Учитель и ученик в античной педагогике: диалектика любви и смерти
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-19
Аннотация
Введение. В статье сравниваются два, на первый взгляд, различных паттерна отношения к такой значимой фигуре, как учитель. Принимая во внимание то, что именно греки положили начало данному типу отношений в нашей культуре, представляется интересным рассмотреть развитие и значение таких отношений в соответствующем контексте.
Материалы и методы. На основе текстов Мифологической библиотеки Аполлодора и других источников, обращающих внимание на аспекты воспитания, упоминаемые в мифах, а также на основе диалогов Платона, посвященных фигуре Сократа, в данной работе сравниваются две линии подобных отношений: история взаимодействия мифологического героя Геракла и его учителей, а также история учителя всех Афин – Сократа и его учеников. Помимо методов сравнения, сопоставления, интерпретации и обобщения, данное исследование опирается на психоаналитический подход З. Фрейда и Ж. Лакана.
Результаты исследования. Распознавая определенные параллели в том, как вышеупомянутые отношения оканчиваются, данное исследование обращает внимание на то, что человеку с необходимостью приходится встать на путь изменения себя, дабы научиться чему-либо новому. Заслуживающим внимания аспектом в этом процессе является роль того, что привычно называется словом «любовь».
Обсуждение и заключения. Фигура Сократа в данном исследовании занимает центральное место двояким образом. Он интересен нам не только как философ, любитель мудрости и дискуссии, но и как тот, кто воспитывает, со всей динамикой отношений, которые за этим следуют. Платон как автор диалогов о Сократе изливает в своих взглядах на любовь всю ту скорбь, которую он испытывает по утраченному учителю. Его размышления – это работа скорби, а диалоги, увековечившие его в истории, являются ее закономерными плодами.
Об авторе
М. П. СорокинаРоссия
Сорокина Марина Павловна – аспирант Института философии человека, Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург; ассистент ПОИС, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород
Список литературы
1. Античные гимны / под ред. А.А. Тахо-Годи. М.: Издательство МГУ, 1988. 362 с.
2. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1972. 216 с.
3. Бриссон Люк. Платон / пер с фр. О. Алиевой. М.: Rosebud Publishing, 2019. 288 c.
4. Гесиод. Щит Геракла. Полное собрание текстов / вступительная статья В.Н. Ярхо; комментарии О.П. Цыбенко и В.Н. Ярхо. М.: Лабиринт, 2001. 256 с.
5. Гигин. Мифы / пер., вступ. ст., коммент. Д. Торшилова; под общ. ред. A.A. Тахо-Годи. СПб: Алетейя, 2017. 370 с. (Серия «Новая античная библиотека. Источники»).
6. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека / перевод с немецкого M.H. Ботвинника. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1997. 336 с.
7. Лакан Ж. Еще. Семинары: книга ХХ (1972/1973) / пер с фр. А. Черноглазова. М.: Гносис, Логос, 2011. 176 с.
8. Лакан Ж. Перенос. Семинары: Книга VIII (1960/1961) / пер с фр. А. Черноглазова. М.: Гносис, Логос, 2019. 432 с.
9. Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа. Семинары: книга XI (1964). пер с фр. А. Черноглазова. М.: Гносис, Логос, 2004. 304 с.
10. Лоран Э. Пробой наслаждения в безумии под переносом // Международный психоаналитический журнал. 2019. №8. С. 97-109.
11. Миллер Ж.-А. Лабиринты любви // Международный психоаналитический журнал. 2019. №8. С. 91-96.
12. Нейлз Д. Люди Платона. Просопография Платона и других сократиков / пер. с англ., ред. А.И. Золотухиной. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2019. 464 с.
13. Платон. Апология Сократа // Платон. Диалоги / [пер. с древнегреч. В.С. Соловьева]. М.: РИПОЛ классик, 2019. 576 с.
14. Платон. Кратил. URL: https://www.plato.spbu.ru/TEXTS/PLATO/Losev/plato0120.pdf (дата обращения: 08.07.2022).
15. Платон. Критон // Платон. Диалоги / [пер. с древнегреч. В.С. Соловьева]. М.: РИПОЛ классик, 2019. 576 с.
16. Платон. Лисид. URL: http://psylib.org.ua/books/plato01/11lisid.htm (дата обращения: 08.12.2021).
17. Платон. Пир // Платон. Диалоги / [пер. с древнегреч. В.С. Соловьева]. М.: РИПОЛ классик, 2019. 576 с.
18. Поршерэ Б. Истоки любви. «Пир» Платона в семинаре Лакана «Перенос» // Международный психоаналитический журнал. 2019. №8. С. 131-150.
19. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М.: Искусство, 1989. 304 с.
20. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному / пер. с нем. Р. Додельцева. СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. 288 с.
21. Фрейд З. Скорбь и меланхолия (1917). URL: https://freudproject.ru/?p=796 (дата обращения: 02.12.2021).
22. Фрейд З. ”Я” и “Оно” // Труды разных лет. Книга 1: пер. с нем. Тбилиси: Мерани, 1991. 340 с.
23. Фуко М. Герменевтика субъекта. URL: https://bookscafe.net/read/fuko_mishelgermenevtika_subekta-227188.html#p1 (дата обращения: 02.12.2021).
24. Ferguson D. Self-Knowledge in the Eye-Soul Analogy of the Alcibiades // Phronesis. 2019. Vol. 64. Pp. 369-391.
25. Ferrari G.R. Platonic love // Kraut R. (ed.) The Cambridge Companion to Plato. Cambridge University Press, 2006. Pp. 248-271.
26. Reeve C.D.C. Plato on Eros and friendship // A Companion to Plato. Blackwell Publishing, 2006.Pp. 294-307.