Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются понятия «образовательный результат» и «оценочные средства», являющиеся компонентами системы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов. Анализируются подходы к описанию понятий «результат обучения», «компетенции» и «образовательный результат» с позиций оценивания качества подготовки обучающихся и выпускников по направлению подготовки «Педагогическое образование». Определяются структура и содержание понятия «образовательный результат», приводится описание инвариантной формы представления оценочных средств для оценки образовательных результатов. Приводятся примеры.
Материалы и методы. В основу исследования положены системный, деятельностный и компетентностный подходы к подготовке бакалавров педагогического образования, что позволило описать способ представления образовательных результатов в виде опознаваемых и измеряемых действий обучающегося. Раскрыта специфика представления образовательных результатов на основе переформулирования компетенций в сочетании с трудовыми действиями педагога. Показано, что описание индикаторов достижения образовательного результата в виде дескрипторов служит основанием для построения соответствующего оценочного средства. Выделены принципы объективности, валидности и открытости оценочных процедур, положенные в основу конструирования инвариантной формы представления оценочных средств.
Результаты исследования. Выделены основные положения, определяющие структуру и содержание образовательных результатов будущих педагогов. Сформулировано определение понятия «образовательный результат», выделены группы образовательных результатов будущих педагогов в области воспитания, в психолого-педагогической и методической деятельности, в области предметной подготовки. Раскрыты особенности описания образовательного результата на основе согласования компетенций, представленных в ФГОС ВО, и трудовых действий из Профессионального стандарта педагога и способ конструирования индикаторов достижения образовательных результатов. Приведено описание инвариантной формы представления оценочных средств и примеры построения образовательного результата и соответствующего оценочного средства.
Обсуждение и заключения. В статье обсуждается способ построения оценочного средства в форме контекстного задания, прошедшего апробацию на этапе итогового государственного экзамена выпускников бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование», проводимого в новом формате. Вывод, сформулированный в статье, представлен в виде рекомендаций по согласованному построению образовательных результатов и оценочных средств в системе независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов.
Об авторе
Е. Н. ПеревощиковаРоссия
Перевощикова Елена Николаевна – доктор педагогических наук, профессор, кафедра физики, математики и физико-математического образования
Нижний Новгород
Список литературы
1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-1. С. 3-9.
2. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. 52 с.
3. Айзенштат Г.В., Стеблева Н.Н. Формирование фондов оценочных средств как необходимое условие реализации основной профессиональной образовательной программы // ИНФОРМИО. Современные образовательные технологии в образовании и культуре. URL: http://www.informio.ru/?id=20&pid=214 (дата обращения: 12.06.2021).
4. Бершадская М.Д., Серова А.В., Чепуренко А.Ю., Зима Е.А. Компетентностный подход к оценке образовательных результатов: опыт российского социологического образования // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, №2. С. 38-50.
5. Болотов В.А. О построении общероссийской системы оценки качества образования // Вопросы образования. 2005. №1. С. 5-10.
6. Васильева Н.О. Оценка образовательных результатов студентов на основе модели компетенций // Современные проблемы науки и образования. 2017. №6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?%20id=27188 (дата обращения: 07.06.2021).
7. Замолоцких Е.Г., Дурнева Е.Е. Оценка результатов освоения основных образовательных программ бакалавриата в рамках контекстно-компетентностного подхода к организации учебного процесса // Вестник Вятского государственного университета. 2013. №3(1). С. 148-151.
8. Каспржак А.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, №3. C. 87-104.
9. Кузьминский А.Е. Отношение преподавателей к компетентностному подходу // Педагогика и психология образования. 2019. №1. С. 208-217.
10. Марголис А.А. Деятельностный подход в педагогическом образовании // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, №3. С. 5-39. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260301.
11. Методология исследования механизма оценивания новых результатов образовательного процесса: монография / под ред. А.А. Орлова. 2-е изд., стер. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 180 с.
12. Модернизация образовательного процесса: технология конструирования оценочных средств для оценки образовательных результатов: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. 70 с.
13. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. DOI: https://doi.org/10.26795/ 2307-1281-2019-7-3-4.
14. Независимая оценка качества образования: современные вызовы и лучшие практики // Четвертая ежегодная международная конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) 29-30 октября 2015 г. Казань, 2015. URL: https://akvobr.ru/nezavisimaya_otsenka_kachestva_obrazovania.html (дата обращения: 19.12.2021).
15. Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф. Некоторые аспекты независимой оценки достижений студентов педагогических направлений подготовки // Глобальный научный потенциал. 2020. №11(116). С.174-176.
16. Папуткова Г.А., Саберов Р.А., Фильченкова И.Ф. Концепция проектирования основных профессиональных образовательных программ будущих педагогов // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №4. С.1. DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-4-1.
