Детский взгляд на пандемию COVID-19: гендерная специфика представлений старших дошкольников и младших школьников
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-14
Аннотация
Введение. В данной статье представлены результаты реализованного в 2020 году исследовательского проекта «Детский взгляд на пандемию COVID-19». По оценкам многих специалистов, пандемия COVID-19 привела к негативным последствиям для физического (соматического) и псих(олог)ического здоровья населения. В работах зарубежных и отечественных авторов констатируются факты ряда негативных психологических эффектов эмоционального, ментального и поведенческого характера. Однако на фоне имеющихся исследований обнаруживается существенный пробел, который касается детской версии восприятия ситуации пандемии, вынужденной изоляции и, прежде всего, ее гендерной специфики применительно к этапу раннего онтогенеза – старшему дошкольному и младшему школьному возрасту.
Материалы и методы. Для сбора фактических данных использовалась проективная вербальная методика сочинения истории на тему «Сказка о коронавирусе». Всего было собрано 138 историй (68 из них сочинили девочки и 70 – мальчики), содержательный анализ которых осуществлялся посредством процедуры открытого кодирования. Сравнительный гендерный анализ текстов историй проводился по семи основным категориям: «характеристики коронавируса», «происхождение коронавируса», «актуальные (фрустрированные) потребности», «ресурсы преодоления трудностей», «эмоции», «ключевые события» и «пол персонажей».
Результаты исследования. Получены данные, которые продемонстрировали преимущественно негативный характер представлений детей о коронавирусе, ярко выраженный у большинства из них дискомфорт, вызванный фрустрацией потребностей в безопасности, свободе, положительных эмоциях и социальных контактах, доминирование в основном тревожного эмоционального фона восприятия ситуации пандемии с преобладанием чувства страха, а также особый акцент на таких ресурсах преодоления трудностей, как соблюдение мер профилактики и правил гигиены, медицинская помощь и ограничение активности. Вместе с тем обнаружена гендерная специфика детских представлений о пандемии COVID-19, которая заключается в более выраженной ориентации на лиц своего пола, подчеркивании собственной роли в решении проблемы и центрированности на активном сопротивлении угрозе у мальчиков и центрированности на эмоциональной стороне событий, подчеркивании роли других и ожидании спасения извне у девочек.
Обсуждение и заключения. По результатам исследования сделан вывод о том, что в содержании представлений о пандемии COVID-19 и самоизоляции девочек и мальчиков старшего дошкольного и младшего школьного возраста наряду с общими тенденциями имеет место гендерная специфика, в которой находят свое отражение результаты преобладающей на этапах раннего онтогенеза дифференцированной гендерной социализации, основанной на традиции гендерной поляризации.
Ключевые слова
Об авторах
Л. Э. СеменоваРоссия
Семенова Лидия Эдуардовна – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и клинической психологии
Researcher ID: O-6416-2017
Нижний Новгород
В. Э. Семенова
Россия
Семенова Вера Эдуардовна – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры дошкольного образования
Нижний Новгород
И. А. Конева
Россия
Конева Ирина Алексеевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии
Нижний Новгород
Н. В. Карпушкина
Россия
Карпушкина Наталья Викторовна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии
Researcher ID: J-7028-2017
Нижний Новгород
Список литературы
1. Алёхин А.Н., Дубинина Е.А. Пандемия: клинико-психологический аспект // Артериальная гипертензия. 2020. №26(3). С. 312-316. DOI: 10.18705/1607-419X-2020-26-3-312-316.
2. Быховец Ю.В., Коган-Лернер Л.Б. Пандемия COVID-19 как многофакторная психотравмирующая ситуация // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Том 5, №2(18). С. 291-308.
