Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Теоретические аспекты психолого-педагогического обеспечения наставничества в уголовно-исполнительной системе

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-8

Аннотация

Введение. Актуальность исследования объясняется сформировавшейся в уголовно-исполнительной системе (далее – УИС) тенденцией к росту компетенций сотрудников. Развитие психолого-педагогического обеспечения наставничества в учреждениях уголовно-исполнительной системы представляется актуальным и перспективным направлением адаптации молодых специалистов на рабочем месте, совершенствования воспитательной работы с личным составом организации, сохранения и укрепления кадрового потенциала системы исполнения наказаний.

Материалы и методы. В статье рассматриваются исследования отечественных ученых в области педагогического обеспечения. Основное внимание уделяется авторской разработке теоретических аспектов психолого-педагогического обеспечения наставничества в УИС с учетом специфики данной организации. В работе используются методы анализа научной литературы, обобщения и систематизации данных.

Результаты исследования. Целью исследования являлось проведение теоретического анализа основных подходов к понятию психолого-педагогического обеспечения и разработка понятия «педагогическое обеспечение наставничества в УИС». Авторы определили и описали концепцию «Психолого-педагогическое обеспечение наставничества в УИС».

Обсуждение и заключения. В качестве перспективы исследования авторы видят продолжение работы над концепцией «Психолого-педагогическое обеспечение наставничества в УИС». Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут послужить более полному использованию институциональных, организационных и личностных ресурсов пенитенциарной системы, а также явиться основой совершенствования современной модели наставничества ФСИН России.

Об авторах

Т. Г. Мухина
ФГКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний»; ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского»; ФГКА ВО УВО Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Мухина Татьяна Геннадьевна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий факультета социальных наук; профессор кафедры юридической психологии и педагогики

Рязань

Нижний Новгород

Новосибирск



Т. В. Филиппова
ФГКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний»
Россия

Филиппова Татьяна Витальевна – адъюнкт кафедры юридической психологии и педагогики

Рязань



Список литературы

1. Аксенов С.И., Илалтдинова Е.Ю. Педагогика А.С. Макаренко: воспитание и жизнь // Вестник Мининского университета. 2013. №1(1). С. 25.

2. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования в условиях мультикультурного общества // Институт системных исследований и координации социальных проектов: Библиотека. URL: http://www.siksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html (дата обращения: 26.09.2020).

3. Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы в современных социокультурных условиях: новые проблемы и факторы риска // Вестник Мининского университета. 2016. №2(15). С. 30.

4. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2014. №4(8). С. 25.

5. Валишина Л.Н. Психолого-педагогическое обеспечение преодоления неуспешности в учебно-воспитательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 174 с.

6. Вантеев Д.А. Сущность и структурные компоненты педагогического обеспечения образовательного процесса // Вестник Тверского государственного университета. Педагогика и психология. 2020. №2(51). С. 229-234.

7. Вашкевич А.В. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки инспекторов ДПС ГИБДД к служебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2008. 185 с.

8. Воробьев И.Ю. Инновационные педагогические технологии профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел: дис. ... канд. пед. наук. М., 2019. 235 с.

9. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 294 с.

10. Горбачев А.Л. Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности студентов: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Нижний Новгород, 2009. 24 с.

11. Гордеева Е.Н. О педагогической поддержке личности сотрудников Органов внутренних дел в ситуациях развития их эстетической культуры // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2020. №6-3. С.106-112.

12. Гузич М.Э. Психолого-педагогическое обеспечение проектной формы обучения: на примере естественнонаучного проекта «Мой дом»: дис. ... канд. псих. наук. М., 2002. 214 с.

13. Гусева А.В. Новая педагогика XXI века и информационные технологии в России // Открытое образование 2005. №2. С. 90-91.

14. Гусева И.А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006. 205 с.

15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

16. Ежкова А.Ю. Психолого-педагогическое обеспечение интереса к спортивной деятельности начинающих борцов: дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2004. 183 с.

17. Ермилова Н.В. Психолого-педагогическое обеспечение преемственности развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов: дис. ...канд. псих. наук. Нижний Новгород, 2010. 197 с.

18. Захаренко М.Г. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной успешности специалистов ВМФ в современных условиях формирования личности военнослужащих: дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2006. 199 с.

19. Игнатьева Е.В., Базарнова Н.Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №2(23). С. 1. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-1.

20. Измайлова В.В Педагогическое обеспечение сущность и структура понятия // Ярославский педагогический вестник. 2012. №2 (Т.2). С. 11-14.

21. Илалтдинова Е.Ю., Аксенов С.И. Исторический контекст модернизации педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. №2(15). С. 15.

22. Калыбек Б.К. Совершенствование нравственного воспитания военнослужащих национальной гвардии Республики Казахстан в условиях возрастания религиозного фактора: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2019. 24 с.

23. Ковтуненко Л.В., Трубчанинов М.Б. Теоретические аспекты профессиональной социализации будущего сотрудника ФСИН России // Пенитенциарная наука. 2020. Т.14, №2. С. 283-287.

24. Кочкина О.В. Наставничество в Уголовно-исполнительной системе // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2020. №1(3). С. 114-119.

