Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Смысложизненные ориентации в структуре личности будущих дефектологов

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-9

Полный текст:

Аннотация

Введение. Всвязи с мировой тенденцией,направленной на формирование толерантности к людям-инвалидам и с возросшим спросом в обществе на специалистов дефектологического профиля, изучение личностных особенностей будущих дефектологов приобретает особую социальную значимость для современного российского общества. Изучение смысложизненных ориентаций будущих педагогов-дефектологовобусловленов первую очередь тем, что личность специального педагога, его социальноориентированные ценности и смыслы оказывают непосредственное влияние на коррекционно-педагогическую деятельность с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Материалы и методы. Исследованиесмысложизненных ориентаций студентов, будущих дефектологов, было выполнено при помощи ряда диагностических методик: методика «Соотношения ценности и доступности» (Е.Б. Фанталова), методика «Свободный выбор ценностей» (Е.Б. Фанталова), методика «Личностный дифференциал» и методика «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев).

Результаты исследования. На основании полученных диагностических данных в трех группах испытуемых – студентов дефектологического образования по направлениям учебной подготовки: логопедия, олигофренопедагогика и специальная психология – были выявлены некоторые особенности их смысложизненных ориентаций: внутренний конфликт (ВК) и внутренний вакуум (ВВ) в ценностно-смысловой сфере. ВК наиболее частотно встречается у будущих педагогов-дефектологов в таких жизненных сферах, как «счастливая семейная жизнь»,«материальнообеспеченная жизнь»,«здоровье» и «любовь». ВВ обнаруживает себя в сферах «красоты природы и искусства», «творчества» и «активной, деятельной жизни» студентов.По результатам методики «Свободный выбор ценностей» нами была выстроена иерархия ценностных ориентаций будущих дефектологов.Анализируя результаты методики «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, мы наблюдаем распределение осмысленности у будущих дефектологов таким образом, что средние и высокие значения параметров осмысленности для них наиболее частотны. В результате анализа диагностических результатов методики «Личностный дифференциал» мы отметили высокий уровень самооценки и самоуважения будущих дефектологов, определили их личностную направленность в общении и изучили развитие волевых сторон личности.

Обсуждениеизаключения. Нами изучены и проанализированы смысложизненные ориентации студентов, будущих дефектологов, особенность их смысловойнаправленности на альтруизм через призму гуманного отношения к людям. Определили зону ближайшего развития и зону застоя смысложизненных ориентаций будущих педагогов-дефектологов. Данные исследования могут быть использованы при планировании и разработке программ вузовской подготовки специалистов дефектологического профиля.

Об авторах

С. Н. Сорокоумова
Российский государственный социальный университет; Новосибирский военного ордена Жукова институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ; Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний
Россия

Сорокоумова Светлана Николаевна – профессор факультета психологии Российского государственного социального университета; профессор кафедры социальных и гуманитарных дисциплин; профессор кафедры юридической психологии и педагогики

Москва

Новосибирск

Рязань



Э. Н. Ларикова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет); МАОУ СШ №6
Россия

Ларикова Эльвира Николаевна – магистрант; педагог-психолог

Нижний Новгород

Бор



Список литературы

1. Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1989. 22 с.

2. Андриенко О.А. Ценностные основания построения процесса воспитания // Балтийский гуманитарный журнал. 2019.№1(26). С. 192-195.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37146795(дата обращения: 26.09.2021).

3. Бассин Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла // Вопросы психологии.1973. №6. С. 22.

4. Боброва А.А. Профессионально-ценностные ориентации как фактор становления личности будущего педагога в области специального (дефектологического) образования // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Омск, 2020. С. 262-266. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42683062 (дата обращения: 26.09.2021).

5. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб: Сударыня, 1999. 29 с.

6. Бордовский В.А. Смысложизненные ориентации и эмоциональный интеллект в структуре личности социального работника // Вестник АГУ. Серия 3: педагогика и психология. 2012. №4(109). С. 129-133. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18809381 (дата обращения: 26.09.2021).

7. Боровик Ю.Н., Морозов А.В. Формирование профессионально значимых качеств личности у будущих дефектологов в процессе профессиональной подготовки в вузе // Весенние психолого-педагогические чтения: материалы II Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения почетного профессора АГУ А.В. Буровой / составители: И.А. Еремицкая, О.А. Халифаева. Астрахань, 2018. С. 163-166.

8. Воденникова Л.А. Теоретико-методологическая основа формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов // Специальное образование. 2014.№2(34). С.83-90. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21809830(дата обращения: 26.09.2021).

9. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб: Питер, 2005. 336с.

10. Выготский Л.C. Собрание сочинений: в 6 томах. T.I. М.: Педагогика, 1982.487 с.

11. Выготский Л.C. Собрание сочинений: в 6 томах. T.2. М.: Педагогика, 1984. 502 с.

12. Косырева Ю.Ю. Ценностные и смысложизненные ориентации современной молодежи // Вестник научных конференций. 2019. №8-2(48). С. 30-32. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41124393(дата обращения: 26.09.2021).

13. Ларикова Э.Н., Сорокоумова С.Н. Подготовка дефектологов для современного образования //Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: материалы ХIII Международной научной конференции. Шуя, 2020. С. 170-172.

14. Леонтьев А.А. Значение и смысл // Мир психологии. 2001. №2. С. 13-20.

15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Мысль, 1965.572 с.

16. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. 1997. №6. С. 13-27.

17. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 330с.

18. Рукавишников А.А. Опросник психического выгорания для учителей. Руководство. Ярославль, 2001. 14 с.

19. Сараева Е.В., Маракулина А.С. Коррекция и фасилитациясмысложизненных ориентаций студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 32. С. 238-242. URL: http://e-koncept.ru/2016/56749.htm(дата обращения: 26.09.2021).

20. Сайко Я.В., Гуслякова Н.И. Исследование взаимосвязи между смысложизненными ориентациями и самооценкой личности студентов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2013.№10. С. 208-216. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vzaimosvyazi-mezhdu-smyslozhiznennymi-orientatsiyami-i-samootsenkoy-lichnosti-studentov(дата обращения: 26.09.2021).

21. Сорокоумова С.Н., Ларикова Э.Н.Практико-ориентированный подход в профессиональной подготовке студентов дефектологического образования // Современной дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Часть 2. Нижний Новгород, 2020. С. 250-253. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42830100(дата обращения: 26.09.2021).

22. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. Харьков: Фолио, 2003. 503 с.

23. Чернякевич Е.Ю., Погодина Э.В.Исследование эмоционального выгорания в связи со смысложизненными и карьерными ориентациями у представителей социономических профессий // Вестник университета. 2020. №1. С. 195-202.URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42574035(дата обращения: 26.09.2021).

24. Шаповалова О.Е. Мотивационно-личностные аспекты профессионального самоопределения будущих магистров специального (дефектологического) образования // Учебные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. №4(194). С. 525-530.URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45794796(дата обращения: 26.09.2021).

25. Шкляр Н.В., Карынбаева О.В. Профессия педагога-дефектолога и ее социальная значимость // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологическиенауки. 2016.Т. 11, №3. С. 201-206.

26. Burish M. In search of theory: some ruminations on the nature and etiology of burnout // ShaufeliW.B., MaslachCr., Marek T. (eds)Professional burnout: Recent developments in the theory and research. Washington: Abingdon: Taylor & Francis, 1993. Pp. 75-93.

27. Bulko N. V. Featuresoflife-meaningorientationsamong convictssentencedfordifferenttypes of crimes // Международныйпенитенциарныйжурнал. 2021.Т. 3, №1. С. 35-39.

28. Irvin D. Yalom Existential Psychotherapy. Basic Books,1980. Pp. 8-10.

29. Likhodeeva L.N., TolegenovaZh.E. Stress resistance as a professionally significant quality of the personality of a defectologist teacher // Sciences of Europe. 2020. No. 59-2(59). Pp. 69-72.

30. Professional burnout: recent developments in theory and research / Edited by W. B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. New York: Taylor and Francis, 1993. Pp. 19-32.

31. Rogers C.R. A look at psychotherapy. The formation of man. M.: Progress Univers.,1994.459 p.

32. Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Sorokoumova S.N., Potekhina E.V. The Projective Study of The Impact of The Vertical Position of a Person on The Nosological Specificity of Psychosomatic Risk // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Vol. 7, no. 6. Pp. 685-691. Available at: https://www.rjpbcs.com/pdf/2016_7(6)/[86].pdf (accessed: 13.10.2021).

33. Nikonova E.I., Sharonov I.A., Sorokoumova S.N., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3764-3774. Available at: http://www.ijese.net/makale/593 (accessed: 04.09.2021).

34. RongJu, Buldakova N.V., Sorokoumova S.N., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 8. Pp. 5281-5293. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.01003a.


Рецензия

Просмотров: 1563


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)