Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-6

Полный текст:

Аннотация

Введение. В условиях многовекторности системы ценностей, характерной для постиндустриального общества, актуальной становится проблема воспитания подрастающих поколений, неразрывно связанная с развитием мотивационно-потребностной сферы детей. Учитывая значимость мотивации в становлении личности детей и подростков, было проведено изучение направленности, содержания, возрастной специфики, а также роли образовательной среды в формировании мотивационных предпочтений современных школьников.

Материалы и методы. В работе использовалась методика «Цветик-семицветик» и ее модифицированный вариант. В исследовании принимали участие школьники 1-3, 5, 9 и 10-11 классов г. Москвы и Московской области. Общая выборка – 897 человек.

Результаты исследования. Учащиеся всех возрастных групп демонстрируют индивидуалистическую направленность мотивационной сферы. Содержание мотивационных предпочтений школьников имеет возрастную специфику: младшие школьники ориентированы на различные материальные блага, приобретение новых качеств и способностей; младшие подростки – на материальные блага, саморазвитие, стремление к признанию, взаимопониманию; старшеклассники фокусированы на своем «взрослом будущем», что отражает своеобразие их социальной ситуации развития. Современные школьники всех возрастов больше ориентированы на родителей и потребности семьи, чем на сверстников. Общечеловеческие желания, связанные с заинтересованностью в решении проблем широкого социума, представлены в мотивационной сфере школьников всех возрастных групп минимально.

Воспитательный потенциал современной школы и мера ее воздействия на формирование мотивационной сферы учащихся ограничены противоречивыми условиями функционирования образовательных учреждений.

Обсуждение и заключения. Выявленные особенности мотивационных предпочтений современных школьников отражают объективные социокультурные условия взросления в постиндустриальном обществе, ориентирующемся на индивидуализацию и ценности личного потребления, и в целом соответствуют ценностным ориентациям большинства современных взрослых россиян.

Об авторе

Е. Е. Данилова
ФГБНУ «Психологический институт РАО»
Россия

Данилова Елена Евгеньевна – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник

Moscow



Список литературы

1. Андреева А.Д. Психологический образ детства у родителей современных школьников // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4. DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-4-11.

2. Андреева А.Д., Лисичкина А.Г. Социально-психологическая среда современного школьного класса в образовательном пространстве цифрового общества // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. №3. С. 96-107. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-3-96-107.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

4. Данилова Е.Е. Представления современных родителей о собственном детстве и детстве своего ребенка: опыт сравнительного исследования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №2. С.10. DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-2-10.

5. Данилова Е.Е. Психолого-педагогические проблемы взрослых участников образовательного процесса (учителей и родителей) в контексте реформы российской школы // Вестник Мининского университета. 2017. №3. DOI: 10.26795/2307-1281-2017-3-16.

6. Дети. Медиапотребление. 2017. Отчет MOMRI. URL: https://cyberpsy.ru/articles/children_media_2017_momri/ (дата обращения: 01.08.2021).

7. Клопотова Е.Е. Особенности ценностных ориентаций современных дошкольников // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9, №1. С. 96-105. DOI: 10.17759/psyedu.2017090110.

8. Круглов Б.С. Социальная направленность личности // Формирование личности старшеклассника / под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989. С.12-25.

9. Лазарева Н.Э. Влияние телевизионной рекламы на мотивационную сферу младших школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №80. С. 435-441.

10. Магун В., Руднев М., Шмидт П. Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2015. №3-4(121). С. 74-93.

11. Марцинковская Т.Д., Полева Н.С. Поколения эпохи транзитивности: ценности, идентичность, общение // Мир психологии. 2017. №1(89). С. 24-37.

12. Низовских Н.А. Жизненные принципы и ценностные ориентации студенческих групп // Вопросы психологии. 2008. №5. С. 73-82.

13. Новикова Л.И. Смена парадигмы воспитания – назревшая проблема педагогики // Воспитание школьников. 2019. №2. С. 6-15.

14. Окольская Л.А. Индивидуалистические и социально ориентированные родительские ценности в российских регионах // Социологические исследования. 2020. №7. С. 93-105. DOI: 10.31857/S013216250009298-0

15. Прихожан А.М. Особенности социальной ситуации развития современного младшего школьника // Журнал психологического общества им. Л.С. Выготского. 2009. №2(4). С. 69-80.

16. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005. 400 с.

17. Российские школьники назвали своих героев // RT на русском. 23 февраля 2021. URL: https://russian-rt-com.turbopages.org/russian.rt.com/s/russia/news/834111-shkolniki-opros-geroi?promo=navbar&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (дата обращения: 18.07.2021)

18. Сайко В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст // Вопросы психологии. 1986. №2. С. 67-74.

19. Солдатова Г., Кропалева Е. Территория свободы. Особенности российских школьников как пользователей интернета // Дети в информационном обществе. Вып. 2. 2009. С. 36-43. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/2/research1_2.pdf (дата обращения: 01.07.2021).

20. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1982. 270 с.

21. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: "ничья земля" в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. №3. С. 17-31.

22. Чудновский В.Э. Становление личности и проблемы смысла жизни: Избранные труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 768 с.

23. Шариков А., Чудинова В. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура. М.: КомКнига, 2007. С.58-85.

24. Школа жизни. Честная книга: любовь – друзья – учителя – жесть / сост. и вступ. ст. Дмитрий Быков. М.: Издательство АСТ, 2016. 507 с.


Рецензия

Просмотров: 1538


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)