Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Психолого-педагогическая экспертиза модели личности будущего лидера национальной технологической инициативы

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-7

Аннотация

   Введение. Проблема создания психолого-педагогических условий формирования личности будущего лидера Национальной технологической инициативы является одним из актуальных направлений в современном образовании. Особенно важна данная проблематика в современных социально-экономических условиях, требующих новых специалистов, готовых и способных создавать новые технологии.
   Материалы и методы. В качестве основных методов использовались анализ источников по изучаемой проблеме, включая нормативные документы, научные статьи по теме исследования, а также обобщение и систематизация полученных данных. Проведена психолого-педагогическая экспертиза модели личности будущего лидера Национальной технологической инициативы.
   Результаты исследования. Обозначен проект модели личности будущего лидера Национальной технологической инициативы, построенный на основе обобщенного мнения экспертов. На основе анализа теорий личности определены основные критерии модели личности будущего лидера Национальной технологической инициативы. Представлен алгоритм групповой экспертной оценки модели личности будущего лидера Национальной технологической инициативы. Методами регистрации показателей сформированности подструктур личности будущего лидера Национальной технологической инициативы являются педагогическая и психологическая диагностика и экспертная оценка. Выявлены тенденции позитивной динамики развития личности будущих лидеров Национальной технологической инициативы.

   Обсуждение и заключения. В работе проведена психолого-педагогическая экспертиза модели личности будущего лидера Национальной технологической инициативы. В результате был получен проект модели личности будущего лидера Национальной технологической инициативы, построенный на основе обобщенного мнения экспертов. Эта модель включала в себя описание качеств будущего лидера Национальной технологической инициативы и средства формирования и диагностики этих качеств.

Об авторе

Д. Р. Мерзлякова
Удмуртский государственный университет
Россия

Дина Рафаиловна Мерзлякова, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой

кафедра безопасности жизнедеятельности

Ижевск



Список литературы

1. Алтунина И. Р. Проблемы мотивации в зарубежных теориях личности / И. Р. Алтунина // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2020. – № 4. – С. 12-28.

2. Архиповская Е. П. Модель профессионального становления педагога непрерывного образования: среднее профессиональное образование и высшее учебное заведение / Е. П. Архиповская // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 8. – С. 56-59.

3. Ауэр М. А. Международное общество по инженерной педагогике (IGIP) и новые вызовы в инженерном образовании / М. А. Ауэр // Высшее образование в России. – 2014. – № 6. – С. 28-33.

4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – Москва: Педагогика, 1989. – 192 с.

5. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – Санкт-Петербург: Питер, 2020. – 351 с.

6. Вахницкая М. Г. Образовательная среда вуза как условие профессионального самоопределения студентов / М. Г. Вахницкая // Аксиологические проблемы педагогики. – 2020. – № 11. – С. 46-53.

7. Воронин В. Н. Роль дополнительного профессионального образования в системе непрерывного образования / В. Н. Воронин // Стандарты и качество. – 2021. – № 9. – С. 63-69.

8. Гаджиев А. Г. Роль лидера инноваций в создании нового технологического уклада / А. Г. Гаджиев, М. В. Михалёва ; под общей редакцией С. В. Беспаловой // Донецкие чтения 2017: русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса: материалы Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Т. 3. – Донецк: Донецкий национальный университет, 2017. – С. 110-112.

9. Гильмеева Р. Х. Социокультурная среда как фактор профессионального самоопределения личности / Р. Х. Гильмеева, О. А. Любягина // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. – 2022. – № 1. – С. 77-81.

10. Димитриев А. С. Непрерывное образование как условие повышения профессионального мастерства педагога образовательной организации среднего профессионального образования / А. С. Дмитриев // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. – 2022. – № 2 (56). – С. 223-226.

11. Кавун Л. В. Психология личности. Теории зарубежных психологов: учебное пособие для вузов / Л. В. Кавун. – Москва: Юрайт, 2022. – 109 с.

12. Кидина Л. М. Непрерывное образование руководителей образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования / Л. М. Кидина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9, № 4 (33). – С. 145-148.

13. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике / М. В. Кларин // Педагогика. – 1994. – № 5. – С. 22-24.

14. Мирошниченко А. А. Национальная технологическая инициатива: о рисках качества образования / А. А. Мирошниченко, Д. Р. Мерзлякова // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – Т. 29, вып. 3. – С. 336-344.

15. Надеждина Е. Ю. Концепция обучения в течение всей жизни (LLL): от теории к практике / Е. Ю. Надеждина, Е. А. Шатурная, Ю. И. Штогрина // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 8-1 (17). – С. 128-130.

16. Назарова А. В. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования / А. В. Назарова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2021. – Т. 11, № 4. – С. 78.

17. Овсянникова Т. Ю. Связь стиля воспитания и особенностей личностного и профессионального самоопределения старших школьников / Т. Ю. Овсянникова, Л. В. Щербакова, М. В. Алаева // Учебный эксперимент в образовании. – 2021. – № 2 (98). – С. 28-34.

18. Османова М. У. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях среднего профессионального образования как важный фактор самоопределения / М. У. Османова // Январские педагогические чтения. – 2022. – № 8 (20). – С. 36-41.

19. Осокин И. В. Непрерывное образование как важная составляющая современной системы образования / И. В. Осокин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2022. – Т. 22, № 2. – С. 213-217.

20. Островская И. Э. Развитие непрерывного образования современного педагога высшего образования / И. Э. Островская // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 78-1. – С. 50-54.

21. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO / Э. Ф. Кроули [и др.] ; пер с англ. С. Рыбушкиной; под науч. ред. А. Чучалина. – Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. – 504 с.