25. Кочнева Е.М., Гришина А.В. О создании модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родительства // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3(28). С. 10. DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-3-10.

26. Кочнева Е.М., Морозова Л.Б. Профессиональная ответственность как предмет психологических исследований // Вестник Мининского университета. 2016. №4(17). С. 30.

27. Крюков О.В. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной подготовки курсантов пожарно-технического училища: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2006. 224 с.

28. Кузина Г.П. Психолого-педагогическое обеспечение эффективного отбора абитуриентов и последующей их адаптации к вузу: дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 271 с.

29. Кулешов В.Р. Психолого-педагогическое обеспечение личностного роста обучающихся профессионально-технического лицея: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2002. 215 с.

30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл: Изд. центр «Академия», 2004. 352 с.

31. Лескова И.А. Идея образования: структура и содержание в контексте смены философских оснований // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №3(36). DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-3-10.

32. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.

33. Лопатько С.В. Педагогическая реабилитация военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации в ходе выполнения служебно-боевых задач: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2019. 343 с.

34. Макеева Т.В. Индивидуализация педагогической поддержки старшеклассников в решении жизненных проблем: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2004. 23 с.

35. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании XXI века // Вестник Мининского университета. 2015. №2(10). С. 6.

36. Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях современного производства: дис. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2014. 428 с.

37. Мерцалова Т.А. Педагогическое обеспечение самопознания подростков в условиях общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1996. 21 с.

38. Мурзабаева А.З. Психолого-педагогическое обеспечение технологии лекторской деятельности в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2006. 165 с.

39. Немолот Е.В. Ценностно-смысловые характеристики профессиональной самореализации личности педагога-психолога в условиях малого города: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Кемерово, 2014. 24 с.

40. Никоноров А.А. Развитие мотивации офицеров к служебно-боевой деятельности в частях войск национальной гвардии Российской Федерации: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2020. 263 с.

41. Овчинникова Л.А. Развитие самоактуализации в структуре интегральной индивидуальности студента средствами психологического тренинга: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Москва, 2007. 24 с.

42. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды / [пер. с англ. Л.В. Трубицыной и Д.А. Леонтьева]; под общ. ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2005. 169 с.

43. Поляков А.В. Организационно-педагогические условия профессиональной социализации молодых сотрудников исправительных учреждений: дис. ... канд. пед. наук.. Великий Новгород, 2019. 202 с.

44. Протасова И.В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2001. 235 с.

45. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 526 с.

46. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2002. 720 с.

47. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. С. 251.

48. Соколов С.А. Педагогическое обеспечение как научно-педагогический феномен // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Выпуск 18. Тверь, 2020. С. 20-23.

49. Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Кострома, 2008. 22 с.

50. Торохтий В.С. Психолого-педагогическое обеспечение социальной работы с семьей военнослужащего: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. 376 с.

51. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2005. 318 с.

52. Черный С.П. Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательных школ: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2007. 181 с.

53. Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. Эволюция системы наставничества в педагогической практике // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №4(25). С. 11. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-4-11.

54. Шепелева Н.В. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударственном образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2004. 211 c.

55. Шмелева Ю.Н. Психолого-педагогическое обеспечение адаптации старшеклассников сельской школы к обучению в лицейских классах: дис. ... канд. псих. наук. Астрахань, 2007. 210 с.

56. Эстерле А.Е. Психолого-педагогические условия профессионального саморазвития педагогов-психологов: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Самара, 2018. 25 с.

57. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. 164 с.

58. Correctional Officer Success: Mentoring Training Programs. Available at: https://www.correctionalofficeredu.org/2013/07/correctional-officer-success-mentoring-training-programs (accessed: 29.04.2021).

59. Grand Canyon University. Available at: https://explore.gcu.edu/criminal-political-social-sciences/?gcu=TLBRAND%7CThruline%7CDisplay%7CCriminalPolicital%7 Ccorrectionalofficeredu.org45798&utm_source=Thruline&utm_medium=display&utm_campaign=CriminalJustice&utm_content=correctionalofficeredu.org45798 (accessed: 29.04.2021).

60. Jones J. An Analysis of Learning Outcomes within Formal Mentoring Relationships // International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring. 2012. Vol. 10, no. 1. Pp. 57-73.

61. Peter M. Wittenberg Successful Mentoring in a Correctional Environment // Federal probation. 1998. Vol. 62, no. 2. Pp.75-80.

62. SNHU / Online degrees in criminal justice. Available at: https://degrees.snhu.edu/subjects/criminaljustice?utm_source=Keypath&utm_medium=PPL&utm_campaign=PROS_Linkout&utm_content=correctionalofficeredu.org45798FSB&snhu_segment=OL (accessed: 29.04.2021).

63. Walden University // Online Criminal Justice Programs. Available at: https://info.waldenu.edu/walden-programs/criminal-justice/at-a-glance?comm_code=WAL-1022175&utm_source=thruline&utm_medium=affiliates&utm_campaign=ACTION&utm_kxconf=vrgv5ep46 (accessed: 29.04.2021).


Рецензия

Просмотров: 1714


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)