Интеллектуальные предикторы кибербуллинга и компьютерной зависимости в подростковом возрасте
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-9
Аннотация
Введение. Овладение современными информационными технологиями является сегодня неотъемлемой частью развития детей и подростков. Вместе с тем этот процесс связан с определенными рисками, к которым можно отнести в том числе столкновение подростков с проявлениями агрессии в сети Интернет и развитие компьютерной зависимости (интернетзависимости). В статье раскрываются вопросы взаимосвязи указанных рисков с особенностями когнитивного развития подростков.
Материалы и методы. Проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение связи когнитивных особенностей подростков с показателями интернет-зависимости, киберагрессии и кибервиктимности. Выборка составила 105 человек (подростки в возрасте 13-17 лет). Использованные методики: тест структуры интеллекта IST Р. Амтхауэра, методика «Стандартные прогрессивные матрицы» Дж. Равена, шкала интернет-зависимости CIAS, тест эмоционального интеллекта EQ Н. Холла, а также русскоязычный аналог анкеты С. Хиндуджа и Д. Патчина «Cyberbullying and Online Aggression Survey».
Результаты исследования. Выявлены отрицательные корреляции между показателями проблемного использования Интернета (компьютерная зависимость, кибервиктимность и киберагрессия) и характеристиками когнитивной сферы. Наблюдаются различия в выраженности ключевых симптомов интернет-зависимости у подростков с различным уровнем интеллекта. Показатели эмоционального интеллекта отрицательно коррелируют практически со всеми показателями компьютерной зависимости, киберагрессии и кибервиктимности.
Обсуждение и заключения. Результаты исследования свидетельствуют, что сниженные показатели общего и эмоционального интеллекта создают основу для формирования интернет-аддикции и повышают уязвимость подростков к проявлениям кибербуллинга.
Об авторах
А. А. СкорынинРоссия
Скорынин Андрей Александрович – старший преподаватель кафедры практической психологии
Пермь
А. А. Вихман
Россия
Вихман Александр Александрович – кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии
Пермь
Список литературы
1. Благополучие детей в цифровую эпоху: доклад к XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апреля 2019 г. / А.А. Бочавер, С.В. Докука, М.А. Новикова и др.; НИУ «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 34 с.
2. Бочавер А.А., Докука С.В., Сивак Е.В., Смирнов И.Б. Использование социальных сетей в интернете и депрессивная симптоматика у подростков // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8, №3. С. 1-18.
3. Вихман А.А., Волкова Е.Н., Скитневская Л.В. Традиционные и цифровые возможности профилактики кибербуллинга // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №4. С. 10.
4. Вихман А.А. Связь интернет-зависимости, интеллекта и критического мышления на выборке студентов // Социальные и гуманитарные науки. 2020. №1(4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-internet-zavisimosti-intellekta-i-kriticheskogomyshleniya-na-vyborke-studentov (дата обращения: 20.01.2022).
5. Вихман А.А. Связь кибервиктимности и критического мышления старших подростков и юношей в зависимости от их типичной роли в ситуации кибербуллинга // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-kiberviktimnostii-kriticheskogo-myshleniya-starshih-podrostkov-i-yunoshey-v-zavisimosti-ot-ih-tipichnoyroli-v-situatsii (дата обращения: 22.01.2022).
6. Волкова Е.Н. Подростковый буллинг: направления профилактической работы и организация помощи // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16, №3. С. 50-57. DOI: 10.17759/bppe.2019160301.
7. Волкова Е.Н., Гришина А.В. Исследование субъектности подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости // Психологический журнал. 2015. Т. 36, №2. С. 20-31.
8. Волкова И.В. Характеристики подросткового буллинга и его определение // Вестник Мининского университета. 2016. №2(15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-podrostkovogo-bullinga-i-ego-opredelenie (дата обращения: 25.01.2022).
9. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Педология подростка: Проблема возраста / под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. С. 224-269.
10. Густодымова В.С., Мусаэлян Э.С. Особенности эмоционального интеллекта подростков, склонных к Интернет-зависимости // Гуманитарные науки. 2018. №4(44). URL https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-podrostkovsklonnyh-k-internet-zavisimosti (дата обращения: 16.01.2022).
