Основные тенденции становления и развития методов психологии безопасности
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-8
Аннотация
Введение: Психология безопасности представляет собой относительно молодую, но достаточно бурно развивающуюся отрасли психологического знания, для которой актуальна проблема совершенствования эмпирических методов исследования. Развитие проблематики психологии безопасности уже сопровождалось привлечением определенного инструментария, однако его использование до сих пор носит фрагментарный, опытно-поисковый характер. Между тем развитие любой области знания невозможно без методов и методик, подтвердивших свою исследовательскую надежность. Данная статья ориентирована на восполнение имеющегося в психологии безопасности пробела относительно возможности использования в ней инструментария сбора эмпирических данных. Целью представленного в статье исследования явился теоретический анализ возможностей использования в психологии безопасности различных исследовательских методов.
Материалы и методы: Использовался метод теоретического анализа релевантных проблематике исследовательских работ, методы систематизации, обобщения и классификации научных подходов к организации исследований, метод научной экстраполяции, метод научного прогнозирования.
Результаты исследования: Выявлена невозможность изучения существенной части актуальных для проблематики психологии безопасности явлений, синхронно с их возникновением и протеканием, а также отсутствие единства авторских подходов к пониманию сущности базовой для нее категории «психологическая безопасность», объясняемого сложностью исходного феномена. В психологии безопасности превалируют исследования по плану ex-post-facto, а психологическая безопасность изучается посредством выявления ее условий и особенностей проекции опасности/безопасности на психику субъекта. Методы наблюдения, интроспекции, эксперимента, опроса и тестирования в психологии безопасности не только сохраняют классические для психологического исследования преимущества и ограничения, приобретая специфику использования.
Обсуждение и заключения: Для психологии безопасности наиболее предпочтительно использование возможностей проективных материалов и методов экспериментальной психосемантики и психолингвистики. Дальнейшее совершенствование научного инструментария психологии безопасности должно основываться на развитии ее методологии, адаптации к проблематике классических для психологии методов и привлечении методов, используемых смежными к ней дисциплинами.
Ключевые слова
Об авторах
Т. М. КраснянскаяРоссия
Краснянская Татьяна Максимовна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей, социальной психологии и истории психологии
Москва
В. Г. Тылец
Россия
Тылец Валерий Геннадьевич – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры фонетики и грамматики французского языка
ResearcherID: K-7843-2018
Москва
Список литературы
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб: Издательство «СОЮЗ», 2002. 271 с.
2. Барцевич В.Н. Влияние личностных характеристик учителя на психологическую безопасность учащихся: автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: ПИ РАО, 2012. 26 с.
3. Барцевич В.Н. Факторы психологической безопасности школьной среды // Психология и психотехника. 2012. №6(45). С. 61-69.
4. Басанова Т.А. Представления студентов вуза об информационно-психологической безопасности и пути их трансформации: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. 23 с.
5. Беляева П.И. Психологическая безопасность личности младшего школьника в образовательной среде школы: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 23 с.
6. Бичева И.Б., Филатова О.М. «Безопасность образовательной среды» как категория современного профессионально-педагогического знания // Вестник Мининского университета. 2017. №1. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/326/327 (дата обращения: 15.12.2021).
7. Бусыгина И.С. Корпоративная безопасность как акмеологическое основание продуктивной жизнедеятельности организации: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М.: РАГС, 2010. 60 с.
8. Вольнов Р.В. Психолого-правовые особенности обеспечения информационнопсихологической безопасности личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: РАГС, 2011. 24 с.
9. Галченко А.С., Куликова Т.Н., Лебедева М.Е., Софьина В.Н. Исследование психологической безопасности профессиональной среды и факторов, влияющих на личностно-профессиональное развитие руководителей // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2021. №2. С. 122-141.
10. Гилемханова Э.Н. Методика «Индекс социокультурной безопасности школьника» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. №2. С. 164-183. DOI: http://dx.doi.org/10.11621/vsp.2019.02.164.
11. Гришина Е.В. Психологическая безопасность образовательной среды и антивитальные переживания подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. №182. С. 97-103.
12. Зотова О.Ю. Социально-психологическая безопасность личности: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011. 43 с.
13. Илларионов С.Н. Восприятие образовательной среды субъектом как фактор формирования его психологической безопасности (на примере студентов вузов и курсантов ГПС МЧС России): автореф. дис. … канд. психол. наук. Кострома, 2005. 24 с.
