Представления о ценностях и смыслах профессии «учитель» на разных уровнях педагогического образования
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-7
Аннотация
Введение. В системе педагогического образования подготовка профессионалов возможна на нескольких уровнях, но логика, концепция, основа обучения должна быть единой и проходить сквозь все уровни образования. Однако нормативно-правовые акты, лежащие в основе каждого уровня, большей частью не синхронизированы между собой. Преодоление существующих противоречий видится за счет реализации аксиологического подхода в образовании, в котором ценностные ориентиры должны определять смысл и содержание образования. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что имеются значимые различия в ценностях студентов, обучающихся на разных уровнях педагогического образования. Для преодоления существующего разрыва в основе подготовки будущих педагогических кадров должны лежать единые ценностные ориентиры и образовательные результаты.
Материалы и методы. Цель работы – определить ценностные ориентиры педагогической деятельности с точки зрения взгляда на нее студентов педагогического колледжа и студентов педагогического вуза. Выборка: в онлайн-исследовании приняли участие 400 человек: 147 студентов педагогического колледжа и 253 студента педагогического вуза. Методы: авторская методика-анкета ценностей, заложенных образовательными и профессиональными стандартами. Структура методики представляет собой три списка ценностей (отношения, качества, знания), отражающих ценностные ориентиры, связанные с целевыми объектами – ребенком, образовательной средой и педагогической профессией.
Результаты исследования. Студенты обоих уровней педагогического образования на вершине субъективного рейтинга ценностей располагают значимость профессиональной деятельности педагога для общества. В остальном у обеих групп участников исследования все ценности выражены в равной мере, но они вкладывают в них различный личностный смысл. Для студентов колледжа на первом месте оказывается методическая грамотность специалиста, инструментальная основа профессии, выражающаяся в главном – методике преподавания и владении разнообразными приемами и методами обучения. А студенты вуза больше ориентированы на сферы «образовательная среда» и «профессия».
Обсуждение и заключения. Полученные данные обозначают проблемы: низкий уровень субъектности ребенка и развитие личностного потенциала обучающегося для будущего педагога. Решение этих проблем видится в обеспечении равнозначной трансляции ценностей, относящихся к категории «ребенок-среда-профессия» и «качества-отношения-знания». Диагностированные ценностные разрывы необходимо нивелировать посредством сопряжения требований и результатов, заложенных образовательными стандартами и реализуемых в технологиях обучения.
Об авторе
Т. В. ЛедовскаяРоссия
Ледовская Татьяна Витальевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии
Researcher ID: P-6764-2017
Ярославль
Список литературы
1. Ансимова Н.П., Тарханова И.Ю. Системогенез педагогической деятельности как методология обеспечения преемственности результатов различных уровней подготовки педагога // Педагогика. 2021. Том 85, №5. С. 97-104.
2. Антропова А.Ю. Динамика системы ценностных ориентаций современных студентов педагогического колледжа // Среднее профессиональное образование. 2008. №11. С. 56-59.
3. Бабурова И.В. Категория примера в воспитании ценностных отношений школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №52. С. 91-103.
4. Вереина Д.В. Аксиологический аспект структуры профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. №200. С. 153-163. DOI: 10.33910/1992-6464-2021-200-153-163.
5. Омельченко Е.А., Чеснокова Г.С., Агавелян Р.О. Самовыражение в системе ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольного образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. №1. С. 7-22. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1801.01.
6. Пазенко Е.А. Цели педагогического образования в США и России: точки сближения // Преподаватель XXI век. 2019. №1-1. С. 28-37.
7. Серафимович И.В., Беляева О.А. Ценностные ориентации различных групп участников образовательных отношений: социально-психологический аспект // Интеграция образования. 2019. Т. 23, №2. С. 232-246. DOI: 10.15507/1991-9468.095.023.201902.232-246.
8. Тарханова И.Ю., Ходырев А.М. Организационные модели непрерывного педагогического образования в системе "колледж – вуз" // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. №2(54). С. 186-190.
9. Федорова Е.Н., Птицына Е.В. Ценности профессиональной деятельности будущего педагога // Фундаментальные исследования. 2015. №2-2. С. 401-405.
10. Ходырев А.М. Проблема изучения ценностей педагогической деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2020. №2(113). С. 34-40. DOI: 10.20323/1813-145X-2020-2-113-34-40.
11. Anderson D.B., Anderson A.L.H., Mehrens W., Prawat R.S. Stability of educational goal orientations held by teachers // Teaching and Teacher Education. 1990. Vol. 6, no. 4. Pp. 327-335. DOI: https://doi.org/10.1016/0742-051X(90)90025-Z.
