Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Формирование цифровой культуры педагога средствами массовых открытых онлайн-курсов

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-6

Полный текст:

Аннотация

Введение. Образование – это стратегический ресурс устойчивого развития, поскольку формирует новую культуру общества, задает новые ориентиры. Низкая квалификация педагогов в области цифровой культуры является тормозящим процессом в цифровой экономике. Именно вуз должен комплексно решать проблемы подготовки будущего учителя с учетом методологии и осуществления практической деятельности в направлении формирования цифровой культуры педагога. Целью проведенного нами исследования является обобщение использования возможностей массовых открытых онлайн-курсов в непрерывном развитии цифровой культуры педагога, начиная с первого года обучения в педагогическом вузе. Для достижения цели мы выбрали методику для расчета индикаторов оценивания онлайн-курсов, предложенную Киркпатриком и Джеком Филипсом.

Материалы и методы. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования цифровой культуры будущего педагога позволил определить ее актуальность для современного развития цифрового общества. В качестве одного из инструментов ее формирования авторами предлагается использование открытых онлайнкурсов в рамках организации смешанного обучения в вузе.

Результаты исследования. В ходе исследования нами был выявлен начальный уровень цифровой культуры студентов 3-4 курсов факультетов математики, физики, информатики и подготовки учителей начальных классов Южно-Уральского государственного гуманитарнопедагогического университета. Тематика массовых открытых онлайн-курсов определялась на основе выявленного уровня цифровой культуры и личных потребностей студентов в таких курсах, что позволило сформировать содержание индивидуальной образовательной траектории. Анкетирование студентов, принявших участие в нашем исследовании, позволило выявить готовность студентов использовать возможности массовых открытых онлайн-курсов в своей учебной и дальнейшей профессиональной деятельности для развития цифровой культуры.

Обсуждение и заключения. В ходе данного исследования были выявлены индикаторы оценивания онлайн-курсов на основе методики Киркпатрика и Филипса, даны рекомендации по устранению возникающих рисков при прохождении массовых открытых онлайн-курсов. В заключение делается вывод, что массовые открытые онлайн-курсы можно использовать как средство развития цифровой культуры педагога.

Об авторах

Т. Н. Лебедева
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Лебедева Татьяна Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике

SPIN-код: 5335-0355

Челябинск



О. Р. Шефер
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Шефер Ольга Робертовна – доктор педагогических наук, профессор кафедры физики и методики обучения физике

SPIN-код: 5231-8422

Челябинск



С. В. Крайнева
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Крайнева Светлана Васильевна – кандидат биологических наук, доцент кафедры математики, естествознания и методик обучения математике и естествознанию

Челябинск



Н. А. Белоусова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Белоусова Наталья Анатольевна – доктор биологических наук, профессор кафедры математики, естествознания и методик обучения математике и естествознанию

SPIN-код: 8955-3071

Челябинск



Е. Н. Эрентраут
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Эрентраут Елена Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике

SPIN-код: 1214-4760

Челябинск



Ю. А. Ахкамова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Ахкамова Юлия Абдулловна – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике

SPIN-код: 1164-7156

Челябинск



Список литературы

1. Абросимова Н.А., Вацковская И.С. МООК для переводчиков: современное состояние и перспективы развития в России // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2019. №192. С. 153-159.

2. Аксенова Н.В., Диденко А.В. Эффективные методы и подходы для разработки электронного курса // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. №2(22). С. 108-114.

3. Артеменко В.Б., Безденежных И.В. Перспективные направления развития системы военно-научной информации // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 2021. № 3. С. 16-27. DOI: 10.36535/0548-0019-2021-03-3.

4. Асламова Т.В. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) как тригер дистанционного образования в высшей школе // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. №4. С. 235-237.

5. Асташова Т.А. Готовность российских студентов первого курса обучаться с использованием массовых открытых онлайн-курсов // Педагогика и психология образования. 2019. №3. С. 126-135. DOI: 10.31862/2500-297X-2019-3-126-135.

6. Афанасьева Н.Б., Дели А.Д. Использование онлайн-курсов Национальной платформы «Открытое образование» в обучении экологии и биологии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №2(83). С. 116-124. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-1-83-15.

7. Вахидова Л.В., Габитова Э.М., Саитова Л.Р., Старцева О.Г. Реализация направления подготовки «профессиональное обучение»: опыт, проблемы, перспективы развития // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. №3(88). С. 55-67. DOI: 10/21510/1817-3992-2020-88-3-55-67.

8. Груздева О.А. Онлайн курсы как часть образовательной среды: возможности, сильные и слабые стороны // Евразийский союз ученых. 2018. №1-2(46). С. 45-47.

9. Гущина О. М., Михеева О. П. Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров // Образование и наука. 2017. Т. 19, №7. С. 119-136.

10. Захарова У.С., Танасенко К.И. МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей // Вопросы образования. 2019. №3. С. 176-202.

11. Маковейчук К.А. Перспективы использования курсов в формате МООК в высшем образовании в России // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. №6-3(37). С. 66-67.

12. Можаева Г.В., Маслова Д.А., Кабанова Т.В., Яковлева К.И. Исследование эффективности моделей сопровождения массовых открытых онлайн-курсов // Вестник Томского государственного университета. 2020. №458. C. 211-222. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/458/26.

13. Петрищев И.О. Обучение на основе средств цифровой педагогики как фактор повышения качества образовательных услуг и модернизации образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2021. №1(110). С. 183-190.

14. Рощина Я.М., Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC): опыт российского образования // Вопросы образования. 2018. №1. С. 174-199.

15. Семенова Т.В., Вилкова К.А. Типы интеграции массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, №6(112). С. 114-126.

