Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Личностные ресурсы психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-5

Полный текст:

Аннотация

Введение. В последние годы наблюдается стойкая тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Соответственно увеличивается и число семей, воспитывающих таких детей. Имеющиеся исследования свидетельствуют о наличии в этих семьях затяжной кризисной ситуации, негативно отражающейся на психологическом состоянии и социальной активности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, особенно матерей, которые, как правило, попадают в группу риска психологического неблагополучия. В данной статье представлены результаты исследования личностных особенностей женщин-матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, которые могут способствовать поддержанию их психологического благополучия. Исходными теоретико-методологическими положениями для выполненного исследования стали, с одной стороны, работы современных психологов, в которых раскрывается сущность феномена психологического благополучия и его структура, а также выявляются определяющие его факторы, включая личностные ресурсы индивида, а с другой – выводы относительно типичных проблем и психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития.

Материалы и методы. Основу исследования составил сравнительный метод с использованием комплекса методик для сбора фактических данных: «Шкалы психического благополучия» К. Рифф (модификация Т.Д. Шевеленково, П.П. Фесенко); «Тип ролевой виктимности» М.А. Одинцовой, Н.П. Радчиковой; «Когнитивная ориентация (локус контроля)» Дж. Роттера; «Шкала религиозной ориентации» Г. Олпорта и Д. Росса. Выборку составили матери детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью – 107 человек и матери детей без ограниченных возможностей здоровья и инвалидности – 121 человек.

Результаты исследования. Установлено, что по сравнению с испытуемыми контрольной группы матери детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью имеют более низкие показатели психологического благополучия, при этом большинство из них являются «виктимными» личностями, с экстернальным локусом контроля и внешней или непоследовательной религиозностью. В качестве важных личностных ресурсов психологического благополучия женщин-матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, определены невиктимный тип личности, внутренняя религиозность или ориентация на другие (не религиозные) ценности, выявление которых мыслится в качестве перспективы дальнейших исследований.

Обсуждение и заключения. На основе полученных данных доказана необходимость оказания комплексной медико-психологической помощи женщинам-матерям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, с целью оптимизации их личностных ресурсов и повышения психологического благополучия.

Об авторах

Л. Э. Семенова
Приволжский исследовательский медицинский университет; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Николая Ивановича Лобачевского
Россия

Семенова Лидия Эдуардовна – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и клинической психологии; профессор кафедры общей и социальной психологии

Researcher ID: O-6416-2017

Нижний Новгород



Е. Д. Божкова
Приволжский исследовательский медицинский университет
Россия

Божкова Елена Димитрова – кандидат медицинских наук, и.о. заведующей кафедрой общей и клинической психологии

Researcher ID: AAV-3041-2021

Нижний Новгород



И. А. Конева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Конева Ирина Алексеевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии

Researcher ID: J-7619-2017

Нижний Новгород



Список литературы

1. Амирова Б.А., Плеханова Е.А. Взаимосвязь преодоления трудных жизненных ситуаций с осмысленностью жизни личности // Вестник Карагандинского государственного университета. Серия: История. Философия. 2012. №03(67). С. 59-66.

2. Белашева И.В. Эмоциональная компетентность как критерий и ресурс психологического здоровья личности // Акмеология. 2016. №3(59). С. 143-152.

3. Бокова О.А. К вопросу о теоретических основах изучения психологических феноменов ответственности и локуса контроля // Мир науки, культуры, образования. 2014. №5(48). С. 181-183.

4. Грановская Р.М. Психологическая защита. СПб: Речь, 2010. 476 с.

5. Грибоедова О.И. Влияние самопознания на психологическое благополучие личности // Педагогика и психология образования. 2019. №2. С. 131-140.

6. Гущина Т.И., Андреева И.Г. Развитие самоотношения как фактора психологического здоровья детей подросткового возраста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Том 21. №5-6(157-158). С. 111-120.

7. Дубровина И.В Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. №3(20). С. 17-21.

8. Дубровина И.В. Феномен «психологическое благополучие» в контексте социальной ситуации развития // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17, №3. C. 9-21. DOI: 10.17759/bppe.2020170301.

9. Заборина Л.Г. Изучение состояния психологической напряженности и эмоциональных переживаний у родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Сибирский психологический журнал. 2007. №26. С. 136-140.

