Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Оценка эффективности деятельности классного руководителя: опыт Мининского университета

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-1

Полный текст:

Аннотация

   Введение. В статье обобщаются результаты первого года работы по реализации научного проекта «Оценка эффективности деятельности классного руководителя (в т. ч. разработка критериев эффективности)» (730000Ф.99.1.БВ10АА00006). Исследование направлено на разработку теоретических и методических основ оценки эффективности деятельности классных  руководителей современной школы.  Актуальность  задачи  определяется значительно возросшим в последние годы общественным вниманием к организации воспитательной деятельности школы и отсутствием единых, общепризнанных критериев оценки эффективности деятельности ключевой фигуры воспитательного процесса школы – классного руководителя.
   Материалы и методы. Теоретико-методологической базой исследования является комплекс методологических подходов: системно-деятельностного (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эдьконин); акмеологического (Г. М. Деркач, В. Н. Максимова); личностно ориентированного (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская); компетентностного (А. В. Хуторской, И. А. Зимняя); критериально-уровневого (И. А. Зимняя, Н. Б. Авалуева); задачного (В. И. Слободчиков, Г. А. Игнатьева); интегративного, комплексного (А. П. Беляева). Использовались следующие методы исследования: системный анализ и синтез, сравнительно-сопоставительный, теоретическое моделирование, опрос, метод экспертных оценок, изучение и обобщение педагогического опыта, методы статистической обработки результатов.
   Результаты исследования. В ходе исследования спроектирована и обоснована структурно-функциональная модель оценки эффективности деятельности классного руководителя. На её основе разработана интегративная критериальная матрица оценки эффективности деятельности классного руководителя, включающая процессуальный, личностный и результативный блоки, каждый из которых содержит определённые критерии и показатели. Они построены с учетом инвариантных направлений деятельности классного руководителя (деятельность по воспитанию и социализации личности обучающегося, работа с родителями, с классом, с педагогами-предметниками, с социальными партнёрами и соответствующая ей технология анализа и оценки). Сконструирована методика оценки эффективности деятельности классного руководителя как способ комплексной диагностики его профессиональной деятельности, качества взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений и определения степени развития его профессионально-личностных компетенций. Она включает интегративную критериальную матрицу, профессиограмму классного руководителя, процедурные «пакеты», современный практико-ориентированный диагностический инструментарий. Разработаны практико-ориентированные инструменты, средства оценки, являющиеся частью методики, которые обеспечивают объективность, уточняют содержание оценки и значительно расширяют возможности определения эффективности деятельности классного руководителя. Данные диагностические средства представлены чек-листами, графическими кейсами, опросниками. Результаты исследования прошли  апробацию, экспертизу и обсуждение в семи субъектах Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, г. Калининград, Нижегородская, Московская, Кировская, Ульяновская, Самарская области) в онлайн- и офлайн-режимах в контексте определения их практической применимости. Был получен позитивный отклик в профессиональном педагогическом сообществе.
   Обсуждение и заключения. Разработаны теоретические и методические основы оценки эффективности деятельности классных руководителей на основе выделенных выше методологических подходов и комплекса обоснованных принципов (открытости, оптимальности и объективности, системности, критериальной ясности, коллегиальности,
сочетания экспертной оценки и самооценки и др.). Результаты исследования могут быть использованы в массовой практике анализа и оценки эффективности деятельности классных руководителей. Кроме того, они могут быть применены в профессиональной подготовке будущих педагогов на уровне бакалавриата и магистратуры при разработке спецкурсов, посвящённых организации воспитательной деятельности в школе, а также в научно-исследовательской работе аспирантов, исследующих организацию воспитательной деятельности классных руководителей. Результаты исследования могут применяться на курсах повышения квалификации педагогов, реализующих функции классного руководства, советников по воспитанию, заместителей директоров школ по воспитательной работе при проектировании дополнительных профессиональных образовательных программ по воспитательной проблематике.

