Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Уровни формирования визуальной компетентности будущих учителей

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-2

Аннотация

Введение. Сегодня главной информационной потребностью человека является извлечение смысла передаваемых данных в больших объемах информации. Востребованным способом оптимизации восприятия и передачи информации является ее визуализация. Современный учитель должен быть готов доносить до обучаемых необходимый объем знаний в доступной для восприятия форме, повышать и поддерживать интерес к изучаемому предмету. Поэтому для будущего учителя является актуальным наличие компетенций в области восприятия и разработки визуальных образов, определяющих его визуальную компетентность. Понимание того, какому уровню формирования соответствует визуальная компетентность, помогает оценить достигнутый результат, установить стратегии дальнейшего обучения. Цель исследования – определение и теоретическое обоснование уровней формирования визуальной компетентности будущего учителя.

Материалы и методы. В качестве методологической основы исследования применялся системный подход. Для достижения цели исследования использовались различные методы: анализ, синтез, обобщение, сопоставление, формализация, педагогическое проектирование.

Результаты исследования. Обозначены четыре уровня развития визуальной компетентности будущих учителей: начальный, базовый, практико-ориентированный, профессионально ориентированный. Для определения соответствия студента конкретному уровню визуальной компетентности был определен ряд критериев: владение графическими знаниями и умениями, поиск и анализ информации, выбор и анализ возможностей программных средств и сервисов, использование возможностей графических редакторов для построения визуальных образов, использование возможностей визуальных средств в профессиональной деятельности. Для каждого критерия обозначены индикаторы соответствия.

Обсуждение и заключения. Формирование визуальной компетентности является протяженным процессом и осуществляется при изучении предметно-методического модуля, прохождении учебной и педагогических практик, выполнении научно-исследовательской деятельности. Соответствие обозначенным критериям на определенном уровне дает представление о подготовленности будущего учителя к профессиональной деятельности.

Об авторах

Е. С. Васева
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Россия

Васева Елена Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий

Нижний Тагил



Н. В. Бужинская
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Россия

Бужинская Надежда Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий

Нижний Тагил



Список литературы

1. Бужинская Н.В., Васева Е.С. Реализация индивидуального подхода в процессе изучения студентами компьютерной графики // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. №4. С. 69-74.

2. Ваткова О.А. Инфографика как средство формирования визуальной компетентности студента педагогического вуза // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. 2015. №6. С. 7.

3. Велиляева З.Р., Тархан Л.З. Графическая грамотность педагога профессионального обучения // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. №3(6). С. 92-102. DOI: https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-3-92-102.

4. Кириллова А.К., Петров А.К. Проблемы использования графических технологий в образовании // Актуальные проблемы дизайн-образования: материалы X Международной научно-методической конференции вузов России, Санкт-Петербург, 23–28 апреля 2018 года. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2018. С. 61-67.

5. Колыхматов В.И. Цифровая трансформация образования: новое качество современного учителя будущего // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2021. Т. 1. С. 22-25.

6. Коменский Я.А. Великая дидактика. М.: Педагогика. 1989. 416 с.

7. Крошенова М.Е., Маленова О.Е. Визуализация информации и инфографика: учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки 42.03.03 «Издательское дело». Ульяновск: УлГТУ, 2018. 80 с.

8. Онищенко Л.А., Матушкина И.Ю. Учебный план как основа организации учебного процесса // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2015. Т. 17, №3. С. 110-117. DOI: https://doi.org/10.15593/2224-9877/2015.3.11.

9. Прозоров Р.Ю. Антропологический смысл категории «визуальной коммуникации» // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. №14. С. 169-173.

10. Романова Е.К., Тройникова Е.В. Технология портфолио как способ развития визуальной культуроведческой компетенции // Вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: сборник научных статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2016. С. 161-165.

11. Руднева Н.Е., Юстус И.В. Система формирования у студентов-дизайнеров визуальной компетентности // Среднее профессиональное образование. 2019. №4. С. 13-18.

12. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. Т. 1. М.: Педагогика, 1981. 653 с.

13. Токарева Ю.А., Гаспарович Е.О. Управление профессиональными компетенциями: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. 327 с.

14. Тройникова Е.В. Исследование визуальной компетенции в дидактике межкультурной коммуникации // Многоязычие в образовательном пространстве. 2016. №8. С. 16-23.

15. Угрюмова М.В. Место и наименование дисциплин и практик в учебном плане образовательных программ высшего образования // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. №7. С. 7-20. DOI: https://doi.org/10.24422/MCITO.2017.V11.8133.

16. Ушинский К.Д. Педагогика. Избранные работы. М.: Издательство Юрайт, 2019. 258 с.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 18.01.2022).

18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 18.01.2022).

19. Филатова О.П., Комиссарова С.А. Формирование информационной компетентности педагогов в области визуализации учебно-методического материала // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. №4(35). С. 117-123.

20. Хуторской А.В. Пять типологий компетенций в образовании // Вестник Института образования человека. 2022. №1. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48940244_45367410.pdf (дата обращения: 18.01.2022).

21. Червонный М.А. Контекст педагогического образования // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2019. №4(22). С. 206-222. DOI: https://doi.org/10.23951/2312-7899-2019-4-206-222.

22. An official website of the European Union. The Digital Competence Framework for Citizens. Available at: https://ec.europa.eu/jrc/en/digcomp/digital-competence-framework (accessed: 18.01.2022).

23. Billmayer F. Acquiring visual competencies with situation-based assignments // International Journal of Education through Art. 2019. Vol. 15. Pp. 85-94. DOI: https://doi.org/10.1386/eta.15.1.85_1.

24. Carretero Gomez S., Vuorikari R., Punie Y. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg, 2017. DOI: https://doi.org/10.2760/38842.

25. Chervonnyy M.A. Semiotic potential of teacher education // Education & Pedagogy Journal. 2022. No. 1(3). Pp. 13-22. DOI: https://doi.org/10.23951/2782-2575-2022-1-13-22.

26. Fernandes A., Ribeiro M. Teacher digital literacy. 2021. Рр. 1101-1110. DOI: https://doi.org/10.21125/iceri.2021.0323.

27. Haanstra F., Wagner E. A European Framework for Visual Competencies. 2019. Pp. 1-9. DOI: https://doi.org/10.1002/9781118978061.ead101.

28. Hanan A., Firman E., Putri A. Investigating English teachers’ digital literacy in the context of online learting // JISIP (Jurnal Ilmu Sosial dan Pendidikan). 2022. DOI: https://doi.org/10.36312/jisip.v6i3.3544.

29. Kulikova T., Poddubnaya N., Bagdasaryan L., Ardeev A. The technique for future teachers’ digital literacy development // Journal of Physics: Conference Series. 2020. Vol. 1691. Article number 012129.

30. Mincheva K., Planska-Simeonova K. Scientific research in the field of visual competency. 2019. Pp. 5110-5117. DOI: https://doi.org/10.21125/edulearn.2019.1263

31. Prakel D. Visual literacy. 2021. DOI: https://doi.org/10.4324/9781003103943-10.

32. Schonau D. Visual Competency and the Structure of «Making» in Art Education // Cloutier et al. Making. Proceedings InSEA 2019 World Congress. Viseu: InSEA Pubications, 2019. Pp. 694-699. Available at: https://www.insea2019.org/congress-proceedings-abstracts (accessed: 18.01.2022).

33. Serafini F. Visual Literacy. 2021. DOI: https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190264093.013.19.


Рецензия

Просмотров: 353


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)