Роль социально-психологического капитала в долговом поведении личности
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-12
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются особенности социально-психологического капитала при разных видах долгового поведения: взятии и предоставлении взаймы, а также исполнении долговых обязательств.
Материалы и методы. Исследование выполнено при участии 2-х выборок респондентов: N=1971 (45,0% мужчин, от 18 до 54 лет, M=25,9; SD=5,6) и N=3022 (50,5% мужчин; от 18 до 84 лет, M=40,6; SD=11,8). На основании анкетных данных респонденты были разделены на заемщиков и «незаемщиков», должников и плательщиков, кредиторов и не кредиторов. Контрастные по долговому поведению группы сравниваются по следующим показателям: связывающему и объединяющему социальному капиталу; социальному, институциональному и генерализованному доверию; глобальной идентичности и гражданской идентичности. Обработка данных осуществлена в SPSS 23.0.
Результаты исследования. Заемщики имеют более высокий уровень генерализованного и социального доверия и более высокий уровень глобальной и гражданской идентичности, чем «незаемщики». Плательщики обладают более высоким уровнем генерализованного, социального доверия и доверия кредитным организациям, чем должники. Кредиторы имеют более высокое доверие и более выраженную глобальную и гражданскую идентичность, чем не кредиторы. Люди с контрастными вариантами разных видов долгового поведения не различаются по количеству сильных и слабых социальных связей.
Обсуждение и заключения. Полученные результаты сопоставляются с данными отечественных и зарубежных публикаций. Проведенное исследование вносит вклад в развитие концепции социально-психологического капитала, дополняя ее данными о разной выраженности доверия и идентичности у людей с разным долговым поведением.
Об авторе
М. А. ГагаринаРоссия
Гагарина Мария Анатольевна – доцент департамента психологии и развития человеческого капитала, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; ассоциированный научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии, Институт психологии РАН
ResearcherID: AAD-3036-2019
SPIN-код автора: 9851-4568
Москва
Список литературы
1. Алмакаева А.М. Измерение генерализированного (обобщенного) доверия в кросскультурных исследованиях // Социологические исследования. 2014. №11. С. 32-43.
2. Бурдье П. Социология социального пространства. М.-СПб: Институт экспериментальной социологии-Алетейя, 2005.
3. Бурко В.А. О некоторых подходах к операционализации показателя «социальный капитал» (методические указания по разработке шкалы социальный капитал) // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 2018. Т. 1. С. 43-50.
4. Гагарина М.А. Психологические аспекты предоставления денег взаймы // Ученые записки Института психологии РАН. 2021. №1(2) (декабрь). С. 40-50. URL: http://scientific-letters.ru/index.php/SLIPRAS/article/view/14 (дата обращения: 15.01.2022).
5. Грэбер Д. Долг: первые 5000 лет истории. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 779 с.
6. Дёмин А.Н., Киреева О.В. Психологические факторы возврата кредита // Вопросы психологии. 2018. №3. С. 66-75.
7. Карнышев А.Д., Журавлев А.Л., Ковалева Ю.В. Экономический патриотизм как направление в социально-экономической психологии (интервью с А.Д. Карнышевым) // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3, №2(10). С. 221-244.
8. Карнышев А.Д., Иванова Е.А., Карнышева О.А. Природа экономического патриотизма и гражданского сотрудничества: этнопсихологические аспекты. М.: Институт психологии РАН; Иркутский государственный университет, 2017.
9. Карнышев А.Д., Карнышева О.А. Патриотизм как идентификация с группой и варианты сочетания в нём личных и общественных интересов // Мир науки. 2018. Т. 6, №5. С. 51.
10. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. №3. С. 122-139.
11. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М.: Изд во «Институт психологии РАН», 2008.
12. Марарица Л.В., Казанцева Т.В., Почебут Л.Г., Свенцицкий А.Л. Вклад личности в социальный капитал группы: структура альтруистического инвестирования // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, №1. С. 43-66. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090104.
13. Нестик Т.А. Глобальная идентичность как социально-психологический феномен: теоретико-эмпирическое исследование // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2, №4(8). С. 145-185. URL: http://soc-econom-psychology.ru/engine/documents/document399.pdf
14. Нестик Т.А. Социальный капитал организации: социально-психологический анализ (сообщение первое) // Психологический журнал. 2009. Т. 30, №1. С. 52-63.
15. Позняков В.П. Сопоставление взглядов К.К. Платонова и В.Н. Мясищева на феномен и понятие "отношение" в социальной психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Т. 6, №4(24). С. 34-54. URL: http://www.soc-econom-psychology.ru/cntnt/bloks/dop-menu/archive/n2021/t6-4.html (дата обращения: 15.01.2022).
16. Свенцицкий А.Л., Казанцева Т.В. Повседневное просоциальное поведение личности как накопление социального капитала // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2015. №2. С. 45-55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povsednevnoe-prosotsialnoe-povedenie-lichnosti-kaknakoplenie-sotsialnogo-kapitala (дата обращения: 15.01.2022).