Об авторах

Е. А. Слепенкова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Евгения Александровна Слепенкова, доцент

кафедра общей и социальной педагогики

Нижний Новгород



Н. Д. Базарнова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Надежда Дмитриевна Базарнова, старший преподаватель

кафедра общей и социальной педагогики

Нижний Новгород

Researcher ID: T-2558-2018



Список литературы

1. Авалуева Н. Б. Критериальный подход к оценке эффективности воспитательной деятельности педагога: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. Б. Авалуева. – Санкт-Петербург, 2003. – 22 с.

2. Арифулина Р. О. Графические кейсы как инновационный инструмент оценки эффективности деятельности классного руководителя / Р. О. Арифулина, О. А. Катушенко // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2021. – № 4 (58). – С. 52-58.

3. Барба А. Н. Критерии деятельности классных руководителей как основа мониторинга эффективности их деятельности / А. Н. Барба // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – № 4. – С. 58-63.

4. Буряк Л. Г. Критерии и диагностический инструментарий внутришкольной оценки качества образования / Л. Г. Буряк // Человек и образование. – 2014. – № 2 (39). – С. 166-173.

5. Гудкина Л. Д. Оценка деятельности классных руководителей ГБОУ «Московская школа на Юго-Западе № 1543» / Л. Д. Гудкина // Классный руководитель. – 2018. – № 4.

6. Золотухина И. В. Диагностика качества воспитательной работы классного руководителя / И. В. Золотухина // Классный руководитель. – 2007. – № 8. – С. 70-76.

7. Коломийченко А. А. Проектировочная деятельность классного руководителя в современной школе / А. А. Коломийченко ; под редакцией И. В. Иванченко // Наука и образование: тенденции, проблемы и перспективы развития: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. – Москва, 2021. – С. 394-399.

8. Критерии оценки качества деятельности классного руководителя, разработанные Ассоциацией классных руководителей образовательных организаций // Ассоциация классных руководителей г. Москвы: [сайт]. URL: https://akr.gppc.ru/information/methodical (дата обращения: 25.10.2022).

9. Критерии оценки классного руководителя // МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Краснокаменска Забайкальского края: [сайт]. URL: https://sveka4.edusite.ru/p113aa1.html (дата обращения: 25.10.2022).

10. Куприянов Б. В. Классный руководитель: сдаваться нельзя! / Б. В. Куприянов // Народное образование. – 2010. – № 7. – С. 263-270.

11. Лебедева И. В. Дидактический инструментарий оценивания деятельности классного руководителя / И. В. Лебедева, Н. Д. Базарнова ; под редакцией З. И. Лаврентьевой // Классный руководитель и куратор студенческой группы: обновление стратегии и методики подготовки: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Новосибирск, 2022. – С. 157-160.

12. Лебедева И. В. Модель профессионального профиля классного руководителя: форматы деятельности / И. В. Лебедева, А. А. Лощилова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2021. – Т. 13, № 4. – С. 104-114.

13. Лощилова А. А. Возможности методики оценки эффективности деятельности классного руководителя в подготовке будущих педагогов к осуществлению функции классного руководителя / А. А. Лощилова ; под редакцией З. И. Лаврентьевой // Классный руководитель и куратор студенческой группы: обновление стратегии и методики подготовки: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Новосибирск, 2022. – С. 88-92.

14. Лощилова А. А. Моделирование системы чек-листов оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя: синергетический подход / А. А. Лощилова // Нижегородское образование. – 2022. – № 3. – С. 49-59.

15. Лощилова А. А. Карта самооценки как инструмент выявления классным руководителем эффективности воспитательной деятельности / А. А. Лощилова, Т. Г. Кобалян // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей. – Нижний Новгород, 2022. – С. 159-162.

16. Лощилова А. А. Опыт деятельности общеобразовательных организаций по оценке деятельности классного руководителя / А. А. Лощилова, И. В. Лебедева, Е. А. Слепенкова // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. – Ялта: РИО ГПА, 2021. – Вып. 72. – Ч. 3. – С. 222-225.