12. Baeva I.A., Bordovskaia N.V. The psychological safety of the educational environment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8(1). Pp. 86-99. DOI: 10.11621/pir.2015.0108.
13. Caires S., Almeida L., Vieira D. Becoming a teacher: Student teachers’ experiences and perceptions about teaching practice // European Journal of Teacher Education. 2012. Vol. 35(2). Pp. 163-178. DOI: 10.1080/02619768.2011.643395.
14. Cristina-Corina B., Valerica A. Teachers’ Perceptions and Attitudes Towards Professional Activity // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 51. Pp. 167-171. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.08.139.
15. Ezer H., Gilat I., Sagee R. Perception of teacher education and professional identity among novice teachers // European Journal of Teacher Education. 2010. Vol. 33(4). Pp. 391-404. DOI: 10.1080/02619768.2010.504949.
16. Feng X., Helms-lorenz M., Maulana R., Jansen E.P.W.A. Dutch beginning teachers’ intrinsic orientation for the profession: Measurement and consistency during the first year // Studies in Educational Evaluation. 2021. Vol. 70. DOI: https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2021.101059.
17. Frydaki E., Mamoura M. Exploring teachers’ value orientations in literature and history secondary classrooms // Teaching and Teacher Education. 2008. Vol. 24 (6). Pp. 1487-1501. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2008.01.002.
18. Gjefsen H.M. Wages, teacher recruitment, and student achievement // Labour Economics. 2020. Vol. 65. Article no. 101848. DOI: https://doi.org/10.1016/j.labeco.2020.101848.
19. Janke S., Nitsche S., Dickhäuser O. The role of perceived need satisfaction at work for teachers' work-related learning goal orientation // Teaching and Teacher Education. 2015. Vol. 47. Pp. 184-194. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2015.01.009.
20. Karabon A. Examining how early childhood preservice teacher funds of knowledge shapes pedagogical decision making // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 106. Article no. 103449. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103449.
21. Lekes N., Houlfort N., Milyavskaya M., Hope N.H., Koestner R. The role of intrinsic values for self-growth and community contribution at different life stages: Differentially predicting the vitality of university students and teachers over one year // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 98. Pp. 48-52. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.03.093.
22. Mairitsch A., Babic S., Mercer S., Sulis G., Jin J., King J. Being a student, becoming a teacher: The wellbeing of pre-service language teachers in Austria and the UK // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 106. Article no. 103452. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103452.
23. Malmberg L.-E. Goal-orientation and teacher motivation among teacher applicants and student teachers // Teaching and Teacher Education. 2006. Vol. 22 (1). Pp. 58-76. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2005.07.005.
24. Manuel J., Dutton J. Teachers in the 'process of becoming': the role of pre-service teachers' narratives in developing critical reflective practice // Handbook of research on critical thinking and teacher pedagogy / V. Robinson, V. Knight (Eds.). Hershey: IGI Global, 2019. Pp. 15-38. DOI: https://doi.org/10.4018/ 978-1-5225-7829-1.ch002.
25. Mikhailova O.V. The value-motivational structure of the innovativeness of young students // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8(1). Рp. 112-124. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2015.0110.
26. Parr A., Gladstone J., Rosenzweig E., Wang M.-T. Why do I teach? A mixed-methods study of in-service teachers’ motivations, autonomy-supportive instruction, and emotions // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 98. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103228.
27. Parrisius C., Gaspard H., Trautwein U., Nagengast B. The transmission of values from math teachers to their ninth-grade students: Different mechanisms for different value dimensions? // Contemporary Educational Psychology. 2020. Vol. 62. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101891.
28. Podolskaya T.A., Utenkov A.V. Detecting and overcoming infantilism in students at teachers colleges // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Vol. 11(1). Pp. 84-94. DOI: 10.11621/pir.2018.0107.
29. Richter D., Kleinknecht M., Gröschner A. What motivates teachers to participate in professional development? An empirical investigation of motivational orientations and the uptake of formal learning opportunities // Teaching and Teacher Education. 2019. Vol. 86. Article no. 102929. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.102929.
30. Roness D. Still motivated? The motivation for teaching during the second year in the profession // Teaching and Teacher Education. 2011. Vol. 27(3). Pp. 628-638. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2010.10.016.
31. Veen K. van, Sleegers P., Bergen T., Klaassen C. Professional orientations of secondary school teachers towards their work // Teaching and Teacher Education. 2001. Vol. 17(2). Pp. 175-194. DOI: https://doi.org/10.1016/S0742-051X(00)00050-0.
32. Vermunt J. Secondary student teacher's personal and professional values, and the teaching as inquiry framework // New Zealand Journal of Teachers' Work. 2016. Vol. 13(1). Рр. 39-60.