Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2
Аннотация
Введение. Изменения, произошедшие в последние годы в российском обществе, негативно повлияли на формирование духовно-нравственных ориентаций и ценностей учащейся молодежи и в целом на развитие личности современного растущего человека. Все чаще кумирами молодежи становятся блогеры, которые демонстрируют и популяризируют девиантное поведение, бездуховность, безнравственность, отсутствие гражданственности. Развитие медиаобразования, информационной, духовной, лингвистической безопасности, по мнению авторов, способствуют гражданскому взрослению и становлению обучающейся молодежи в новом, достаточно агрессивном, культурно-информационном пространстве, которое сегодня становится одним из важнейших средств управления духовной и нравственной основой жизнедеятельности человека.
Материалы и методы. Теоретические методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение философской, психолого-педагогической, методической литературы и нормативно-правовых документов по образованию; метод научного синтеза фактических материалов. Методологической основой являются системный, личностно-деятельностный и культурологический подходы.
Результаты исследования. Уточнены и конкретизированы такие ведущие категории исследования, как: духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, духовность, мораль, нравственность, медиаобразование, медиабезопасность, духовная безопасность, информационная безопасность, лингвистическая безопасность; раскрыты цели и функции деятельности Центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования и Информационного центра.
Обсуждение и заключения. Организацию работы по формированию у воспитанников духовно-нравственных качеств личности необходимо проводить в контексте духовной, медиабезопасности, психологической, лингвистической безопасности. Учитывая это, в условиях общеобразовательной школы накоплен интересный инновационный опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств личности, который необходимо реализовать и распространять в образовательном пространстве региона.
Об авторах
В. А. МалининРоссия
Малинин Валерий Анатольевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры университетского менеджмента и инноваций в образовании; директор
Нижний Новгород
Ф. В. Повшедная
Россия
Повшедная Фаина Викторовна – доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики
Нижний Новгород
А. В. Пугачев
Россия
Пугачев Алексей Вадимович – магистрант; преподаватель-организатор ОБЖ
Нижний Новгород
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Книга 4. М.: Издательство: Амрита, 2010.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2007.
3. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания учебное пособие / под общей редакцией Е.В. Бондаревской. Москва; Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». М., 2017.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с..
7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России. М., Просвещение, 2011.
8. Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся: сборник авторских программ педагогов общеобразовательных учреждений г. Н. Новгорода. Н. Новгород, 2013. 134 с.
9. Малинин В.А. Интеграция школы и вуза в условиях развития современной системы образования: монография. Н. Новгород: Мининский университет, 2014. 245 с.
10. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Повшедная Ф.В., Сорокоумова С.Н. Оценка эффективности духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающегося в условиях современного образования. Н. Новгород: Изд-во ООО «Зум», 2016. 92 с.
11. Малинин В.А., Повшедная Ф.В., Тюнтяева Е.М. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в условиях деятельности инновационной школы // Духовно-нравственные традиции российского общества в контексте гражданского становления личности: материалы III Нижегородских Рождественских образовательных чтений. Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет, 2009. С. 232-237.
12. Малинин В.А., Тюнтяева Е.М. Инновационно-педагогическая деятельность школы по формированию научного мировоззрения старшеклассников // Материалы международной научно-практической конференции «Красивая школа». Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2007. С. 56-59.
13. Малинин В.А., Тюнтяева Е.М., Пустовалова Е.К. Проектирование инновационной модели школы как самообучающейся организации по формированию научного мировоззрения старшеклассников // Инновационные ресурсы развития российского образования на современном этапе его модернизации: материалы международной научно-практической конференции. Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет, 2010. С. 553-556.
14. Николина В.В., Повшедная Ф.В., Лебедева И.В. Современное гражданское воспитание // Инновации и инвестиции. 2013. №8. С. 137-141.
15. Равкин З.И., Пряникова В.Г. Образование: идеалы и ценности: учебное пособие. М.: Институт теории образования и педагогики РАО, 1995.
16. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. М., 2015.
17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
18. Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия // Инновации в образовании. 2007. №4. С. 30-47.
19. Фельштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 206 с.
20. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.