17. Методические рекомендации по проведению НОКО // Комитет Администрации Косихинского района Алтайского края по образованию: [сайт]. URL: http://ksh.edu22.info/index.php/nezavisimaya-otsenka-kachestva-raboty-obrazovatelnykh-organizatsij (дата обращения: 10.10.2022).

18. Методический портфель для слушателей системы повышения квалификации педагогов по программе «Оценка эффективности деятельности классного руководителя»: учебное пособие / В. В. Николина [и др.] ; [под ред. А. А. Лощиловой]. – Нижний Новгород: Мининский университет, 2021. – 71 с.

19. Нечаев М. П. Оценка эффективности деятельности классных руководителей: основные подходы и методика / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2010. – № 10. URL: http://gorono-ozersk.ru/node/262 (дата обращения: 10.10.2022).

20. Николина В. В. Деятельность классного руководителя: оценка и сопровождение / В. В. Николина [и др.] // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей. – Нижний Новгород, 2022. – С. 141-146.

21. Николина В. В. Критериальная база внутренней и внешней оценки эффективности деятельности классного руководителя В. В. Николина [и др.] // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 5. doi: 10.32744/pse.2021.5.39.

22. Оценка эффективности деятельности классного руководителя: методология, теория и практика: монография / под ред. В. В. Николиной. – Нижний Новгород: Мининский университет, 2021. – 187 с.

23. Пыхтина Е. А. Оценка эффективности воспитательной работы классного руководителя в школе / Е. А. Пыхтина // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 2 (81). – С. 327-329.

24. Пыхтина Е. А. Проблемы оценки качества работы классного руководителя в общеобразовательном учреждении / Е. А. Пыхтина // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 1 (80). – С. 138-140.

25. Пыхтина Е. А. Специфика оценки воспитательной работы классного руководителя в школе / Е. А. Пыхтина // Kant. – 2020. – № 1 (34). – С. 321-325.

26. Разумовская Т. В. Анализ и систематизация инновационных практик воспитания / Т. В. Разумовская // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. – С. 209.

27. Слепенкова Е. А. Становление и развитие института классного руководителя в отечественной школе / Е. А. Слепенкова, С. И. Аксёнов // Воспитание школьников. – 2021. – № 7. – С. 8-17.

28. Слепенкова Н. А. Потенциал чек-листов как инструмента оценки эффективности деятельности классного руководителя / Н. А. Слепенкова, Н. Б. Базарнова // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. – Ялта: РИО ГПА, 2021. – Вып. 72. – Ч. 3. – С. 317-319.

29. Фролова С. В. Методика оценки эффективности профессиональной деятельности классного руководителя как инструмент управления его профессионально-личностным развитием / С. В. Фролова, С. И. Аксенов // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-2. – С. 316-318.

30. Blake M. K. Other Duties as Assigned: The Ambiguous Role of the High School Counselor // Sociology of Education. 2020. Vol. 93, no. 4. Pp. 315-330. doi: 10.1177/0038040720932563.

31. Fedorov A. A., Mialkina E. V., Sedykh E. P., Zhitkova V. A. Model of managing the professional-educational route of a future specialist // Revista tempos e espacos educacao. 2021. Vol. 14, no. 33. Article Number e16325. URL: https://fatcat.wiki/release/g3r5v2zm6nflzcrylgh23savju.

32. Jovanovic B., Djuric I. The class teacher in the system of pedagogical work of schools // Zbornik radova Filozofskog fakulteta u Pritini. 2015. No. 45 (1). Pp. 185-208. Available at: https://scindeks.ceon.rs/article.aspx?query=ISSID%26and%2612287&page=9&sort=8&stype=0&backurl=%2Fissue.aspx%3Fissue%3D12287%26lang%3Den&lang=en (accessed: 10.10.2022).

