Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-11

Аннотация

Введение. В настоящее время причины и способы проявления агрессии у детей с нарушением слуха рассматриваются как недостаточно изученная проблема, а имеющиеся исследования носят противоречивый характер: недостаточно разработаны и обоснованы единые принципы, методы и приемы диагностики и коррекции агрессивного поведения у детей. Тяжелые эмоциональные состояния, в том числе и агрессии, являются достаточно частым явлением у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, когда они осознают свое отличие от нормально слышащих сверстников. Бытовые способы борьбы с агрессией помогают далеко не всегда, нередко усугубляют проблему. Профилактическая и коррекционная работа должна строиться на основе средств, доступных для понимания детьми дошкольного возраста. Сказкотерапия располагает эффективными методами и приемами в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением слуха в работе с проявлениями агрессии.

Материалы и методы. Теоретические методы исследования: обзорно-критический анализ научной литературы. Эмпирические методы исследования: изучение медицинской документации, эксперимент. Метод математической обработки результатов исследования.

Результаты исследования. Проанализированы методы диагностики агрессивного поведения и методы его коррекции у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Выявлен исходный уровень проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Разработана программа и методические рекомендации по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами сказкотерапии в условиях дошкольной образовательной организации. В ходе анализа результатов исследования детей экспериментальной и контрольной групп наблюдалось снижение показателей проявления агрессивного поведения, что подтверждает эффективность разработанной программы.

Обсуждение и заключения. Реализацию программы по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха средствами сказкотерапии необходимо осуществлять в условиях дошкольной образовательной организации и школинтернатов при включении в коррекционно-развивающее занятие методов и приемов работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей на материале сказок, при учете в процессе его проведения структуры нарушения слуха, психологических особенностей детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Об авторе

В. А. Грошенкова
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
Россия

Грошенкова Виктория Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик и технологий специального и инклюзивного образования

Ярославль



Список литературы

1. Ануфриева М.А., Шелиспанская Э.В. Профилактика агрессивного поведения у старших дошкольников посредством сказкотерапии // Академия педагогических идей. 2019. №2. С. 22-25.

2. Бегиева Б.М. Профилактика детской агрессивности // Вопросы науки и образования. 2021. №4(129). С. 37-39.

3. Быкова Е.А., Истомина С.В. Корреляция показателей агрессии детей старшего дошкольного возраста и их родителей // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. №4(48). С. 139-144.

4. Воронкова Н.В., Силина Т.И. Роль сказкотерапии в формировании эмоциональной сферы дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2020. №9(36). С. 33-35.

5. Гусева Т.В., Топал С.Д. Проблемы выявления детской агрессии // Вопросы дошкольной педагогики. 2020. №7(34). С. 6-8.

6. Дедюкина М.И., Соколова Т.Д. Влияние художественной литературы на агрессию детей среднего дошкольного возраста // Проблемы современного образования. 2021. №70-4. С. 127-130.

7. Елисеева Е.М. Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей с использованием сказкотерапевтических методов // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2021. №2. С. 132-133.

8. Краснопеева Е.Н. Арт-терапия как форма развития и коррекции эмоционально-волевой сферы // Наука и образование сегодня. 2020. №12(59). С. 114-115.

9. Лузгинова А.И. Агрессивное поведение детей // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Белгород: ООО Гик, 2020. С. 79-82.

10. Маркман Е.В. Использование метода арт-терапии в коррекции эмоциональных нарушений дошкольников // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2, №3. С. 277-286.

11. Пустовойтова О.В., Шепилова Н.А., Чернобровкин В.А. Сказкотерапия как средство профилактики агрессии у детей старшего дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2020. №4-2. С. 317-321.

12. Рахимова А.А., Артемьева Т.В. Эмоционально-поведенческие проблемы у детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2019. С. 147-149.

13. Салимова А.Ш. Сказкотерапия и ее функции // Вестник науки. 2019. Том 3, №2(11). С. 34-37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36926751 (дата обращения: 13.03.2022).

14. Смирнова Я.К., Макашова А.В., Мудрук А.А. Особенности модели психического дошкольников с нарушением слуха // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2020. Т. 20, №4. С. 40-50.

15. Смирнова Я.К. Особенности развития модели психического у дошкольников с нарушением слуха // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10, №2. С. 124-144.

16. Симановский А.Э. Интегративный подход к профилактике агрессивного поведения у детей // Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии: очное и дистанционное / под науч. ред. Т.Г. Киселевой, В.А. Грошенковой, С.С. Елифантьевой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. С. 117-125.

