Особенности субъективного отношения личности к значимым ценностям у студентов вуза
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-10
Аннотация
Введение. Субъективное отношение личности к различным сторонам жизни человека является одним из ключевых компонентов его психической организации, выступая связующим звеном между объективными проявлениями психики и внутренней личностной позицией индивида. В основе субъективного отношения личности лежат те социальные условия и взаимоотношения с обществом, в которые вступает человек. Несмотря на это, личностная позиция по отношению к этим условиям индивидуальна и может не совпадать с объективно проявляемым поведением. Особое значение проблема приобретает при оценке собственных личностных качеств индивидом, где уровень субъективного отношения личности может варьироваться по отношению к различным объективно проявляемым характеристикам человека. Одной из таких характеристик является ценностная сфера личности. Проблема актуальна при исследовании студентов вуза, т.к. этап получения профессионального образования принципиально значим в становлении личности. В статье представлено исследование различий в уровне субъективного отношения личности студентов вуза к значимым ценностям.
Материалы и методы. Цель исследования – выявление и изучение различий в субъективном отношении личности студентов вуза к значимым ценностям. Выборка: 59 студентов I курса в возрасте 17-21 лет – 24 юноши и 35 девушек. Для определения значимых ценностей была использована методика Ш. Шварца по изучению ценностей личности, для выявления уровня субъективного отношения личности к значимым ценностям, в соответствии с результатами методики Ш. Шварца были разработаны нарративные ситуации.
Результаты исследования. Значимые ценности: «Гедонизм», «Доброта» и «Самостоятельность», что соответствует отношениям, в которые включены студенты вуза. При сравнении уровня субъективного отношения были найдены статистически значимые различия между всеми ценностями (p < 0,001).
Обсуждение и заключения. Наибольший уровень субъективного отношения у ценности «Доброта», наименьший – у ценности «Гедонизм», что говорит о неоднородности субъективного отношения личности к ценностям у студентов вуза.
Ключевые слова
Об авторе
А. О. РяжкинРоссия
Ряжкин Александр Олегович – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии
ResearcherID: https://publons.com/researcher/AAE-5965-2022/
SPIN-код: 5579-7015
Челябинск
Список литературы
1. Александрович П.И. Психологическая адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении // Труды БГТУ. 2015. №5. С. 80-84.
2. Анисимов О.С. Субъективное пространство и субъективное отношение в самоорганизации человека // Мир психологии. 2019. №1. С. 49-60.
3. Белоусова Н.С., Юдина Н.А. Соотношение ценностных ориентаций и субъективного качества жизни молодежи: монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. 88 с.
4. Бражникова А.Н. Нравственность профессионала: постановка проблемы и возможность исследования // Личность профессионала в современном мире / под ред. Л.Г. Дикой, А.Л. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 2013. С. 81-94.
5. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. №3. С. 29-42.
6. Зеер Э.Ф. Теоретические основы профессионального становления личности // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В.А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2007. С. 553-559.
7. Знаков В.В. Теоретические основания психологии понимания многомерного мира человека // Вопросы психологии. 2014. №4. С. 16-29.
8. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб: Речь, 2004. 70 с.
9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: ИЦ «Академия», 2004. 304 с.
10. Кох И.А., Орлов В.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи // Образование и наука. 2020. №22(2). С. 143-170. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-2-143-170.
11. Кряжева Е.В., Виноградская М.Ю. Анализ динамики жизненных ценностей и ценностных ориентаций студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-3. С. 332-334.
12. Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Развитие личности при обучении в вузе (сравнительное исследование) // Культурно-историческая психология. 2018. №2. С. 12-23. DOI: 10.17759/chp.2018140202.
13. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.
14. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 511 с.
15. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Директ-Медиа, 2008. 1174 с.
16. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. М.: Институт практической психологии, 1995. С. 48-53.
17. Нышпора М.А. Теоретико-методологическая концептуализация дружбы как комплекса форм социального взаимодействия (на примере студенческой дружбы): автореф дис. … канд. соц. наук: 22.00.01. Саратов, 2017. 18 с.
18. Позняков В.П. Психологические отношения человека: история развития и современное состояние исследований // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016. №3. С. 24-47.
19. Позняков В.П. Психологические отношения человека: современное состояние исследований и перспективы развития концепции // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. №2. С. 6-30.
20. Резник С.Д., Черниковская М.В. Становление культуры студенчества в образовательной среде высшего учебного заведения // Экономикс. 2013. №3. С. 62-67.
21. Салиева, Л.К. Нарративный анализ. История и современность. Сферы приложения // Вестник МГУ. серия 21. Управление (государство и общество). 2012. №3. С. 116-128.
22. Шамионов Р.М. Личность как субъект отношений и взаимоотношений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2011. №1. С.94-99.
23. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
24. Somers M.R. The narrative constitution of identity: A relational and network approach // Theor Soc. 1994. Vol. 23. Pp. 605-649. DOI: 10.1007/BF00992905.