Steinmayr R. Similarities and Differences between Intellectually Gifted and Average-Ability Students in School Performance, Motivation, and Subjective Well-Being // Gifted Child Quarterly. 2020. Vol. 64(4). Pp. 285-303. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0016986220932533.
16. Boazman J., Sayler M. Personal well-being of gifted students following participation in an early college-entrance program // Roeper Review. 2011. Vol. 33(2). Pp. 76-85. DOI: https://www.doi.org/10.1080/02783193.2011.554153.
17. Chan D.W., Chan L.-k., Sun X. Developing a Brief Version of Ryff’s Scale to Assess the Psychological Well-Being of Adolescents in Hong Kong // European Journal of Psychological Assessment. 2019. Vol. 35(3). Pp. 414-422. DOI: https://doi.org/10.1027/1015-5759/a000403.
18. Diener E., Oishi S., Tay L. Advances in subjective well-being research // Nature Human Behaviour. 2018. Vol. 2. Pp. 253-260. DOI: https://doi.org/10.1038/s41562-018-0307-6.
19. Fouladchanga M., Kohgard A., Salah V. A study of psychological health among students of gifted and nongifted high schools // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 5. Pp. 1220-1225.
20. Guo S., Li L., Sun Y., Houang R., Schmidt W.H. Does boarding benefit the mathematics achievement of primary and middle school students? Evidence from China // Asia Pacific Journal of Education. 2020. Vol. 41(1). Pp. 1-23. DOI: https://doi.org/10.1080/02188791.2020.1760081.
21. Henfield M.S., Washington A.R., Owens D. To be or not to be gifted: The choice for a new generation // Gifted Child Today. 2010. Vol. 33(2). Pp. 17-25.
22. Hollingworth L. The child of very superior intelligence as a special problem in social adjustment // Mental Hygiene. 1931. Vol. 15(1). Pp. 3-16.
23. Hopp M., Händel M., Stoeger H., Vialle W., Ziegler A. A cross-national study of implicit theories of a creative person // Education Sciences. 2016. Vol. 6. P. 38.
24. Jin S.-U., Moon S.M. A study of well-being and school satisfaction among academically talented students attending a science high school in Korea // Gifted Child Quarterly. 2006. Vol. 50(2). Pp. 169-184. DOI: https://doi.org/10.1177/001698620605000207.
25. Jones T. Equally cursed and blessed: Do gifted and talented children experience poorer mental health and psychological well-being? // Educational & Child Psychology. 2013. Vol. 30(2). Pp. 44-66.
26. Kao C. Mathematically gifted adolescent females' mixed sentiment toward gender stereotypes // Social Psychology of Education. 2015. Vol. 18(1). Pp. 17-35.
27. Li J., Wang Y., Xiao F. East Asian international students and psychological well-being: A systematic review // Journal of International Students. 2019. Vol. 4. Pp. 301-313.
28. Lombroso C. The man of genius. London: Scott, 1891. 219 p.
29. Maricchiolo F., Mosca O., Lauriola M., Krys K. From ME to WE: A literature review on happiness and well-being focused on relational factors and social interconnectedness // Psicologia sociale, Rivista quadrimestrale. 2021. Vol. 1. Pp. 3-25. DOI: http://dx.doi.org/10.1482/96851.
30. Martin L.T., Burns R.M., Schonlau M. Mental disorders among gifted and nongifted youth: A selected review of the epidemiologic literature // Gifted Child Quarterly. 2010. Vol. 54(1). Рр. 31-41. DOI: https://doi.org/10.1177/0016986209352684.
31. Mascret N., Cury F. “I'm not scientifically gifted, I'm a girl”: implicit measures of gender-science stereotypes – preliminary evidence // Educational Studies. 2015. Vol. 41(4). Рр. 462-465.
32. Neihart M. The impact of giftedness on psychological well-being: What does the empirical literature say? // Roeper Review. 1999. Vol. 22. Рр. 10-17. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02783199909553991.
33. Peterson J.S. Bright, tough, and resilient – and not in a gifted program // Journal of Secondary Gifted Education. 1997. Vol. 8. Рр. 121-136.
34. Ravens-Sieberer U., Devine J., Bevans K., Riley A.W., Moon J.H., Salsman J.M., Forrest C.B. Subjective well-being measures for children were developed within the PROMIS project: presentation of first results // Journal of Clinical Epidemiology. 2014. Vol. 67(2). Рр. 207-218.
35. Ryan R.M., Huta V., Deci E.L. Living well: A self-determination theory perspective on eudaimonia // Journal of Happiness Studies. 2008. Vol. 9. Рр. 139-170.
36. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57(6). Рр. 1069-1081.
37. Ryff C.D. Psychological well-being revisited: Advances in the science and practice of eudaimonia // Psychotherapy and psychosomatics. 2014. Vol. 83(1). Рр. 10-28. DOI: https://doi.org/10.1159/000353263.
38. Seligman M.E. Flourish: A visionary new understanding of happiness and well-being. New York: Atria Books, 2012. 368 p.
39. Shcheglova I.A. A Cross-Cultural Comparison of the Academic Engagement of Students // Russian Education & Society. 2018. Vol. 60(8-9). Pp. 665-681. DOI: https://doi.org/10.1080/10609393.2018.1598163.
40. Steel P., Taras V., Uggerslev K., Bosco F. The happy culture: A theoretical, meta-analytic, and empirical review of the relationship between culture and wealth and subjective well-being // Personality and Social Psychology Review. 2018. Vol. 22(2). Pp. 128-169.
41. Tatli C. Investigating of the subjective well-being of gifted adolescents // New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences. 2017. Vol. 4. DOI: https://doi.org/10.18844/prosoc.v4i4.2595.
42. Terman L. Genetic studies of genius. Stanford, CA: Stanford University Press, 1947. 448 p.
43. Volkova E.N., Bezgodova S.A., Miklyaeva A.V., Volkova I.V. Psychological well-being of adolescents gifted in math, humanities and sports: Comparative analysis // Psychology in Education. 2020. Vol. 2, no. 4. Pp. 358-365. DOI: https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-358-365.
44. Wise N. How Chinese students learn and encouraging engagement: a review paper // Казанский педагогический журнал. 2018. №5(130). C. 81-84.
45. Yu S., Levesque-Bristol C., Maeda Y. General need for autonomy and subjective well-being: A meta-analysis of studies in the US and East Asia // Journal of Happiness Studies. 2018. Vol. 19(6). Pp. 1863-1882.
46. Zeidner M., Shani-Zinovich I. Do academically gifted and nongifted students differ on the Big-Five and adaptive status? Some recent data and conclusions // Personality and Individual Differences. 2011. Vol. 51(5). Рр. 566-570. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2011.05.007.
47. Zhou J., Huebner E.S., Tian, L. Longitudinal Associations and Mechanisms between Achievement Goals and Subjective Well-Being in School in Chinese Adolescents // School Mental Health. 2020. Vol. 12(2). Pp. 353-365. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s12310-019-09356-8.
48. 邢占军, 黄立清. (2004) Ryff 心理幸福感量表在我国城市居民中的试用研究. 健康心理学 杂志,第 03 期,第 231-233 页. DOI: https://www.doi.org/10.13342/j.cnki.cjhp.2004.03.036.