14. Кабаченко Т.С. Нарушения психологической безопасности в контексте активности профессионала: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000. 51 с.
15. Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В., Варивода В.С., Филатова О.М. Педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения в образовательном процессе вуза // Вестник Мининского университета. 2015. №4. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/110/111 (дата обращения: 15.12.2021).
16. Кисляков П.А. Формирование социальной безопасности личности будущего педагога: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Н. Новгород: ННГАСУ, 2014. 50 с.
17. Королева Ю.А. Социально-психологические характеристики психологической безопасности младших школьников с задержкой психического развития (в условиях инклюзивной школы-интерната) // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-2. С. 441-444.
18. Коропец О.А. Представления студентов о психологической безопасности профессиональной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №6. DOI: http://dx.doi.org/10.15862/19PSMN620.
19. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Трансспектива безопасности в русских народных пословицах и поговорках // Историческая психология: прошлое, настоящее, будущее / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Харитонова, Е.Н. Холондович. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2020. С. 432-442. DOI: http://dx.doi.org/10.38098/thry.2020.25.72.037.
20. Краснянская Т.М., Тылец В.Г., Ляхов А.В. Психологические особенности социокультурных практик безопасности студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. №2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/14PSMN221.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
21. Лызь Н.А., Куповых Ж.Г., Прима А.К., Басанова Т.А. Разработка опросника субъективных представлений о безопасности // Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал. 2015. №1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 15.12.2021).
22. Ляшук А.В. Личностные детерминанты информационно-психологической безопасности студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д: ЮФУ, 2008. 23 с.
23. Михеева М.В. Угрозы информационно-психологической безопасности личности менеджеров высшего звена // Вестник Московской международной академии. 2021. №1. С. 128-135.
24. Петрушина О.В. Образовательное пространство интернатного учреждения и психологическая безопасность его воспитанников: автореф. дис. … канд. психол. наук. Курск: КГУ, 2011. 23с.
25. Решетова Н.П. Информационно-психологическая безопасность: вопросы правового регулирования // Вестник военного права. 2021. №3. С. 67-73.
26. Рогачева Т.В. Психологическая безопасность консультирующего психолога/психотерапевта // Медицинская психология в России. 2020. T. 12, №1. C. 3. DOI: http://dx.doi.org/10.24412/2219-8245-2020-1-3.
27. Суханова С., Суханов Е. Опросник психологической безопасности // Школьный психолог (Издательский дом Первое сентября). 2017. №1-2. С. 42-46.
28. Терехина О.В. Психологическая безопасность как фактор психического здоровья людей, проживающих в условиях риска техногенно-экологической угрозы: автореф. дис. … канд. психол. наук. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2016. 23 с.
29. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Модеративный потенциал принципа безопасности в моделировании психологической реальности // Молодежь в современном обществе: к социальному единству, культуре и миру: материалы Международного форума. Ставрополь: ООО ИД ТЭСЭРА, 2017. С.710-713.
30. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психолингвистическое исследование концептов «опасность» и «безопасность» в языковом сознании студентов // Вопросы психолингвистики. 2020. №1(43). С. 84-97. DOI: http://dx.doi.org/10.30982/2077-5911-2020-43-1-84-97.
31. Тылец В.Г., Краснянская Т.М., Иохвидов В.В. Смысловое ядро безопасности субъектов в условиях информационного давления // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, №3. С. 3112-3120. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20200305.
32. Тылец В.Г., Краснянская Т.М., Ляхов А.В. Корреляты времени безопасности у субъектов с разным уровнем толерантности к неопределенности // Гуманизация образования. 2020. № 5. С. 29-42. DOI: http://dx.doi.org/10.24411/1029-3388-2020-10129.
33. Тылец В.Г., Краснянская Т.М., Ляхов А.В. Репертуарные характеристики ролевых моделей безопасности студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, №3. С. 129-135. DOI: http://dx.doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-129-135.
34. Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2004. 47 с.
35. Эксакусто Т.В. Психологическая безопасность: принципы исследования, дефиниции, модель // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. №3. С. 330-333.
36. Baer M., Frese M. Innovation is not enough: Climates for initiative and psychological safety, process innovations, and firm performance // Journal of Organizational Behavior. 2003. No. 24. Pp. 45-68. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/job.179.
37. Bergmann B., Schaeppi J. A data-driven approach to group creativity // Harvard Business Review. 2016. 12th July. Available at: https://hbr.org/2016/07/a-data-driven-approach-togroup-creativity (accessed: 12.12.2021).