10. Иванова Т.Ю. Функциональная роль личностных ресурсов в обеспечении психологического благополучия: дис. … канд. психол. наук. М., 2016. 205 с.

11. Крутых Е.В. Взаимосвязь самоактуализации и локуса контроля личности // В мире научных открытий. 2014. №5.1(53). С. 520-526.

12. Лысенко И.Н. Хронический стресс у родителей детей-инвалидов // Акмеология. 2016. №51. С. 157.

13. Манукян В.Р., Трошихина Е.Г. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. №2. С. 77-85. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-2-77-85

14. Микляева А.В., Хороших В.В., Волкова Е.Н. Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель // Science for education today. 2019. Том 9, №4. С. 36-55. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.03

15. Минюрова С.А., Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога // Педагогическое образование в России. 2013. №1. С. 94-101.

16. Михалькова Е.И. Психологическое благополучие личности. М.: ЛитРес: Самиздат, 2020. 42 с.

17. Мэй Р. Проблема тревоги. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 432 с.

18. Одинцова М.А. Психологические особенности виктимной личности // Вопросы психологии. 2012. №3. С. 59-67.

19. Полищук Е.С. Психологическое благополучие студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8, №1. C. 35-44. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2016_1_4638.pdf (дата обращения: 29.07.2021).

20. Преамбула к Уставу ВОЗ // https://www.who.int/ru/about/who-we-are/frequently-asked-questions (дата обращения: 27.07.2021).

21. Реан A.A. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. 1998. Том 19, №4. С. 3-11.

22. Романова Е.С. Психологические защиты современной молодежи с разным уровнем религиозности // Психология, социология и педагогика. 2015. №11. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6042 (дата обращения: 27.07.2021).

23. Российский статистический ежегодник: статистический сборник / Росстат. М.: Изд-во Федеральной службы государственной статистики, 2018. 694 с.

24. Савенышева С.С., Аникина В.О., Мельдо Э.В. Факторы родительского стресса матерей детей раннего и дошкольного возраста: анализ зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8, №4. С. 38-48. DOI: 10.17759/jmfp.2019080404.

25. Сапольски Р. Психология стресса. СПб: Питер, 2015. 480 с.

26. Селигман М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни. М.: София, 2006. 368 с.

27. Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А. Психологическое благополучие студентов-психологов с разными личностными ресурсами профессионально значимых характеристик // Вестник Мининского университета. 2018. Том 6, №3(24). С. 10. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/871 (дата обращения: 26.07.2021).

28. Семенова М.Н. Психологическое благополучие и религиозная ориентация личности в период взрослости // Дискуссия. 2014. №3(44). С. 104-110.

29. Сергиенко А.И. Психологические факторы посттравматического роста у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2021. 26 с.

30. Стресс: причины и последствия, лечение и профилактика. Клинические рекомендации / Акарачкова Е.С., Байдаулетова А.И., Беляев А.А. и др. СПб: Скифия-принт; М.: Профмедпресс, 2020. 138 с.

31. Сунцова Я.С. Психологическое благополучие личности в связи с доверием к себе и людям // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Том 30, Вып. 1. С. 33-47. DOI: 10.35634/2412-9550-2020-30-1-33-47.

32. Сучкова О.В. Социально-психологические аспекты религиозности молодежи в контексте психологической безопасности: дис. … канд. психол. наук. Тверь, 2008. 192 с.

33. Токарева И.Ф. Психологические особенности родителей детей-инвалидов // Развитие профессионализма. 2015. №3(55). С. 50-67.

34. Третьякова Н.В. Сохранение здоровья ребенка в условиях образовательной организации: основные направления отечественного научного знания // Нижегородское образование. 2019. №3. С. 4-11.

35. Умняшова И.Б. Анализ подходов к оценке психологического благополучия школьников // Вестник практической психологии образования. 2019. №3(3). С. 94-105. DOI:10.17759/bppe.2019160306.

36. Фомина О.О. Факторы и возможные типы психологического благополучия личности // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2016. №2. С. 168-173. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-i-vozmozhnye-tipy-psihologicheskogo-blagopoluchiya-lichnosti (дата обращения: 27.07.2021).

37. Хазова С.А., Ряжева М.В. Динамика совладающего поведения родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова. Серия «Психология. Педагогика. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2012. Том 18, №3. С. 203-209.

38. Шипицына Л.М., Сорокин В.М. Личностные особенности матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. 2008. Вып. 3. С. 178-195.