17. Перевощикова Е.Н. Организационно-методические основы оценки компетенций выпускников бакалавриата на государственном итоговом экзамене по направлению подготовки «Педагогическое образование» // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе: материалы VI международной научной интернет-конференции, 11–12 декабря 2020 г./ под общ. ред. М.В. Егуповой, Л.И. Боженковой. Москва: МПГУ, 2021. С. 319-324.
18. Письмо Минобрнауки РФ от13.05.2010 №03-956. «О разработке вузами основных образовательных программ. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rf-ot-13052010-n-03-956/ (дата обращения: 10.10.2021).
19. Проект «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.». URL: http://www.ovd.com.ru/doc55.pdf (дата обращения: 12.10.2021).
20. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н. URL: https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpsNLXLy8v10vOzysuzSlJzCvRKyrVT8lPLs1NzSvRBwnHA3nxPo7h8YamQGCsn5acYpqYYpRmnpScmGpiZJAIZBmkmhuYJRoZWBqbJiempZinmaYm6zMwGJqZmJiZmpqYmzM8WBjvfXjfBUk-xrvmNw49NwcAaUYqPw&src=4dd87d2&via_page=1&user_type=61&oqid=81887cd429f5fea1 (дата обращения: 10.10.2021).
21. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.
22. Ребрин О.И. Использование результатов обучения при проектировании образовательных программ. Екатеринбург, 2014. 28 с.
23. Ускова С.А. Подходы к реализации профессионального стандарта педагога: трудовые действия и системные смыслы // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, №1. С. 3-15.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
25. (с двумя профилями подготовки), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 22.02.2018. №125. URL: https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpsNLXT0vPL9YrKgXTYELXxETXwFjXwFS3IDUlMT0_PTM5I7U4Oz9VNz-pKLEqvywxLzNVt1g3paw0tzJRt6AoPy0zpzIxN1O3ID8lPb8kvyw7U9fQyFSfgcHQzMTEDAiNzBgWl85W25xjMPvXhBPtySyfFAD77Sz_&src=a8e6c4&via_page=1&user_type=61&oqid=817fa6411047c7a0 (дата обращения 11.10.2021).
26. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpsNLXLy8v10vOzysuzSlJzCvRKyrVT8lPLs1NzSvRBwnHA3nxPo7h8YYmBobmJvoMDIZmJiZmpmYmlkYMb2U25zTUeLAfTOXYsD2keyYA0swc4g&src=2dd6182&via_page=1&user_type=61&oqid=81897ad67fc79a49 (дата обращения: 10.10.2021).
27. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие. М.: Логос, 2002. 432 с.
28. Шитякова Н.П., Верховых И.В. Определение образовательных результатов основной профессиональной образовательной программы как условие объективной оценки качества образования // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2018. Т. 10, №3. С.15-23.
29. Akopova M., Chernyavskaya V. Evaluation of Academic Science: Analizing Experience of St. Petersburg State Politechnical University. Perspectives and Challenges // Zeitschrift fur Evaluation. 2014. No. 2. Pp. 348-357.
30. Gruzdev M., Kasakova E., Kuznetsova I., Tarkhanova I. University graduates' soft skills: the employers’ opinion // European journal of contemporary education. 2018. Vol. 7(4). Pp. 690-698.
31. Martin L., Mahat M. The Assessment of Learning Outcomes in Australia: Finding the Holy Grail // AERA Open. 2017. Vol. 3, no. 1. Pp. 1-19.
32. Perevoshchikova E.N., Stafeeva A.V., Elizarova E.Yu., Burkhanova I.Yu., Belyaeva T.K. A new format of the final state exam for graduates of bachelor's degree in the direction of "Pedagogical education" // Practices of educational psychology in Europe and the Middle East. 2020. Vol. 8. Special issue. Available at: http://revistas.usil.edu.pe/index.php/pyr/article/view/793 (accessed: 15.10.2021).
33. Tire G. Educational Assessment in Estonia// Monitoring student performance in the 21st century. Springer, Cham, 2020. Pp. 119-129.
34. Faganel A., Dolinšek S. Quality Management Systems in Higher Education // Intellectual Capital and Knowledge Management. Proceedings of the5th International Conference of the Faculty of Management Koper. 2005. Available at: http://www.fm-kp.si/zalozba/ISBN/961-6486-71-3/245-252.pdf (дата обращения: 12.10.2021).
35. Vaganova O.I., Smirnova Zh.V., Abramova N.S., Tsarapkina J.M., Bazavlutskaya L.M. Current requirements for assessing the results of student training // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019. Vol. 483. Pp. 7-11. DOI: 10.1088/1757-899X/483/1/012002.
36. World Conference on Higher Education: the New Dynamics of Higher Education and Research for Societal Change and Development: communiqué. 2009. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000183277 (accessed: 20.06.2021).