22. Платонов К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. – Москва: Наука, 2016. – 254 с.

23. Подчалимова Г. Н. Стратегия развития системы непрерывного образования взрослых как механизм обеспечения качества образования / Г. Н. Подчалимова, И. В. Ильина, С. Н. Белова // Педагогическое образование и наука. – 2021. – № 1. – С. 63-70.

24. Ревшенова С. А. Особенности и факторы профессионального самоопределения в юношеском возрасте / С. А. Ревшенова // Методическое обеспечение профессионального образования. – 2020. – № 4 (10). – С. 33-49.

25. Резникова Р. А. Поколение Z: вызов системе образования в условиях трансформации общества и культуры молодежи / Р. А. Резникова, К. С. Резников ; под ред. С. Н. Вачковой // Образование и Город: практики соучаствующего проектирования: сборник статей по итогам Второго ежегодного международного симпозиума. – Москва, 2020. – С. 199-208.

26. Сайт агентства стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/?ysclid=lck5m5gupp75691293 (дата обращения: 11. 11. 2022).

27. Торшина Д. Е. Непрерывное образование педагога дополнительного образования / Д. Е. Торшина // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 51. – С. 130-134.

28. Фетисова Т. Н. Непрерывное профессиональное образование в современных условиях как вызов образовательным организациям высшего образования / Т. Н. Фетисова // Академическая публицистика. – 2021. – № 3. – С. 357-360.

29. Шамина А. А. К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения обучающихся выпускников / А. А. Шамина // Международный академический вестник. – 2020. – № 2 (46). – С. 74-78.

30. Castelli P., Wan Abdul Rahman W. A. The impact of empathy on leadership effectiveness among business leaders in the United States and Malaysia // International Journal of Business, Economics and Management. 2013. No. 3. Pp. 83-97.

31. Greene J. O., Burleson B. R. (eds.) Handbook of communication and social interaction skills. Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates Inc., 2003. 1032 p.

32. Hodges S. D., Klein K. J. Regulating the costs of empathy: the price of being human // Journal of Socio-Economics. 2001. No. 30. Pp. 437-452.

33. Luthra A., Dahiya R. Effective Leadership is all About Communicating Effectively: Connecting Leadership and Communication // International Journal of Management & Business Studies. 2015. No. 3 (5). Pp.43-48.

34. Luthra A., Singh K. Organizational Communication and Management Effectiveness: An analytical Study at Various Managerial Levels // International Journal of Management & Business Studies. 2015. No. 5. Pp. 59-66.

35. Mehrabian A. Evidence bearing on the affiliative tendency (MAFF) and sensitivity to rejection (MSR) scales // Current Psychology. 1994. No. 13. Pp. 97-116. doi: 10.1007/BF02686794.

36. Mehrabian A., Epstein N. A Measure of Emotional Empathy // Journal of Personality. 2006. No. 40. Pp. 525-543. doi: 10.1111/j.1467-6494.1972.tb00078.x.

37. Steinmann B., Ötting S. K., Maier G. W. Need for Affiliation as a Motivational Add-On for Leadership Behaviors and Managerial Success // Frontiers in psychology. 2016. No. 7. Pp. 1972. doi: 10.3389/fpsyg.2016.01972.

38. Trujillo J. P, Simanova I., Bekkering H., Özyürek A. Communicative intent modulates production and comprehension of actions and gestures: A Kinect study // Cognition. 2018. No. 180. Pp. 38-51.

39. Verma D. Communication: A Necessary Leadership Skill // Management Guru: Journal of Management Research. 2013. No. 2. Pp. 95-101.

40. Vries R. E. de, Bakker-Pieper A., Oostenveld W. Leadership = Communication? The Relations of Leaders' Communication Styles with Leadership Styles, Knowledge Sharing and Leadership Outcomes // Journal of business and psychology. 2010. No. 3 (25). Pp. 367-380. doi: 10.1007/s10869-009-9140-2.

41. Ilaltdinova E. Yu., Oladyshkina A. A. «This is the best teacher in the world!»: the influence of a school teacher on the professional self-determination of future teachers // Vestnik of Minin University. 2020. Vol. 8, no. 3. P. 1. doi: 10.26795/2307-1281-2020-8-3-3.

42. Kamerilova G. S., Kartavykh M. A., Ageeva E. L., Gordeeva I. A., Veryaskina M. A. Development of Professional Creativity of Teachers in the System of Professional Safety Culture of Children in Transport // Popkova E., Sergi B. (eds) The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 91. Springer, Cham, 2020. doi: 10.1007/978-3-030-32015-7_50.

43. Kamerilova G. S., Kartavykh M. A., Ageeva E. L., Gordeeva I. A., Astashina N. I., Ruban E. M. Communicative teaching models: The formation of the professional pedagogical competence among health and safety school teachers // Espacios. 2018. Vol. 39 (29). Available at: https://www.revistaespacios.com/a18v39n29/a18v39n29p09.pdf (accessed: 11. 12. 2021).

44. Rudenko I. V., Bystrova N. V., Smirnova Z. V., Vaganova O. I., Kutepov M. M. Modern technologies in working with gifted students // Propositos y Representaciones. 2021. Vol. 9. doi: 10.20511/pyr2021.v9nSPE1.818.

45. Tatarnitseva S. N., Merzlyakova N. S., Zhitnikova N. E., Bulaeva M. N., Chernei O. T. Practice-oriented technologies as a means of forming students' communicative competence // Propositos y Representaciones. 2021. Vol. 9. doi: 10.20511/pyr2021.v9nSPE1.810.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 272


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)