Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Развитие компетентности учителей физической культуры в вопросах гендерного подхода в образовании

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-4

Полный текст:

Аннотация

Введение. Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения является актуальным направлением современного образования. Особенно значима данная проблематика в сфере физической культуры и спорта, где гендерные проблемы стоят острее, чем в других сферах общественной жизни.

Материалы и методы. Методами исследования выступили: анализ научных трудов, статей, образовательных программ, интернет-ресурсов; изучение практик преподавания физкультуры в образовательных организациях и опыта повышения квалификации педагогов в вопросах реализации гендерного подхода; обобщение и систематизация данных.

Результаты исследования. Для организации занятий по физической культуре на основе гендерного подхода необходимо развивать компетентность педагогов, создавая для этого следующие организационно-методические условия. Прежде всего – включение в дополнительные профессиональные программы учебного модуля «Гендерный подход в современном образовании», содержащего учебно-методическое обеспечение, диагностический инструментарий, рекомендации по проведению гендерного анализа учебной литературы, учебников, урока. Другим условием является привлечение к проведению учебных занятий специалистов в области гендерной педагогики и психологии. В межкурсовой период целесообразно организовывать конференции и семинары, творческие встречи с ведущими учеными по гендерной проблематике. Важное значение имеет знакомство с опытом региональных инновационных площадок, реализующих гендерный подход в образовательном процессе. Перспективными задачами являются: обеспечение непрерывности в развитии компетентности учителя физкультуры к реализации гендерного подхода в работе со школьниками; разработка диагностических средств для изучения дефицитов компетентности педагогов в вопросах гендерной проблематики.

Обсуждение и заключения. Рассмотренные нами условия (кадровые, учебно-методические, научно-методические, информационные) будут способствовать совершенствованию компетентности учителей физкультуры в вопросах применения гендерного подхода и могут широко использоваться при их подготовке и повышении квалификации в педагогических колледжах, вузах, институтах последипломного образования.

Об авторах

Л. П. Шустова
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
Россия

Шустова Любовь Порфирьевна – кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела перспективных исследований и проектов, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий

Ульяновск



С. В. Данилов
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
Россия

Данилов Сергей Вячеславович – кандидат психологических наук, доцент, директор центра образовательных перспектив и инноваций, профессор кафедры менеджмента и образовательных технологий

Ульяновск



Н. И. Кузнецова
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
Россия

Кузнецова Надежда Ильинична – кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий

Ульяновск



Список литературы

1. Аникеева Н.П. Гендерные отношения в воспитательном пространстве // Педагогическое образование и наука. 2002. №4. С. 46-50.

2. Бучнева Ю.А. Гендерный подход на уроках физической культуры. 2019. URL: https://urok.1sept.ru/articles/678079 (дата обращения: 06.11.2020).

3. Ворожбитова А.Л. Гендер в спортивной деятельности: учебное пособие. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 216 с.

4. Гаврилина Л.К., Кошель И.А. Программа факультативного курса «Основы гендерологии» для учащихся общеобразовательных школ // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2003. №2. С. 33-37.

5. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному! Boys and girls learn differently! Руководство для педагогов и родителей. М.: «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 2004. 301 с.

6. Гендерная стратегия Российской Федерации. М., 2002. URL: http://www.owl.ru/win/docum/rf/strategy/strategy.htm (дата обращения: 06.11.2020).

7. Горшкова Т.А. Формирование готовности учителя к реализации гендерного подхода в обучении учащихся // Высшее образование сегодня. 2012. №10. С. 56-61.

8. Давидонис М.А., Изотова Е.Г. Гендерный аспект формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности // Инновационный потенциал молодежи – 2017 г.: сборник статей открытого университетского конкурсного отбора инновационных проектов молодых учёных по приоритетным направлениям науки и техники. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. С. 179-190.

9. Данилов С.В., Шустова Л.П. Компетентность учителей физической культуры в вопросах гендерного подхода в образовании: возможности развития в системе повышения квалификации // Теория и практика физической культуры. 2020. №7. С. 32.

10. Зарубина В.В., Лукьянова М.И., Данилов С.В. Развитие акмеологической позиции учителей физической культуры в условиях системы дополнительного образования взрослых // Теория и практика физической культуры. 2018. №2. С. 24-26.

11. Исаев Д.И., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, 1980. 193 с.

12. Каменских Е.П. Гендерный подход к развитию личности в сфере образования // Преемственность в образовании. 2018. №17(04). С 289-294.

13. Ключникова Е.А. Мир детства: мальчики и девочки (формирование гендерной идентичности у детей 3-8 лет на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях ДОО). Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2018. 240 с.

14. Кон И.С. Плюсы и минусы раздельного и совместного обучения // Педагогика. 2006. №9. С. 16-22.

15. Социальная педагогика в современных социальных практиках: сборник научных статей VI Международного симпозиума. 2-5 июня 2016 г. / научн. ред. А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. 548 с.

16. Османов Э.М., Чукин О.В. Теоретические аспекты гендерного подхода в организации занятий по физической культуре // Вестник ТГУ. 2007. Выпуск 6(50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-gendernogo-podhoda-v-organizatsii-zanyatiy-po-fizicheskoy-kulture/viewer (дата обращения: 29.12.2020).