3. Гаязова Л.А., Вихристюк О.В. Особенности запросов на дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19) // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность: сборник материалов. Том 1 / составители: В.В. Рубцов, А.А. Шведовская; ред.: В.В. Рубцов, А.А. Марголис, И.В. Вачков, О.В. Вихристюк, Н.В. Дворянчиков, Т.В. Ермолова, Ю.М. Забродин, Н.Н. Толстых, А.В. Хаустов, А.Б. Холмогорова, А.А. Шведовская. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 403-419.
4. Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Стратегии совладания, психологическое благополучие и проблемное использование интернета в период пандемии // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25, №6. C. 31-40. DOI: 10.17759/pse.2020250603.
5. Гриценко В.В., Резник А.Д., Константинов В.В. и др. Страх перед коронавирусным заболеванием (COVID-19) и базисные убеждения личности // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9, №2. C. 99-118. DOI: 10.17759/cpse.2020090205.
6. Ениколопов С.Н., Бойко О.М., Медведева Т.И., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12, №2. С. 108-126. DOI: 10.17759/psyedu.2020120207.
7. Ермолова Т.В., Литвинов А.В., Савицкая Н.В., Круковская О.А. Сovid-19 и психическое здоровье учащихся: зарубежные исследования // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10, №1. С. 79-91. DOI: 10.17759/jmfp.2021100108.
8. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009. 496 с.
9. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Исследования психического состояния людей в условиях пандемии COVID-19 // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10, №1. С. 48-56. DOI: 10.17759/jmfp.2021100105.
10. Нестик Т.А. Влияние пандемии COVID-19 на общество: социально-психологический анализ // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Том 5, №2(18). С. 47-83. DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.18.2.002.
11. Островский Д.И., Иванова Т.И. Влияние новой коронавирусной инфекции COVID-19 на психическое здоровье человека (Обзор литературы) // Омский психиатрический журнал. 2020. №2-1S(24). С. 4-10. DOI: 10.24411/2412-8805-2020-10201
12. Радина Н.К., Никитина А.А. Социальная психология мужественности: социально-конструктивистский подход. М.: Боргес, 2011. 172 с.
13. Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28, №2. С. 90-108. DOI: 10.17759/cpp.2020280205
14. Семенова Л.Э. Становление ребенка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях онто- и дизонтогенеза: дис. … д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2010. 521 с.
15. Семенова Л.Э., Сачкова М.Е., Чевачина А.Е. Гендерные особенности проявления эгоцентризма в процессе межличностных отношений старших дошкольников // Вестник Мининского университета. 2016. №2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/220 (дата обращения: 17.04.2021).
16. Семенова Л.Э., Семенова В.Э. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и самоизоляция в восприятии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Системная психология и социология. 2020. №3(35). С. 85-101. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.7.
17. Сорокин М.Ю., Касьянов Е.Д., Рукавишников Г.В., Макаревич О.В., Незнанов Н.Г., Лутова Н.Б., Мазо Г.Э. Психологические реакции населения как фактор адаптации к пандемии COVID-19 // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2020. №2. С. 87-94. DOI: 10.31363/2313-7053-2020-2-87-94.
18. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.
19. Ушаков Д.В., Юревич А.В., Юревич М.А. Экспертный опрос о психологическом контексте коронавирусной эпидемии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Том 5, №2(18). С. 115-153. DOI:10.38098/ipran.sep.2020.18.2.004.
20. Федосенко Е.В. Жизнь после карантина: психология смыслов и коронавирус COVID-19 // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2020. №XXV. С. 34-47.
21. Шурухина Т.Н., Довгаль Г.В., Глухих Е.В., Ключников Д.А. Анализ первых результатов перехода российского образования на дистанционные форматы в период мировой пандемии COVID-19 // Современные проблемы науки и образования. 2020. №6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30265 (дата обращения: 24.03.2021).
22. Ahorsu D.K., Lin Ch.-Y., Imani V., Saffari M., Griffiths M.D., Pakpour A.H. The Fear of COVID-19 Scale: Development and Initial Validation // International Journal of Mental Health and Addiction. 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/s11469-020-00270-8.
