Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Становление субъектности школьников на пути их профессионального самоопределения: коллаборация школы и вуза

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-12

Полный текст:

Аннотация

Введение. Интерес научного сообщества к вопросу онтогенеза субъектности в эпоху перемен во всех сферах жизни, реформирования отечественного образования, связанного с цифровизацией обучения и другими вызовами, вновь возрастает. Особую актуальность приобретает проблема психологического сопровождения становления субъектности в период обучения в школе. Именно субъектность является интегративной характеристикой личности школьника, связанной с преобразующей активностью и достижением собственных целей. Субъектность определяет, как человек взаимодействует с окружающим миром и людьми, как отстаивает свою позицию во взаимодействии с людьми и социумом в целом. Личностный и профессиональный выбор школьника связан со способностью осознавать и моделировать возможные альтернативы своего жизненного пути, а также нести ответственность за результаты. В младшем школьном возрасте существуют личностные предпосылки для развития субъектности. Компонентами субъектности в структуре личности школьника являются его особенности, такие как наличие учебно-профессионального мотива, мотива достижений и развития, ответственность за свои поступки и решения, способность себя контролировать в самых разных, в том числе и сложных, жизненных ситуациях, активная поведенческая позиция. Школьное обучение, включающее не только педагогическое воздействие на ученика, но и его субъектную учебную деятельность, предполагающую его активное участие в построении собственной личности, является именно тем пространством, которое несет на себе большую смысловую и функциональную нагрузку с точки зрения формирования и развития внутриличностных механизмов и образований. Создание «правильных», созидательных условий обучения и развития ребенка в процессе школьного обучения является значимым моментом в работе по формированию его субъектности, в том числе и в отношении выбора профессионального пути. Работа по формированию субъектности школьников в сфере современного общего образования становится важной и ответственной задачей с точки зрения развития полноценной личности и будущего профессионального самоопределения выпускников школ.

Материалы и методы. Статья носит характер аналитического обзора с элементами практического исследования, где осуществлена попытка систематизации научного психолого-педагогического знания по проблеме становления субъектности в период обучения в школе. Для изучения этой личностной характеристики нами было проведено теоретико-эмпирическое исследование. Становление субъектности обусловлено развитием самосознания и мотивационно-смысловой сферы личности. Наиболее важными, с нашей точки зрения, являются такие критерии развития субъектности у школьника, как мотивационные показатели, способность к рефлексии, характер взаимодействия с взрослыми, уровень саморегуляции. В соответствии с критериально-уровневым подходом, мы выделили три уровня развития субъектности школьников: низкий, средний и высокий.

Результаты исследования. Все выделенные и изученные нами критерии субъектности школьников младших классов и среднего звена находятся в стадии активного формирования. Именно поэтому данное исследование носит пробный, пилотный характер. Полученные нами данные демонстрируют лишь существующую тенденцию в отношении личностного развития детей на определенных этапах обучения в школе. Именно поэтому приведенные критерии развития субъектности школьников нуждаются в дополнительном изучении, а их типология – в дополнительной доработке. 

Обсуждение и заключения. Обосновывается вывод о том, что приведенные критерии развития субъектности школьников нуждаются в дополнительном изучении, а их типология – в дополнительной доработке, что является перспективным направлением для дальнейшего теоретического и эмпирического исследования. Работа по формированию субъектности школьников в сфере современного общего образования становится важной и ответственной задачей с точки зрения развития полноценной личности и будущего профессионального самоопределения выпускников школ. На основании результатов проведенного исследования считаем необходимым создание содержательных и системных условий, способствующих развитию в ребенке способности к субъектной деятельности, осознанию себя и своей жизни. Перечислены условия, позволяющие развить внутренний потенциал ребенка как субъекта собственной деятельности в самых разных аспектах – не только учебной, но и внеучебной, способствующей творческой активности и саморазвитию.

Об авторах

Н. Е. Серебровская
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ)
Россия

Серебровская Наталья Евгеньевна – доктор психологических наук, доцент, профессор

Нижний Новгород



И. С. Кочергина
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ)
Россия

Кочергина Инна Савельевна – начальник управления по работе с абитуриентами

Нижний Новгород



Список литературы

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М.: Издательство НПО «МОДЭК», Воронеж, 1999. 224 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.

3. Александрова Н.Х. Субъектность на поздних этапах онтогенеза. Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2000. 125 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

5. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989. С. 426-434.

6. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 3-13.

7. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 104 с.

8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избранные психологические труды. М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 1995. 348 с.

9. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.

10. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: МПСИ, 2003. 407 с.

11. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.

12. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. Пермь: Владос-Пресс, 2007. 160 с.

13. Волкова Е.Н Субъектность: философско-психологический анализ. Н. Новгород: НГЦ, 1997. 80 с.

14. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. / под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика. 1984. 400 с.

15. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.

16. Газман О.С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: Инноватор, 1995. 103 с.

17. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. Т. 2: Философия природы. М.: Мысль, 1975. 695 с.

18. Годник С.М. О значении понятия «субъект» в теоретико-методологическом мышлении и практической деятельности вузовского педагога // Педагогическое образование и наука. 2006. №1. С. 56-57.

19. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 280 с.

20. Дунаева Н.И., Серебровская Н.Е., Егорова П.А. Проблемы сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям в условиях образовательной среды в российских и зарубежных исследованиях // Вестник Мининского университета. 2019. Т.7, №1(26). С. 12.

21. Зотикова Н.В. Личностные предпосылки субъектности младших подростков: дис. … канд. психол. наук: 19. 00.13. М., 2002. 167 с.

22. Исследование развития субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве: монография / Е.Н. Волкова [и др.]. Н. Новгород: Мининский университет, 2012. С. 231-296.

23. Куликова Т.И. Психолого-педагогическая стратегия развития субъектности современного подростка: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Тула, 2004. 198 с.

24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.

25. Мухаметзянова Ф.Г. Субъектность в современном образовательном пространстве. Казань, 2001. С. 135-148.

26. Мышкина М.С. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (сравнительный анализ): автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. М., 2004. 26 с.

27. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.

28. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.11. М., 1993.

29. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи: учебное пособие / Е.Н. Волкова [и др.]. Н. Новгород: Мининский университет, 2012. С. 208-234.

30. Серебровская Н.Е., Лукомец А.А. Психологическая готовность к выбору профессии в раннем юношестве: теоретический и практический аспект // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23, №5. С.44-48.

31. Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): дис. … д-ра психол. наук: 19.00.01. М., 1994.

32. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. 316 с.

33. Ульянова О.С. Психологические условия развития субъект-субъектных отношений: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2000. 28 с.

34. Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии. 1999. №6. С. 3-13.

35. Erikson E.H. Identity. Youth and crisis. N.Y., 1968.

36. Maslow A.H. Motivation and Personality. N.Y., 1954.

37. Rogers C.R. Freedom to learn for the 80s. Columbus, Toronto, London, 1983.


Рецензия

Просмотров: 655


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)