38. De Clercq D., Rius I.B. Organizational commitment in Mexican small and medium-sized firms: The role of work status, organizational climate, and entre-preneurial orientation // Journal of Small Business Management. 2007. No. 45. Pp. 467-490. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1540-627X.2007.00223.x.
39. Edmondson A.C. Psychological safety and learning behavior in work teams // Administrative Science Quarterly. 1999. No. 44. Pp. 350-383. Available at: https://web.mit.edu/curhan/www/docs/Articles/15341_Readings/Group_Performance/Edmondson%20Psychological%20safety.pdf (accessed: 12.12.2021).
40. Edmondson A.C., Dillon J.R., Rolof K.S. Three perspectives on team learning: Outcome improvement, task mastery, and group process // Academy of Management Annals. 2007. No. 1. Pp. 269-314. DOI: http://dx.doi.org/10.5465/078559811.
41. Edmondson A.C., Lei Z. Psychological safety: The history, renaissance, and future of an interpersonal construct // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2014. Vol. 1, no. 1. Pp. 23-43. DOI: http://dx.doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-031413-091305.
42. Frazier M.L., Fainshmidt S., Klinger R.L., Pezeshkan A., Vracheva V. Psychological safety: A meta-analytic review and extension // Personnel Psychology. 2016. Vol. 70, no. 1. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/peps.12183.
43. Ivanov M., Yanitskiy M., Pelekh Y., Rudiuk O., Tomanek M. Fears concerning own future and personal safety strategies of student-athletes // Journal of Physical Education and Sport. 2021. Vol. 21. No. Suppl. 3. Pp. 2112-2119.
44. Kark R., Carmeli A. Alive and creating: The mediating role of vitality and aliveness in the relationship between psychological safety and creative work in-volvement // Journal of Organizational Behavior. 2009. No. 30. Pp. 785-804. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/job.571.
45. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Resources of individual psychological security with respect to the employment status of a pensioner // Advances in Gerontology. 2018. Vol. 8, no. 3. Pp. 256-261. DOI: http://dx.doi.org/10.1134/S2079057018030116.
46. Leroy H., Dierynck B., Anseel F., Simons T., Halbesleben J.R.B., McCaughey D. Behavioral integrity for safety, priority of safety, psychological safety, and patient safety: A team-level study // Journal of Applied Psychology. 2012. Vol. 97. Pp. 1273-1281. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/a0030076.
47. Nembhard I.M., Edmondson A.C. Psychological safety: A foundation for speaking up, collaboration, and experimentation // Cameron K.S., Spreitzer G.M. (eds.) The Oxford handbook of positive organizational scholarship. Oxford: Oxford University Press, 2011. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199734610.013.0037.
48. Newman A., Donohue R., Eva N. Psychological safety: A systematic review of the literature // Human Resource Management Review. 2017. Vol. 3, no. 27. Pp. 521-535. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.hrmr.2017.01.001.
49. Parfenova N., Mititsina E., Bizaeva A. Perception of global warming in the context of studying the psychology of environmental safety // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Vol. 111. Pp. 865-873.
50. Pearsall M.J., Ellis A.P.J. Thick as thieves: The effects of ethical orientation and psychological safety on unethical team behaviour // Journal of Applied Psychology. 2011. No. 96. Pp. 401-411. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/a0021503.
51. Pshenychna L., Kuzikova S., Shcherbak T., Kondratyuk S., Petrenko S., Skyba O., Dmytro U., Kuzikov B. Phenomenon of nervous mental stability in extreme sports // Journal of Physical Education and Sport. 2019. Vol. 19, no. 1. Pp. 1349-1354.
52. Vinogradova N.I., Kohan S.T. Resilience as a basis for psychological safety of students with disabilities // Advances in economics, business and management research: proceedings of the First International Volga Region Conference on Economics, Humanities and Sports (FICEHS 2019) (Kazan – Naberezhnye Chelny, 24–25.09.2019). Kazan – Naberezhnye Chelny: Atlantis Press, 2020. Pp. 551-554.
53. Yarullina L. Digital learning at the university of architecture and civil engineering: psychological risks and effects // E3S Web of Conferences Volume 274 (2021). Vdovin E. 2nd International Scientific Conference on Socio-Technical Construction and Civil Engineering (STCCE – 2021). France, 2021. P. 9007.