39. Шипова Н.С. Совладающее поведение и ресурсы родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Защитная система личности и стресс / под ред. Е.В.Куфтяк. М.: Мир науки, 2017. С. 107-117. URL: http://izd-mn.com/PDF/18MNNPM17.pdf (дата обращения: 26.07.2021).

40. Ширко С.М. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и психологического здоровья у студентов // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. №2(17). С. 268-269.

41. Anglim J., Horwood S., Smillie L.D., Marrero R.J., Wood J.K. Predicting psychological and subjective well-being from personality: A meta-analysis // Psychological Bulletin. 2020. No. 146(4). Рp. 279-323. DOI: 10.1037/bul0000226.

42. Barendregt C.S., van der Laan A.M., Bongers I.L., van Nieuwenhuizen C. Longitudinal Relation Between General Well-Being and Self-Esteem: Testing Differences for Adolescents Admitted to Secure Residential Care and After Discharge // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. 2016. Vol. 60, no. 16. Pp. 1836-1855. DOI: https://doi.org/10.1177/0306624X15588773.

43. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago: Aldine Publishing Company, 1969. 318 р.

44. Czapinski J. Illusions and Biases in Psychological Well-Being: An «Onion» Theory of Happiness. 1991. Available at: https://worlddatabaseofhappiness-archive.eur.nl/hap_bib/freetexts/czapinski_j_1991.pdf (accessed: 29/07/2021).

45. Dimitrijević A.A., Marjanović J.Z., Dimitrijević A. Whichever intelligence makes you happy: The role of academic, emotional, and practical abilities in predicting psychological well-being // Personality and Individual Differences. 2018. Vol. 132. Рp. 6-13. DOI: 10.1016/j.paid.2018.05.010

46. Ellison C.G., Levin J.S. The Religion-Health Evidence, Theory, and Future Directions // Health Education & Behavior. 1998. Vol. 25, no. 6. Рp. 7-20.

47. Engel G. From Biomedical to Biopsychosocial: Being Scientific in the Human Domain // Psychosomatics. 1997. Vol. 38, no. 6. Pp. 521-528.

48. Guerra-Bustamante J., León-del-Barco B., Yuste-Tosina R., López-Ramos V.M., Mendo-Lázaro S. Emotional Intelligence and Psychological Well-Being in Adolescents // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. Vol. 16(10). Р. 1720. DOI: 10.3390/ijerph16101720.

49. Huppert F.A. Psychological well-being: Evidence regarding its causes and consequences // Applied Psychology: Health and Well-being. 2009. No. 1(2). Pp. 137-164.

50. Jess M., Totsika V., Hastings R.P. Maternal Stress and the Functions of Positivity in Mothers of Children with Intellectual Disability // Journal of Child and Family Studies. 2018. No. 27(11). Pp. 3753-3763. DOI: 10.1007/s10826-018-1186-1.

51. Keyes C.L.M., Shmotkin D., Ryff C.D. Optimizing Well-Being: The Empirical Encounter of Two Traditions // Personality and Social Psychology. 2002. Vol. 82, no. 6. Pp. 1007-1022.

52. Kiełb K., Bargiel-Matusiewicz K.M., Pisula E. Posttraumatic Stress Symptoms and Posttraumatic Growth in Mothers of Children With Intellectual Disability – The Role of Intrusive and Deliberate Ruminations // A Preliminary Report. Frontiers in Psychology. 2019. No. 10. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.02011.

53. Knyazeva T.N., Semenova L.E., Chevachina A.V. Social Pragmatism and Religiosity of Contemporary Russian Youth // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, no. 6. Supplement 5. Special edition. Рp. 118-123.

54. Knyazeva T.N., Semenova L.E., Chevachina A.V., Batyuta M.B., Sidorina E.V. Psychological well-being of russian women and men coming from the orthodox environment // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. Vol. 7, no. 3. Рp. 411-418.

55. Leondari A., Gialamas V. Religiosity and psychological well-being // International journal of psychology. 2009. Vol. 44, no. 4. Pp. 241-248.

56. Malinauskas R., Dumciene A. Psychological wellbeing and self-esteem in students across the transition between secondary school and university: A longitudinal study // Psihologija. 2017. Vol. 50, no. 1. Рp. 21-36. DOI: https://doi.org/10.2298/PSI160506003M.