23. Bish A., Michie S. Demographic and attitudinal determinants of protective behaviours during a pandemic: A review // British Journal of Health Psychology. 2010. Vol. 15. Pp. 797-824.
24. Brooks S.K., Webster R.K., Smith L.E. et al. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence // Lancet. 2020. Vol. 395. Рp. 912-920. DOI: 10.1016/S0140-6736(20)30460-8.
25. Caleo G., Duncombe J., Jephcott F. et al. The factors affecting household transmission dynamics and community compliance with Ebola control measures: a mixed-methods study in a rural village in Sierra Leone. BMC Public Health, 2018. 232 р.
26. Cullen W., Gulati G., Kelly B.D. Mental health in the COVID-19 pandemic // QJM: An International Journal of Medicine. 2020. Vol. 113, no. 5. Рp. 311-312.
27. Desclaux A., Badji D., Ndione A.G. Accepted monitoring or endured quarantine? Ebola contacts' perceptions in Senegal // Social Science & Medicine. 2017. Vol. 178. Pp. 38-45.
28. Drouin M. et al. How Parents and Their Children Used Social Media and Technology at the Beginning of the COVID-19 Pandemic and Associations with Anxiety // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2020. Vol. 23, no. 11. DOI: 10.1089/cyber.2020.0284.
29. Garfin D.R., Silver R.C., Holman E.A. The novel coronavirus (COVID-2019) outbreak: Amplification of public health consequences by media exposure // Health Psychology. 2020. Vol. 39(5). Pp. 355-357. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/hea0000875.
30. Jakovljevic M., Bjedov S., Jaksic N. COVID-19 pandemia and public and global mental health from the perspective of global health security // Psychiatria Danubina. 2020. Vol. 32(1). Рp. 6-14. DOI: 10.24869/psyd.2020.6.
31. Kontoangelos K., Economou M., Papageorgiou Ch. Mental Health E-ects of COVID-19 Pandemia: A Review of Clinical and Psychological Traits // Psychiatry Investigation. 2020. Vol. 17, no. 6. Pp. 491-505. DOI: 10.30773/pi.2020.0161.
32. Lima C.K.T., Carvalho P.M.M., Lima I.A.A.S., Nunes J.V.A.O., Saraiva J.S., de Souza R.I., da Silva C.G.L., Neto M.L.R. The emotional impact of Coronavirus 2019-nCoV (new coronavirus disease) // Psychiatry Research. 2020. Vol. 287. Article number: 112915. DOI: 10.1016/j.psychres.2020.112915.
33. Matias T., Dominski F.H., Marks D.F. Human needs in COVID-19 isolation // Journal of Health Psychology. 2020. Vol. 25(7). Pp. 871-882. DOI: 10.1177/1359105320925149.
34. Pellecchia U., Crestani R., Decroo T. Social consequences of Ebola containment measures in Liberia // PLoS One. 2015. Vol. 10(12). Article number: e0143036. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0143036.
35. Samantha K., Webster R., Smith L., Woodland L., Wessely S., Greenberg N., Rubin G. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence // Lancet. 2020. Vol. 395. Pp. 912-920.
36. Silver R.C. Surviving the trauma of COVID-19 // Science. 2020. Vol. 369, no. 6499. P. 11. DOI: 10.1126/science.abd5396.
37. Wang C., Pan R., Wan X., Tan Y., Xu L., Ho C.S., Ho R.C. Immediate psychological responses and associated factors during the initial stage of the 2019 coronavirus disease (COVID-19) epidemic among the general population in China // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17(5). Article number: 1729. DOI: 10.3390/ijerph17051729.
38. Wang Y., Xu B., Zhao G. Is quarantine related to immediate negative psychological consequences during the 2009 H1N1 epidemic? // General Hospital Psychiatry. 2011. Vol. 33, no. 1. Pp. 75-77.