33. Koltz R. L., Nelson M. D., Tarabochia D. S., Elliott A. A Model of Family Well-Being for School Counselors // Journal of School Counseling. 2021. Vol. 19, no. 55. Pp. 1-32. Available at: https://www.researchgate.net/publication/290436780_PACES_A_Model_of_Student_Well-being (accessed: 10.10.2022).

34. Mayes R. D., Elam N. P., Geesa R. L., McConnell K. R., McDonald K. M. School Administrators' Perceptions on Effectiveness of School Counselor Evaluation: A National Study // Journal of Educational Leadership and Policy Studies. 2020. Vol. 4, no. 1. Available at: https://www.researchgate.net/publication/344955978_School_administrators'_perceptions_on_effectiveness_of_school_counselor_evaluation_A_national_study (accessed: 10.10.2022).

35. Nikolina V., Loshchilova A., Aksenov S., Lebedeva I., Bazarnova N. Development of methods for the class teacher effectiveness assessment // Laplage em Revista (International). 2021. Vol. 7, no. 3A (Sept.-Dec.). Pp. 644-664. Available at: https://www.researchgate.net/publication/354602665_Development_of_the_methods_for_the_class_teacher_effectiveness_assessment (accessed: 10.10.2022).

36. Özdilekler M. A., Altınay F., Altınay Z. et al. An evaluation of class-teachers’ roles in transferring values // Qual Quant. 2018. Vol. 52, no. 2. Pp. 1043-1058. doi: 10.1007/s11135-017-0556-x.

37. Pincus R., Ebersol D., Justice J., Hannor-Walker TeShaunda, Wright L. School Counselor Roles for Student Success during a Pandemic // Journal of School Counseling. 2021. Vol. 19, no. 29. Available at: https://docplayer.net/230402301-School-counselor-roles-for-student-success-during-a-pandemic-robert-pincus-liberty-university-denise-ebersol-liberty-university.html (accessed: 10.10.2022).

38. Podgornik V., Vogrinc J. The Role of Headteachers, Teachers, and School Counselors in the System of Quality Assessment and Assurance of School Work // SAGE Open. 2017. Vol. 7, no. 2. doi: 10.1177/2158244017713239.

39. Retnowati T. H., Mardapi D., Kartowagiran B., Hamdi S. A Model of Lecturer Performance Evaluation: Sustainable Lecturer Performance Mapping // International Journal of Instruction. 2021. Vol. 14, no. 2. Pp. 83-102. doi: 10.29333/iji.2021.1426a.

40. Rock W. D., Estoque V. L., Cowan H. F. School Climate and the Principal-Counselor Relationship // Journal of School Counseling. 2021. Vol. 19, no. 39. Available at: http://www.jsc.montana.edu/articles/v19n39.pdf (accessed: 10.10.2022).

41. Sanches M. F. C., Jacinto M. Teacher Evaluation Policies: Logics of Action and Complex Adaptation to School Contexts // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 116. Pp. 1201-1210. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.01.369.

42. Satynskaya A., Kolumayeva Sh. Contemporary problems of pedagogical interaction of the class teacher with parents // Fundamental and Applied Researches in Practice of Leading Scientific Schools. 2019. Vol. 31 (1). Pp. 178-181. doi: 10.33531/farplss.2019.1.34.

43. Vasilachi O., Rusnac Т. The class-teacher in the educational process // Univers pedagogic. 2021. No. 2 (70). doi: 10.52387/1811-5470.2021.2.10.

44. Yildiz N. G. School Counselors' Leadership Role in Creating a Collaborative School Climate for Linguistically Diverse Students // Journal of Education and Learning. 2021. Vol. 10, no. 6. Pp. 7-17. doi: 10.5539/jel.v10n6p7.

45. Yildiz N. G. An Investigation of School Counselors' Role in Building Partnerships with Linguistically Diverse Families // International Journal of Curriculum and Instruction. 2021. Vol. 13, no. 3. Pp. 2386-2415. Available at: https://ijci.wcci-international.org/index.php/IJCI/article/view/709 (accessed: 10.10.2022).


Рецензия

Просмотров: 120


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)