Современная оценка концепции неопатрического синтеза Г.В. Флоровского в контексте модернизационного подхода
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-10
Аннотация
Введение. В статье анализируются оценки идеи неопатристического синтеза Г.В. Флоровского в современной западной мысли в контексте модернизационного подхода. В статье также рассматривается влияние этого подхода на отечественную мысль. Статья анализирует взгляды П. Вальера, К. Штекль, Б. Галлахера, П. Гаврилюка и А.В. Черняева. В контексте анализа рассматривается правомочность и объективность оценок идей неопатристики в контексте модернизационного подхода.
Материалы и методы. Материалом для статьи послужили,во-первых,работы самого Г.В. Флоровского; во-вторых, работы его исследователей П. Вальера, К. Штекль, Б. Галлахера, П. Гаврилюка, Калаицидиса, Р. Уильямса, А.В. Черняева. В статье использовались методы системного и сравнительного анализа, обобщения и историко-философского анализа.
Результаты исследования.Проведенноеисследование показывает, что по отношению к идеенеопатристического синтеза Г.В. Флоровского в западной мысли сложилсяряд направлений. Среди них одним из преобладающих являетсяоценкаидеи неопатристики в контексте модернизационного подхода как противопоставления Традиции и Модерна. В рамках данного подхода преобладает критическое осмысление идеи неопатристики как проявления фундаментализма, не соответствующего вызовам современности. В статье прослеживается влияние этого направления на отечественную мысль. Анализ указанных подходов показывает, что в настоящее время становится актуальной переоценка наследия Г.В. Флоровского в рамках не только одного идейного направления, но и в контексте других течений, с учетом взглядов самого Г.В. Флоровского, его сторонников и оппонентов.
Обсуждение и заключения.Автору исследования удалось провести сравнительный, системный и историко-философский анализ подходов в оценках концепции неопатристического синтеза Г.В. Флоровского в трудах как отечественных, так и зарубежных мыслителей. В результате автору удалось осуществить комплексный анализ различных подходов в оценках идеи неопатристического синтеза, а также проследить эволюцию этих идей и их влияние на отечественную мысль.
Ключевые слова
Об авторе
А. А. ПешковРоссия
Пешков Алексей Адольфович – кандидат философских наук, кандидат богословия, преподаватель
Нижний Новгород
Список литературы
1. Список использованных источников
2. Блейн Э., Раев М., Уильямс Дж. Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. М., 1995. 416 с.
3. Гаврилюк П. Георгий Флоровский и религиозно-философский ренессанс. К.: ДУХ I ЛIТЕРА, 2017.536 с.
4. Гаврилюк П.Л. «Запад» и «Восток» в контексте философии неопатристического синтеза // Георгий Васильевич Флоровский. М.: Политическая энциклопедия, 2015. С. 180-204.
5. Гаврилюк П.Л. О полемическом использовании категории «запад» в православном богословии на примере неопатристического синтеза прот. Георгия Флоровского // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. Вып. 1(29). М., 2010. С. 61-78.
6. Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2011.672 с.
7. Гагинский А.М. Постметафизическая теология в контексте истории онтологии // История философии. 2017. Т. 22. №1. С. 53-67.
8. Галлахер А.Б. «В ожидании варваров»: идентичность и полемичность у Георгия Флоровского // Георгий Васильевич Флоровский. М.: Политическая энциклопедия, 2015. С. 205-230.
9. Дугин А.Г. В поисках темного Логоса (философско-богословские очерки). М.: Академический Проект, 2013. 515 с.
10. Иерофей (Влахос), митр. Неопатристическая, пост-патристическая и контекстуальная теология. URL: https://www.johnsanidopoulos.com/2011/05/neopatristic-metapatristic-and.html: (дата обращения: 15.08.2021).
11. Иларион (Алфеев), игум. Святоотеческое наследие и современность // Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. М., 2000. С. 76-107.
12. Ильин В.Н. О книге II «Православная Мысль» // Путь. 1831. №30. С. 86-88.
13. Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006. 360 с.
14. Калаицидис П. От «возвращения к отцам» к необходимости современного православного богословия // Страницы: богословие, культура, образование. Т. 16. Вып. 3. М., 2012. С. 26-353.
15. Климов А.Е. Четырнадцатитомное собрание сочинений протоиерея Георгия Флоровского: критические замечания // Вопросы богословия. 2020. №1(3). С. 115-133.
16. Кырлежев А. Флоровский Георгий Васильевич // Русская философия. Энциклопедия. М., 1995.С. 588-590.
17. Михайлов П.Б. Богословие истории протоиерея Георгия Флоровского // Георгий Васильевич Флоровский. М.: Политическая энциклопедия, 2015. С. 157-179.
18. МихайловП.Б. Gavrilyuk P. L. Georges Florovsky and the Russian Religious Renaissance. Oxford: Oxford University Press, 2013. 297 p. // Вестник православного свято-тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. Вып. 69. М., 2017. С. 144-148.