11. Казаринова Е.Ю., Холмогорова А.Б. Предпочитаемый контент в интернете и социальная тревожность как факторы интернет-зависимости у подростков и студенческой молодежи // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13, №2. С. 123-139.
12. Карауш И.С., Куприянова И.Е., Кузнецова А.А. Кибербуллинг и суицидальное поведение подростков // Суицидология. 2020. Том 11, №1. C. 117-129. DOI: 10.32878/suiciderus.20-11-01(38)-117-129.
13. Крамаренко Н.С. Социокультурная среда цифровой эпохи: от психологических рисков к возможностям развития личности // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2016. №4. URL: https://www.evestnikmgou.ru/jour/article/view/1051/1048 (дата обращения: 26.12.2021).
14. Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., Антоненко А.А. Индивидуально-психологические свойства подростков как факторы формирования интернет-зависимого поведения // Медицинская психология в России. 2015. №1(30).
15. Михайлова О.Р. Когда оскорбление воспринимается как шутка? Персональные и ситуативные факторы отключения моральной ответственности свидетеля кибербуллинга // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. №22(2). С.55-92. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2019.22.2.3.
16. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации /сост. и общая редакция О.Е. Мухордовой, Т.В. Шрейбер. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. 70 с.
17. Реан А.А., Новикова М.А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования // Вопросы образования. 2019. №2. С. 78-97.
18. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал ВШЭ. 2004. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-problemy-teoriiizmereniya-i-primeneniya-na-praktike (дата обращения: 18.01.2022).
19. Родионова А.С. Исследование особенностей эмоционального интеллекта лиц, имеющих интернет-аддикцию // Перспективы науки и образования. 2013. №6. С. 128-140.
20. Солдатова Г.У., Львова Е.Н. Особенности родительской медиации в ситуациях столкновения подростков с онлайн-рисками // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, №3. C. 29-41. DOI: 10.17759/pse.2018230303.
21. Cолдатова Г.У., Рассказова Е.И. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал. 2014. №3(15). С. 39-51. DOI: 10.11621/npj.2014.0305.
22. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, №3. С. 71-80.
23. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Чигарькова С.В. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи // Национальный психологический журнал. 2020. №2(38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-kiberagressii-opyt-podrostkov-i-molodezhi (дата обращения: 21.01.2022).
24. Трухан Е.А., Рыжковский Н.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и увлеченности компьютерными играми у подростков // ОмГУ. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-emotsionalnogo-intellekta-i-uvlechennostikompyuternymi-igrami-u-podrostkov (дата обращения: 16.01.2022).
25. Хломов К.Д., Давыдов Д.Г., Бочавер А.А. Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. 2019. Том 9, №2. С. 276-295.
26. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
27. Bronfenbrenner U., Evans G.W. Developmental science in the 21st century: Emerging questions, theoretical models, research designs and empirical findings // Social Development. 2000. Vol. 9(1). Рр.115-125. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9507.00114.
28. Chen L., Ho S.S., Lwin M.O. A meta-analysis of factors predicting cyberbullying perpetration and victimization: from the social cognitive and media effects approach // New Media & Society. 2017. Vol. 19. Pp. 1194-1213. DOI: https://doi.org/10.1177/1461444816634037.
29. Johnson G., Puplampu P. Internet use during childhood and the ecological techno-subsystem // Canadian Journal of Learning and Technology / La revue canadienne de l’apprentissage et de la technologie. 2008. Vol. 34(1). DOI: https://doi.org/10.21432/T2CP4T.
30. Kowalski R.M, Giumetti G.W., Schroeder A. Bullying in the digital age: a critical review and meta-analysis of cyberbullying research among youth // Psychological Bulletin. 2014. Vol. 140, no. 4. Pp. 1073-1139. DOI: https://doi.org/10.1037/a0035618.
31. Noorden Т., Haselager G., Cillessen А., Bukowski W. Empathy and Involvement in Bullying in Children and Adolescents: A Systematic Review // Journal of Youth and Adolescence. 2015. Vol. 44(3). Pp. 637-657.
32. Patchin J.W., Hinduja S. Traditional and nontraditional bullying among youth: A test of general strain theory // Youth & Society. 2011. Vol. 43. Pp. 727-751.