Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

О психолого-педагогическом эксперименте по формированию антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4

Аннотация

Введение. Статья посвящена рассмотрению психолого-педагогического эксперимента по формированию антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России. Данные современной статистики свидетельствуют о неуклонном увеличении количества коррупционных преступлений в РФ, что в свою очередь обуславливают необходимость формирования у курсантов силовых ведомств, в том числе курсантов образовательных организаций ФСИН России, антикоррупционной направленности. Считаем, что антикоррупционная направленность – интегративное личностное образование курсантов, включающее в себя мотивы, ценности, потребности, ценностные ориентации, психологические установки, обеспечивающее соблюдение норм антикоррупционного законодательства в процессе обучения за счет развития мотивационно-ценностного, когнитивно-познавательного, духовно-нравственного и эмоционально-волевого компонентов. Одним из способов решения задач по формированию антикоррупционной направленности является создание авторских психолого-педагогических программ и их реализация в рамках формирующего эксперимента. Психолого-педагогический эксперимент по формированию антикоррупционной направленности осуществлялся нами в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе эксперимента  применялось наблюдение, тестирование, беседа, а также пакет психодиагностических методик, направленных на изучение уровня сформированности структурных компонентов антикоррупционной направленности. Задачей констатирующего этапа являлось изучение уровня сформированности структурных компонентов антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России. По итогам эмпирического исследования курсанты были разделены на три группы, в зависимости от уровня сформированности антикоррупционной направленности (высокий, средний, низкий). На формирующем этапе эксперимента была реализована авторская психолого-педагогическая программа, которая внедрялась в учебно-воспитательный процесс курсантов образовательных организаций ФСИН России. На контрольном этапе оценивалась эффективность авторской психолого-педагогической программы по формированию антикоррупционной направленности и проводился сравнительный анализ полученных результатов в контрольной и экспериментальной группах.

Материалы и методы. Для проведения психодиагностического обследования применялись следующие методики: «16-факторный личностный опросник (Р.Б. Кеттелл)», «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С.Бубнов)», «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина)», «Опросник локуса контроля (Е.Г. Ксенофонтова)», «Личностный опросник нравственно-правовой надежности (Е.Ю. Стрижов)», «Шкала личностных стратегий преодоления жизненных трудностей (С. Хобфолл)».

Результаты исследования. С целью проверки эффективности авторской программы по формированию антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России нами была проведена повторная психодиагностика структурных компонентов антикоррупционной направленности при помощи используемого ранее пакета психодиагностических методик. Установлено, что у курсантов после проведения формирующего этапа эксперимента наблюдаются позитивные личностные изменения, которые подтверждают сформированность структурных компонентов антикоррупционной направленности. Диагностировано повышение уровня самоконтроля эмоций и поведения, уверенности, установление межличностных контактов, развитие конструктивности в построении взаимоотношений с окружающими, умение адекватно строить свое поведение в зависимости от условий окружающей действительности, формирование четкой иерархии мотивов, умеренное стремление в отстаивании своих взглядов и принципов, желание достигать целей и проявлять настойчивость. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что авторская психолого-педагогическая программа оказывает положительное влияние на развитие личности курсантов: наблюдается развитие ответственности за собственное поведение; формирование устойчивости к ситуациям, носящим провокационный характер, развитие нравственно-правовой надёжности курсантов. В ходе сравнительного анализа контрольной и экспериментальных групп наблюдалось повышение уровня показателей структурных компонентов антикоррупционной направленности курсантов, что подтверждает эффективность используемой психолого-педагогической программы.

Обсуждение и заключения. Проведенный нами психолого-педагогический эксперимент по формированию антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы, показал свою эффективность. Диагностирована положительная динамика антикоррупционной направленности. Установлено, что в процессе реализации психолого-педагогической программы происходит формирование структурных компонентов антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России.

Об авторах

И. С. Ганишина
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Академия ФСИН России
Россия

Ганишина Ирина Сергеевна – доктор психологических наук, доцент, начальник кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета

Рязань



В. В. Сундукова
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Академия ФСИН России
Россия

Сундукова Виктория Викторовна – адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров

Рязань



Список литературы

1. Алексеева Ю.С. Формирование антикоррупционной культуры у студентов // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-1. С. 933-939.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб: Питер, 2010. 288 с.

3. Афонькина Ю.А. Генезис профессиональной направленности: автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.13. СПб, 2003. 33 с.

4. Безубяк Т.М. Формирование готовности учащихся профессионального лицея к антикоррупционному поведению // Человек и образование. 2010. №3. С. 66-69.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / вст. ст. Д.И. Фельдштейна; под ред. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.

6. Борисова О.Н. Развитие этической направленности личности студента в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2007. 175 с.

7. Ботанов А.А. Психологические особенности развития и проявления правого сознания учащихся младших и средних классов: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Самара, 2011. 21 с.

