Использование онлайн-инструментов Quizlet и WordWall для формирования иноязычной лексической компетенции студентов-бакалавров
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-3
Аннотация
Введение. В процессе подготовки будущих учителей иностранного языка особое внимание уделяется формированию и развитию иноязычной лексической компетенции как неотъемлемой части профессиональной компетентности педагога. Однако за последние годы сам образовательный процесс претерпел значительные изменения ввиду полного или частичного перехода в онлайн-формат. Подобные условия требуют от всех участников образовательного процесса нового взгляда на реализацию компетентностного подхода и развития новых компетенций, в первую очередь, цифровых. Данная статья рассматривает структуру лексической компетенции, формулирует основные трудности, возникающие в процессе работы над лексическим материалом у студентов-бакалавров на практических занятиях по иностранному языку, а также описывает содержание цифровой компетенции учителей.
Процесс работы над формированием лексической компетенции может быть оптимизирован при помощи онлайн-инструментов, которые не только облегчают работу по обучению новым лексическим единицам, но и способствуют созданию устойчивой мотивации к изучению иностранного языка. В качестве онлайн-инструментов предложены два инструмента – Quizlet и WordWall. Кроме того, определены роль онлайн-инструментов в процессе обучения лексическому материалу, формы работы с ним, а также был сделан вывод о взаимосвязи регулярной работы с онлайн-инструментами и развитием цифровой компетентности будущих учителей иностранного языка.
Материалы и методы. Практическое использование онлайн-инструментов Quizlet и WordWall на занятиях по английскому и немецкому языку, анкетирование и анализ ответов респондентов, обобщение и интерпретация полученных результатов.
Результаты исследования. Список публикаций, изученных в процессе проведения научного исследования, составил 30 российских и зарубежных работ. Данные материалы позволили наиболее точно рассмотреть структуру иноязычной лексической, а также цифровой компетенций, что позволило изучить на практике возможность формирования лексической компетенции с помощью применения цифровых инструментов.
Обсуждение и заключения. В ходе исследования было проведено анкетирование, в ходе которого была выявлена эффективность использования онлайн-инструментов Quizlet и WordWall в процессе формирования иноязычной лексической компетенции студентов-бакалавров, а также установлена их продуктивность для организации автономной работы студентов и развития их цифровой компетентности.
Ключевые слова
Об авторах
Л. В. ГудковаРоссия
Гудкова Лариса Викторовна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры романо-германских языков и методики обучения
SPIN-код: 7744-4330
Шуя Ивановской области
Н. Н. Прохоров
Россия
Прохоров Никита Николаевич – старший преподаватель кафедры романо-германских языков и методики обучения
SPIN-код: 8082-9503
Шуя Ивановской области
Список литературы
1. Блинов В.И. Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука? // Современные проблемы профессионального и высшего образования: состояние и оценка: коллективная монография /авторы-составители: С.Н. Чистякова, Н.Д. Подуфалов, Е.Н. Геворкян. М., 2019. С.14-23.
2. Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. и др. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / под ред. В.И.Блинова. М., 2020.
3. Гудкова Л.В. Использование онлайн-инструментов для организации коллаборативной работы на занятиях по немецкому языку в условиях дистанционного обучения // Современное университетское образование: вызовы и проблемы, ценности и инновации, технологии и качество: сборник научных статей научно-методической конференции ИвГУ «Современное университетское образование: вызовы и проблемы, ценности и инновации, технологии и качество». Иваново, 2021. С. 326-332.
4. Гудкова Л.В. Использование платформы Zoom в процессе обучения иностранному языку в средней школе и вузе // Научный поиск: личность, образование, культура. 2021. №2(40). С. 3-6.
5. Короткова И.П. Методика формирования лексической компетенции младших школьников посредством английского фольклора: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2012. 27 с.
6. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. М.: МГЛУ, 2003.
7. Опалько С.Г. Цифровая педагогика в системе образования // Успехи современной науки. 2016. Т. 2, №12. С. 95-96.
8. Петрова Е.В. Цифровая дидактика: проектирование процесса обучения и его сопровождение // Современное педагогическое образование. 2018. №4. С.141-144.
9. Потемкина Т.В. Зарубежный опыт разработки профиля цифровых компетенций учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. №2(35). С. 25-30.