16. Смирнов В.В., Мягкова Е.В. Дистанционное обучение: современное состояние // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. №3(43). С. 92-95.

17. Софронова А.К., Миронов Э.Ю. Применение онлайн-курсов в дополнительном профессиональном образовании // Педагогика. Психология. Философия. 2018. №4(12). С. 71-76.

18. Титова С.В. МООК в российском образовании // Высшее образование в России. 2015. №12. С. 145-151

19. Тиунова Н.Н. Образовательные платформы как средство интенсификации профессиональной подготовки студентов колледжа // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. №2(22). С. 103-108.

20. Убаева В.В. Информационные технологии в образовании: массовые открытые онлайн-курсы // Вестник науки и образования. 2018. №4(40). С. 105-108.

21. Федорова Е.А. Цифровая грамотность как ключевая компетенция будущего // Наука Online. 2019. №2(7). С. 77-81.

22. Федорова Е.А., Аленова А.Н. Модели внедрения онлайн-курсов в учебный процесс университета // Universum: психология и образование. 2021. №8(86). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/12106 (дата обращения: 20.02.2022).

23. Balandina I., Lebedeva T., Milyutina A., Moskvitina T., Shefer O., Shiganova G., Yuzdova L. Formation of IT competency while teaching school students // ICERI2020 (13th annual International Conference of Education, Research and Innovation). Valencia, SPAIN: ICERI. 2020. Pp. 9644-9649. DOI: 10.21125/iceri.2020.2154.

24. Barrett M.J., Alphonsus K. B., Harmin M., et al. Learning for Transdisciplinary Leadership: Why Skilled Scholars Coming Together Is Not Enough // BioScience. 2019. Vol. 69, no. 9. Pp. 736-745.

25. Carretero S., Vuorikari R., Punie Y. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. DOI: http://dx.doi.org/10.2760/38842

26. Cinque M. MOOCs and Soft skills: a comparison of different courses on Creativity // Journal of e-Learning and Knowledge Society. 2017. Vol. 13, no. 3. Pp. 83-96. DOI: 10.20368/1971-8829/1386.

27. Iqbal S., Zang X., Zhu Y., Chen Y. Y., Zhao J. On the impact of MOOCs on engineering education // 2014 IEEE International Conference on MOOCs, Innovation and Technology in Education (IEEE MITE). 2014. DOI: https://doi.org/10.1109/MITE.2014.7020249.

28. Kraineva S.V., Shefer O.R. On the formation of very high competencies in bachelor’s degree students using information and communication technologies // Scientific and Technical Information Processing. 2017. No. 44(2). Pp. 94-98. DOI: 10.3103/S0147688217020046.

29. Liang D., Jia J., Wu X., Miao J., Wang A. Analysis of Learners’ Behaviors and Learning Outcomes in a Massive Open Online Course // Knowledge Management & E-Learning. 2014. Vol. 6, no. 3. Pp. 281-298.

30. Parkinson D. Implications of a new form of online education // Nursing Times. 2014. No. 110(13). Pp. 15-17.

31. Phan T., McNeil S.G., Robin B.R. Students’ Patterns of Engagement and Course Performance in a Massive Open Online Course // Computers & Education. 2016. Vol. 95. Pp. 36-44.

32. Pilli O., Admiraal W., Salli A. MOOCs: Innovation or Stagnation? // Turkish Online Journal of Distance Education. 2018. No. 19(3). Pp. 169-181. DOI: http://dx.doi.org/10.17718/tojde.445121.

33. Racko G., Oborn E., Barrett M. Developing collaborative professionalism: an investigation of status differentiation in academic organizations in knowledge transfer partnerships // The International Journal of Human Resource Management. 2017. Vol. 30(3). Pp. 1-22. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09585192.2017.1281830.

34. Shefer O., Kraineva S., Lebedeva T. New educational technologies in the educational and professional motivation of undergraduate students in the field of ecology // Ural Environmental Science Forum "Sustainable Development of Industrial Region" (UESF-2021): E3S Web Conf. 2021. No. 258. P. 10004. DOI: 10.1051/e3sconf/202125810004.

35. Shefer O.P., Nosova L.S., Lebedeva T.N. A Modern Methodology for Teaching Programming at a University // Scientific and Technical Information Processing. 2018. Vol. 45(2). Рр. 81-86.

36. Shefer O.R., Bespal I.I., Kraineva S.V. Visualization of the formation of undergraduate competencies // Espacios. 2019. Vol. 40(29). Pp. 1-9.

37. Torres M., Flores N., Torres R. Fostering Soft and Hard Skills for Innovation Among Informatics Engineering Students – an Emancipatory Approach // Journal of Innovation Management, www.open-jim.org. 2020. No. 8(1). Pp. 20-38. DOI: 10.24840/2183-0606_008.001_0004.

38. Vatskovskaya I., Abrosimova N., Agafonova L. The Use of MOOCs for Professional Development of Translators // Going Global through Social Sciences and Humanities: A Systems and ICT Perspective. GGSSH 2019. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 907. Springer, Cham, 2019. Pp. 255-264. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-030-11473-2_28

39. Wilkinson M.D., Dumontier M. et al. The FAIR Guiding Principles for scientific data management and stewardship // Scientific Data. 2016. No. 3. Article number: 160018. DOI: http://dx.doi.org/10.1038/sdata.2016.18.

40. Yao Li., Zhang W. Methodology for constructing massive open online courses on the example of the MOOC “History of English literatre” // Modern Pedagogical Education. 2020. No. 12. Pp. 90-93.


Рецензия

Просмотров: 194


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)