8. Будагов Э.С. Психолого-правовые механизмы формирования антикоррупционной компетентности сотрудников УВД: автореф. дис. … канд. психол. наук; 19.00.06. Москва, 2012. 26 с.

9. Ганишина И.С., Сундукова В.В. О концептуальной модели антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. №6. С. 433-436.

10. Ганишина И.С., Сундукова В.В. О программе формирования антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России // Перспективы науки. 2019. №8. С. 186-188.

11. Ганишина И.С., Сундукова В.В. Психолого-педагогическая диагностика антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России // Глобальный научный потенциал. 2019. №3. С. 27-30.

12. Ганишина И.С., Сундукова В.В. Формирование антикоррупционной и антинаркотической направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России // Профессиональная подготовка будущих специалистов различного профиля: монография / под ред. А.Ю. Нагорновой. Ульяновск, 2019. С. 190-201.

13. Добрынин Н.Ф. Внимание // Общая психология / под ред. проф. А.В. Петровского. М., 1976.

14. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.

15. Доронина О.Н. Содержание и методы формирования нравственной направленности студента – будущего инженера: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2008. 225 с.

16. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания. 5-11 кл.: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2010. 141 с.

17. Киселев В.В. Анализ результатов исследования психологических детерминант антикоррупционного поведения в деятельности сотрудников Росреестра // Вестник Института мировых цивилизаций. 2014. №8. С. 169-196.

18. Китова Д.А., Журавлев А.Л., Соснин В.А., Юревич А.В. Коррупция как объект социально-психологических исследований: состояние и перспективы // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Том 2, №3(7). С 6-38.

19. Концепция развития уголовно-исполнительной системы на период до 2030 года утвержденной Правительством Российской Федерации от 29 апреля 2021 года №1138-р.

20. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Пг.: Госиздат, 1925.

21. Лаптев А.А., Сорокоумова С.Н. Теоретические и практические аспекты формирования профессиональных ценностей будущих офицеров: монография. Тамбов, 2020.

22. Лаптева О.И. Некоторые аспекты антикоррупционной устойчивости личности // МНКО. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-antikorruptsionnoy-ustoychivosti-lichnosti (дата обращения: 26.03.2021).

23. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

24. Ломов Б.Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. СПб: Питер, 2000.

25. Манолова О.П. Развитие антикоррупционной устойчивости личности в системе госзакупок // Государственные и муниципальные закупки – 2010: материалы V Всероссийской научно-практической конференции-семинара. М., 2010. С. 216-223.

26. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.

27. Муравьева Л.В. Формирование гуманистической направленности личности будущего юриста в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Белгород, 2005. 182 с.

28. Муслумов Р.Р. Психолого-педагогические условия развития правого сознания будущих учителей: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Екатеринбург, 2009. 23 с.

29. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения, как проблеме общей и специальной психологии // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми: тезисы симпозиума. М., 1970.

30. Никиреев Е.М. Психологические особенности профессионально-педагогической направленности. учебное пособие М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 80 с.

31. Пастушеня А.Н. Антикоррупционная устойчивость личности: психологическая характеристика // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. №6(56). С. 25-28.

32. Печёнкин В.А. Формирование антикоррупционной компетентности государственных служащих: автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.06. Москва, 2012. 25 с.

33. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: 1986. 256 с.

34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2001. 720 с.

35. Рыбалкин Д.А. Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.05. Казань, 2015. 195 с.

36. Пшеничнюк Д.В. Роль когнитивного компонента в формировании антикоррупционной компетенции у студентов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. №6А. С. 204-211.

37. Сорокоумова С.Н., Елшанский С.П., Пучкова Е.Б., Суховершина Ю.В. Когнитивные стили и персонализация обучения студентов-психологов // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №1(30). С. 10.

38. Сундукова В.В. Психолого-педагогические условия формирования антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2019. №9. С. 89-91.

39. Сундукова В.В. Взаимосвязь факторов в структуре антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. №1. С. 277-282.

40. Сундукова В.В. Личностные детерминанты антикоррупционной направленности курсантов образовательных организаций ФСИН России: дис…канд. психол. наук: 19.00.01. Москва, 2020. 185 с.

41. Фадеев А.В. Формирование социально-профессиональной направленности личности будущих специалистов правоохранительных органов посредством физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Калининград, 2012. 22 с.

42. Федеральный закон от 19 июля 2018 года №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

43. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

44. Хонелидзе Д.С., Родин Ю.И., Сорокоумова С.Н. Состояние физического и психического здоровья студентов на начальном этапе обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №4. С. 9.

45. Хорольский В.В. Развитие гражданской направленности личности курсанта вуза МВД России: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Барнаул, 2003. 207 с.

46. Шарапова Е.А. Формирование антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Краснодар, 2016. 180 с.

47. Щадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979.

48. Официальный сайт Трансперенси Интернешнл Россия (Transparency lntemational). URL: http://tran.sparencv.org.m/research/v-rossii/ (дата обращения: 15.04.2021).


Рецензия

Просмотров: 1869


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)