57. Masefield S.C., Prady S.L., Sheldon T.A., Small N., Jarvis S., Pickett K.E. The Caregiver Health Effects of Caring for Young Children with Developmental Disabilities: A Meta-analysis // Maternal and Child Health Journal. 2020. No. 24(5). Рp. 561-574. DOI: 10.1007/s10995-020-02896-5.

58. Miranda A., Mira A., Berenguer C., Rosello B., Baixauli I. Parenting Stress in Mothers of Children With Autism Without Intellectual Disability // Mediation of Behavioral Problems and Coping Strategies. Frontiers in Psychology. 2019. No. 10. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.00464.

59. Moore B., Woodcock S. Resilience, Bullying, and Mental Health: Factors Associated with Improved Outcomes // Psychology in the Schools. 2017. Vol. 54, no. 7. Pp. 689-702.

60. Muscara F. et al. Parent distress reactions following a serious illness or injury in their child: a protocol paper for the take a breath cohort study // BMC psychiatry. 2015. Vol. 15, no. 1. Рp. 1-11.

61. Pellerin N., Raufaste E. Psychological Resources Protect Well-Being During the COVID-19 Pandemic: A Longitudinal Study During the French Lockdown // Frontiers in Psychology. 2020. No. 11. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.590276.

62. Possel P., Martin C.N., Garber J. Bidirectional Relations of Religious Orientation and Depressive Symptoms in Adolescents: A Short-Term Longitudinal study // Psychology of Religion and Spirituality. 2011. Vol. 3, no. 1. Рp. 97-105.

63. Rathakrishnan B., Sanu M.E., Yahaya A., Singh S.S.B., Kamaluddin M.R. Emotional Intelligence and Psychological Well-Being of Rural Poor School Students In Sabah, Malaysia // Psympathic: Jurnal Ilmiah Psikologi. 2019. No. 6(1). Рp. 65-72. DOI:10.15575/psy.v6i1.4082.

64. Raynor D.A., Levine H. Associations Between the Five-Factor Model of Personality and Health Behaviors Among College Students // Journal of American College Health. 2009. Vol. 58, no. 1. Pp. 73-82.

65. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs. 1966. Vol. 80, no. 1. Pp. 1-28.

66. Ruthig J.C., Haynes T.L., Stupnisky R.H., Perry R.P. Perceived Academic Control: Mediating the Effects of Optimism and Social Support on College Students’ Psychological Health // Social Psychology of Education. 2009. Vol. 12, no. 2. Pp. 233-249.

67. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. No. 55(1). Рp. 68-78.

68. Ryan R.M., Deci E.L. On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being // Annual Review of Psychology. 2001. No. 52(1). Рp. 141-66.

69. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological wellbeing // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. Pp. 1069-1081.

70. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. Pp. 719-727.

71. Ryff C.D., Singer B. Psychological well-being: Meaning, measurement, and implications for psychotherapy research // Psychotherapy and Psychosomatics. 1996. No. 65. Pp. 14-23.

72. Ryff C.D., Singer B.H. Know thyself and become what you are: A eudaimonic approach to psychological well-being // Journal of Happiness Studies. 2008. No. 9. Рp. 13-39.

73. SHYU Y.-I. L. Maintaining and Improving Psychological Well-Being // Journal of Nursing Research. 2019. Vol. 27, no. 3. Р. e19. DOI: 10.1097/jnr.0000000000000333

74. Smith T.B., McCullough M.E., Poll J. Religiousness and Depression: Evidence for a Main Effect and the Moderating Influence of Stressful Life Events // Psychological Bulletin. 2003. Vol. 129, no. 4. Рp. 344-351.

75. Tedeschi R.G., Shakespeare-Finch J., Taku K. Posttraumatic growth: theory, research and applications. New York, NY: Routledge, 2018. 256 p.

76. Wang H., Hu X., Han Z.R. Parental stress, involvement, and family quality of life in mothers and fathers of children with autism spectrum disorder in mainland China: A dyadic analysis // Research in Developmental Disabilities. 2020. Vol. 107. Article number 103791. DOI: 10.1016/j.ridd.2020.103791.

77. Waterman A.S. Reconsidering happiness: A eudaimonist’s perspective // Journal of Positive Psychology. 2008. Vol. 3. Pp. 234-252.


Рецензия

Просмотров: 1703


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)