17. Сулейманова Э.Д., Артемьева Т.В. Эмоционально-поведенческие проблемы дошкольников с нарушениями слуха // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2019. С. 153-155.

18. Тургунова А.И. Арт-терапия в детском саду // Инновационные научные исследования. 2020. №11-1(1). С. 73-78.

19. Шерстнева О.В., Пазухина С.В. Профилактика детской агрессивности // Вестник науки и образования. 2020. №19(97). С. 111-114.

20. Belaya N.A., Rechitskaya E.G. Formation of communicative competence preschool children with hearing loss (problem statement) // Евразийский союз ученых. 2020. №4-8(73). С. 8-11.

21. Blake P., Grafman J. The neurobiology of aggression // The Lancet. 2005. No. 364. Suppl 1. Pp. 3-12. DOI: 10.1016/S0140-6736(04)17622-8.

22. Burkhalter C., Blalock L., Herring H., Skaar D. Hearing aid functioning in the preschool setting: Stepping back in time? // International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. 2011. Vol. 75, no. 6. Pp. 801-804. DOI: 10.1016/j.ijporl.2011.03.011.

23. Erina I.A., Mutaliyeva A.Sh., Mikhalkova O.A., Brevnova S.V. Psychological correction of aggressive behavior of older preschool children in fairy-tale therapy discourse // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9, no. 29. Pp. 297-306.

24. Farver Jo Ann M. Aggressive behavior in preschoolers' social networks: Do birds of a feather flock together? // Early Childhood Research Quarterly. 1996. Vol. 11, no. 3. Pp. 333-350. DOI: 10.1016/S0885-2006(96)90011-3.

25. Fink D. Review of Hearing Loss in Children // JAMA. The Journal of the American Medical Association. 2021. No. 325(12). P. 1223-1224. DOI: 10.1001/jama.2021.0387.

26. Hebb A. Hearing Loss in Children // Lupine Online Journal of Nursing and Health care. 2018. No. 2. P. 105. DOI 10.32474/LOJNHC.2018.02.000126.

27. Lutz M., Fantuzzo J., McDermott P. Erratum to «Multidimensional assessment of emotional and behavioral adjustment problems of low-income preschool children: development and initial validation» // Early Childhood Research Quarterly. 2002. Vol. 17, no. 4. Pp. 596-601. DOI: 10.1016/S0885-2006(02)00191-6.

28. Marinho G., Almeida S. Agression and violent behaviour risk assessment // European Psychiatry. 2021. No. 64. P. 378. DOI: 10.1192/j.eurpsy.2021.1013.

29. Netten A., Rieffe C., Theunissen S., Wim Soede W., Dirks E., Korver A., Konings S., Oudesluys-Murphy A.M., Dekker F., Frijns J. Early identification: Language skills and social functioning in deaf and hard of hearing preschool children // International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. 2015. Vol. 79, no. 12. Pp. 2221-2226. DOI: 10.1016/j.ijporl.2015.10.008.

30. Oprea O.-G., Ciobica A., Rashwan E. Autism and aggression: the possible relevance of zebrafih studies // Annals of the Academy of Romanian Scientists Series on Biological Sciences. 2021. No. 10. Pp. 33-51. DOI: 10.56082/annalsarscibio.2021.1.33.

31. Rieffe C., Wiefferink C. Happy faces, sad faces: emotion understanding in toddlers and preschoolers with language impairments // Research in Developmental Disabilities. 2017. Vol. 62. Pp. 40-49. DOI: 10.1016/j.ridd.2016.12.018.

32. Sołtys M., Grzankowska I. Emotionality of parents and agressive behaviour among children // Polskie Forum Psychologiczne. 2015. Vol. 20, no. 2. Pp. 201-215. DOI: 10.14656/PFP20150204.

33. Pytel-Pandey D. Agresja językowa wyrażona dyrektywnymi aktami mowy (żądania) // Slavica Wratislaviensia. 2021. Vol. 174. Pp. 151-161. DOI: https://doi.org/10.19195/0137-1150.174.12.

34. Vachkov I.V. Fairytale Therapy Today: Determining its Boundaries and Content // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 233. Pp. 382-386. DOI: 10.1016/j.sbspro.2016.10.163.

35. Wang Yi., Su Y., Fang P., Zhou Q. Facial expression recognition: Can preschoolers with cochlear implants and hearing aids catch it? // Research in Developmental Disabilities. 2011. Vol. 32, no. 6. Pp. 2583-2588. DOI: 10.1016/j.ridd.2011.06.019.


Рецензия

Просмотров: 860


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)