17. Татарко А.Н. Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014.
18. Татарко А.Н. Исследования социального капитала в поликультурном обществе: теоретико-методологические проблемы и важнейшие результаты // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, №4. C. 34-52. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120403
19. Татарко А.Н. Социально-психологический капитал и политическое поведение личности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12, №3. С. 15-29. URL: https://psy-journal.hse.ru/2015-12-3/161483140.html (дата обращения: 15.01.2022).
20. Татарко А.Н. Социально-психологический капитал и предпринимательская активность личности // Психологический журнал. 2013. Т. 34, №5. С. 33-45.
21. Татарко А.Н. Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе // Петербургский психологический журнал. 2013. №4. С. 1-29. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/wh598p23o9/101920560.pdf (дата обращения: 15.01.2022).
22. Татарко А.Н. Социальный капитал как фактор отношения к деньгам // Психологический журнал. 2012. Т. 33, №3. С. 88-97.
23. Чувашов С.В. Взаимосвязь социально-психологического капитала, моделей экономического поведения и субъективного благополучия // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. №4. С. 104-117. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-sotsialno-psihologicheskogo-kapitala-modeleyekonomicheskogo-povedeniya-i-subektivnogo-blagopoluchiya (дата обращения: 15.01.2022).
24. Чувашов С.В. Социально-психологический капитал как фактор эмиграционных намерений молодежи // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, №2. С. 169-177. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-kapital-kakfaktor-emigratsionnyh-namereniy-molodezhi (дата обращения: 15.01.2022).
25. Agarwal S., Chomsisengphet S., Liu C. Consumer bankruptcy and default: the role of individual social capital // Journal of Economic Psychology. 2011. Vol. 32. Pp. 632-65.
26. Arrow K.J. Observations on social capital // Dasgupta P., Serageldin I. (eds.). Social Capital: A Multifaceted Perspective. Washington, 2000. Pp. 3-5.
27. Besley T., Coate S. Group lending, repayment incentives and social collateral // Journal of Development Economics. 1995. Vol. 46. Pp. 1-18.
28. Cassar A., Crowley L., Wydick B. The effect of social capital on group loan repayment: evidence from field experiments // The Economic Journal. 2007. Vol. 117. Pp. F85-F106.
29. Clark B., Hasan I., Lai H., Li F., Siddique A. Consumer defaults and social capital // Journal of Financial Stability. 2021. Vol. 53. Article number 100821. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jfs.2020.100821.
30. Collard S., Kempson E. Affordable credit: The way forward. GB: Policy Press, 2005.
31. Galak J., Small D., Stephen A.T. Microfinance decision making: a field study of prosocial lending // Journal of Marketing Research. 2011. Vol. 48. Pp. S130-S137.
32. Gambetta D. Can we trust trust? // Gambetta D. (ed.) Trust: Making and Breaking Cooperative Relations. Oxford, 2000. Pp. 213-227.
33. Harvey J., Smith A., Golightly D. Prosocial exchange systems: Nonreciprocal giving, lending, and skill-sharing // Computers in Human Behavior. 2020. Vol. 107. Article number 106268. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106268.
34. Hasan I., He Q., Lu H. The impact of social capital on economic attitudes and outcomes // Journal of International Money and Finance. 2020. Vol. 108. Article number 102162. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jimonfin.2020.102162.
35. Lin M., Prabhala N.R., Viswanathan S. Judging borrowers by the company they keep: friendship networks and information asymmetry in online peer-to-peer lending // Management Science. 2013. Vol. 59. Pp. 17-35.
36. Lu H., Wang B., Wang H., Zhao T. Does social capital matter for peer-to-peer-lending? Empirical evidence // Pacific-Basin Finance Journal. 2020. Vol. 61. Article number 101338. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pacfin.2020.101338
37. Peebles G. The Anthropology of Credit and Debt // Annual Review of Anthropology. 2010. Vol. 39. Pp. 225-240.
38. Putnam R.D. Bowling Alone: America's Declining Social Capital // Journal of Democracy. 1995. Vol. 6, no. 1. Pp. 65-78. DOI: 10.1353/jod.1995.0002.
39. Rupasingha A., Goetz S.J., Freshwater D. The production of social capital in US counties // Journal of Socio-Economics. 2006. Vol. 35. Pp. 83-101.
40. Wherry F.F., Seefeldt K.S., Alvarez A.S. To Lend or Not to Lend to Friends and Kin: Awkwardness, Obfuscation, and Negative Reciprocity // Social Forces. 2019. Vol. 98(2). Pp. 753-793. DOI: https://doi.org/10.1093/sf/soy127.
41. Yuan Y., Xu L. Are poor able to access the informal credit market? Evidence from rural households in China // China Economic Review. 2015. Vol. 33. Pp. 232-246. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chieco.2015.01.003.