19. Нестерук А.В. Неопатристический синтез. URL:https://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/neopatristicheskij-sintez: (дата обращения: 15.08.2021).
20. Нобл И., Бауерова К., Нобл Т., Парушев П. Голоса православного богословия на Западе в ХХ веке. М.: Изд-во ББИ, 2019. 320 с.
21. Нобл И., Бауерова К., Нобл Т., Парушев П. Пути православного богословия на Запад в ХХ веке. М.: Изд-во ББИ, 2016. 438 с.
22. Оболевич Т. Русская религиозная философия между Востоком и Западом: пути русской софиологии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. Вып. 4 (66). М., 2016. С. 47-63.
23. Пеликан Я. Христианская традиция: История развития вероучения. В 5 ТТ. Т. 1. Возникновение кафолической традиции. М.: Духовная Библиотека, 2007. 375, XXIII с.
24. Пешков А.А. Богословско-философские этюды: избранные темы. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2018. 288 с.
25. Пешков А.А. Вопросы философии истории в отечественной консервативной и либеральной мысли: избранные персоналии. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2016. 256 с.
26. Пешков А.А. Эволюция подходов к проблеме влияния античной философии на христианство // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №2. DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-2-11.
27. Прот. Александр Шмеман. Прот. Георгий Флоровский: Письма 1947–1955 годов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. 448 с.
28. Пути православного богословия на Запад в ХХ веке. М.: Изд-во ББИ, 2016. 438 с.
29. Пушкин С.Н., Шиманская О.К. Проблема изучения русского консерватизма в курсе «История русской философии» // Русская философия. Новые исследования и материалы. Проблемы методологии и методики: сборник статей / под ред. А.Ф. Замалеева. СПб: Летний сад, 2001. С. 215-221.
30. Уильямс Р. Богословие В.Н. Лосского: изложение и критика. Киев: ДУХ I ЛIТЕРА, 2009. 336 с.
31. Уильямс Р. О христианском богословии М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. 340 с.
32. Флоровский Г. В. Избранные богословские статьи. М.: Пробел, 2000. 317 с.
33. Флоровский Г. Дом Отчий // Путь. 1927. №7. С. 63-86.
34. Флоровский Г., прот. Догмат и история. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1998. 487 с.
35. Флоровский Г., прот. Протоиерей Георгий Флоровский. Свидетельство истины. Сборник статей. СПб.: Духовное наследие, 2017.484 с.
36. Флоровский Г.В. Избранные богословские статьи. М.: ПРОБЕЛ, 2000. 320 c.
37. Флоровский Г.В. Вера и культура. СПб: Изд-во РХГИ, 2002. 862 с.
38. Хоружий С.С. Персоналистские измерения неопатристического синтеза и современный поиск новых модусов субъективности // Георгий Васильевич Флоровский. М.: Политическая энциклопедия, 2015. С. 230-251.
39. Христокин Г. Современное православное богословие: попытка характеристики. URL:https://www.kiev-orthodox.org/site/theology/1958(дата обращения: 20.08.2021).
40. Черняев А.В. Неопатристический синтез как встреча Традиции и Модерна (О книге: Gavrilyuk Paul L. Georges Florovsky and the Russian Religious Renaissance. Oxford University Press, 2014. 297 p.) // История философии. 2016. Том 21,№1. С. 168-175.
41. Черняев В.А. Г.В. Флоровский как философ и историк русской мысли. М.: ИФРАН, 2009. 199 с.
42. Черняев В.А. Этапы идейной эволюции Флоровского // Георгий Васильевич Флоровский. М.: Политическая энциклопедия, 2015. С. 110-141.
43. Чурсанов С.А. Иоанн (Зизиулас) // Православная энциклопедия. Т. 24. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 150-158.
44. Florovsky G. Collected Works. Vol. 1-5. Belmont: Nordland, 1972–1979; Vol. 6-14. Vaduz: Bücher ver trieb san stalt, 1987–1989.
45. Gavrilyuk P.L. Georges Florovsky and the Russian Religious Renaissance. Changing Paradigms in Historical and Systematic Theology. Oxford: Oxford University Press, 2013. 297 p.
46. Louth A. Modern Orthodox Thinkers. From the Philokalia to the present. London: SPCK, 2015.382 p.
47. Obolevitch T. George Florovsky’s critique of the Russian religious-philosophical renaissance: an attempt at evaluation // Logos i ethos. 2020. Special issue. Pp. 51-72.
48. Papanikolaou A. Orthodoxy, Postmodernity, and Ecumenism: The Difference That Divine-Human Communion Makes // Journal of Ecumenical Studies. 2007. Vol. 42, no. 4. Pp. 527-546.
49. Stoeckl K. Community after Totalitarianism: The Russian Orthodox Intellectual Tradition and the Philosophical Discourse of Political Modernity. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2008. 200 p.
50. Valliere Paul. Modern Russian Theology. Bukharev, Soloviev, Bulgakov. Orthodox Theology in a New Key. William B. Eerdmans Publishing Company, Grand Rapids, Michigan, 2000. 444 p.