10. Профессиональный стандарт педагога. М., 2013.
11. Прохоров Н.Н. Онлайн-инструменты на занятиях иностранного языка в вузе // Наука и образование в современном вузе: вектор развития: сборник материалов научнопрактической конференции. Шуя, 2020. С. 139-141.
12. Роберт И.В. Дидактика периода цифровой трансформации образования // Мир психологии. 2020. №3(103). С. 184-198.
13. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Париж, 2011. 95 с.
14. Шамов А.Н. Когнитивный подход к обучению лексике: моделирование и реализация. Н. Новгород: НГЛУ, 2006. 278 с.
15. Шамов А.Н. Формирование лексической компетенции как основополагающая цель в обучении иностранному языку // Языки и культуры народов мира в лингводидактической парадигме: Лемпертовские чтения – IX: сборник статей по материалам международного научно-методического симпозиума, 30–31 мая 2007 г. / Пятигор. гос. лингв. ун-т; отв. за выпуск Н.В. Барышников. Пятигорск, 2007. С. 386-391.
16. Ballod M., Stumpf S. Digitale Didaktik im Lehramtsstudium: Lehre gestalten, Kompetenz entwickeln, Transfer fördern. Das Modellprojekt [D-3]. Zuletzt geändert am 12.02.2021 // Portal des Leibniz-Instituts für Wissensmedien. Available at: https://www.eteaching.org/praxis/erfahrungsberichte/digitale-didaktik-im-lehramtsstudiumlehre-gestalten-kompetenz-entwickeln-transfer-foerdern-das-modellprojekt-d-3 (accessed: 20.01.2022).
17. Basinska E. Blended Learning: Tipps und Kniffe für einen Lernzyklus. Bundeszentrale für politische Bildung. 2021. Available at: https://www.bpb.de/lernen/digitalebildung/werkstatt/329146/blended-learning-tipps-und-kniffe-fuer-einen-lernzyklus (accessed: 27.01.2022).
18. Claussen J.T., Köllner G., Poschkamp A.-K., Schwedler-Diesener A., Besser M., Schmidt T. Die digitale Didaktik-Werkstatt: Einsatz digitaler Medien im Lehramtsstudium an der Leuphana Universität Lüneburg // Portal des Leibniz-Instituts für Wissensmedien. 2020.
19. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment. Council of Europe. 2001. Available at: https://rm.coe.int/1680459f97 (accessed: 25.01.2022).
20. Dyrna J., Günther F. Methoden, Medien oder Werkzeuge? Eine technologische Klassifizierung von digitalen Bildungsmedien// Bildung in der digitalen Transformation: e-book. Münster, New York, 2021. S. 19-30.
21. Europäischer Rahmen für die digitale Kompetenz Lehrender. Europäische Union, 2017.
22. Ghomi M., Redecker Ch. Digitale Kompetenz von Lehrenden // Impulse für Lehrkräftebildung in der digitalen Welt. Wissenschaft trifft Schulpraxis: Forum Bildung Digitalisierung. Berlin, 2019. S. 19-20.
23. Harmer J. How to teach English. Pearson Education Limited, 2009. 288p.
24. Marconi D. Lexical competence. Cambridge: MIT Press, 1997.
25. Rösler D., Würffel N. Lehr-und Lernmedien. München, 2020.
26. Schaumburg H. Herausforderungen für die Lehrkräftebildung in der digitalen Welt // Impulse für Lehrkräftebildung in der digitalen Welt. Wissenschaft trifft Schulpraxis: Forum Bildung Digitalisierung. Berlin, 2019. S. 13-16.
27. Scrivener J. Learning Teaching. The Essential Guide to English Language teaching. Third edition. Macmillan Education, 2011. Pp. 185-188.
28. Sievert J.F. Digitale Bildung ist eine Haltungsfrage // Impulse für Lehrkräftebildung in der digitalen Welt. Wissenschaft trifft Schulpraxis: Forum Bildung Digitalisierung. Berlin, 2019. S. 28-30.
29. Thornbury S. How to teach vocabulary. Pearson Education Limited, 2011. 185 p.
30. Wollersheim H.-W., Karapanos M., Pengel N. Bildung in der digitalen Transformation // Bildung in der digitalen Transformation: e-book. Münster, New York, 2021. S. 6-12.