17. Симонов В.П. Сущность гендерных различий и их учёт в образовательном процессе // Вестник Московского государственного областного университета. 2014. №1. С. 18-24.

18. Сиротюк А. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода // Народное образование. 2003. №8. С.136-139.

19. Столярчук Л.И., Алешина Л.И., Федосеева С.Ю. Гендерный подход к формированию репродуктивной культуры как аспекту психического здоровья учащейся молодежи // Мир культуры, науки, образования. 2020. №2. С. 186-188.

20. Хасан Б.И., Бреслав Г.М. Пол и образование: Анализ конфликтов половозрастной идентификации. Красноярск. Издательство КрГУ, 1996. 174 с.

21. Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ: монография. М.: ПЕР СЭ, 2008. 316 c.

22. Шустова Л.П. Формирование гендерной толерантности старшеклассников: монография. Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017. 143 с.

23. Шустова Л.П. Гендерная социализации детей дошкольного возраста: рефлексивный взгляд воспитателя // Реализация ФГОС дошкольного и начального общего образования: опыт прошлого – взгляд в будущее: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск: УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2019. С. 111-116.

24. Chu T.L., Zhang T., Thomas K.T., Zhang X., Gu X. Predictive Strengths of Basic Psychological Needs in Physical Education Among Hispanic Children: A Gender-Based Approach // Journal of Teaching in Physical Education. 2019. Vol. 38, no. 3. Pp. 233-240. DOI: https://doi.org/10.1123/jtpe.2018-0126.

25. Ensign J., Woods A.M., Kulinna P.H. Teacher Development in First-Year Physical Educators: A Comparison of Effectiveness Among Different Physical Education Teacher Education Backgrounds // Journal of Teaching in Physical Education. 2016. Vol. 36, no. 4. Pp. 455-466. DOI: https://doi.org/10.1123/jtpe.2016-0105.

26. Gordon B., Jacobs J.M., Wright P.M. Social and Emotional Learning Through a Teaching Personal and Social Responsibility Based After-School Program for Disengaged Middle-School Boys // Journal of Teaching in Physical Education. 2016. Vol. 35, no. 4. Pp. 358-369. DOI: https://doi.org/10.1123/jtpe.2016-0106.

27. Harvey S., Smith M. L., Song Y., Robertson D., Brown R., Smith L.R. Gender and School-Level Differences in Students’ Moderate and Vigorous Physical Activity Levels When Taught Basketball Through the Tactical Games Model // Journal of Teaching in Physical Education. 2016. Vol. 35, no. 4. Pp. 349-357. DOI: https://doi.org/10.1123/jtpe.2016-0089.

28. Koekoek J., Knoppers A. Gender Categorizations During Group Work in Physical Education // Journal of Teaching in Physical Education. 2020. Vol. 39, no. 2. Pp. 196-205. DOI: https://doi.org/10.1123/jtpe.2018-0189.

29. Kovač М., Sloan S., Starc G. Competencies in physical education teaching: Slovenian teachers' views and future perspectives // October European Physical Education Review. 2008. No. 14(3). Pp. 299-323. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1356336X08095668.

30. Lander N.J., Hanna L., Brown H., Telford A., Morgan P.J., Salmon J., Barnett L.M. Physical Education Teachers’ Perspectives and Experiences When Teaching FMS to Early Adolescent Girls // Journal of Teaching in Physical Education. 2017. Vol. 36, no. 1. Pp. 113-118. DOI: https://doi.org/10.1123/jtpe.2015-0201.

31. Lentillon-Kaestner V., Patelli G. Effects of Grouping Forms, Student Gender and Ability Level on the Pleasure Experienced in Physical Education // Journal of Teaching in Physical Education. 2016. Vol. 35, no. 3. Pp. 251-262. DOI: https://doi.org/10.1123/jtpe.2014-0216.

32. Milosis D.C., Papaioannou A.G., Siatras T.A., Proios M., Proios M. Gender Differences on Attitudes and Participation in an Extracurricular Gymnastics Course Among Greek University Students // Journal of Teaching in Physical Education. 2015. Vol. 34, no. 3. Pp. 424-441. DOI: https://doi.org/10.1123/jtpe.2013-0226.

33. Muntoni F., Retelsdorf J. At their children's expense: How parents' gender stereotypes affect their children's reading outcomes // Learning and Instruction. 2019. Vol. 60. Pp. 95-103. DOI: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2018.12.002.

34. Olson R.Е., Kenzie J., Mills K.A., Patulny R., Bellocchi A., Caristo F. Gendered emotion management and teacher outcomes in secondary school teaching: A review // Teaching and Teacher Education. 2019. Vol. 80. Pp. 128-144. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.01.010.

35. Sedova K., Sedlacek M., Svaricek R. Teacher professional development as a means of transforming student classroom talk // Teaching and Teacher Education. 2016. Vol. 57. Pp. 14-25. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.03.005.

36. Su X., Xiang P., McBride R. E., Liu J., Thornton M. A. At-Risk Boys’ Social Self-Efficacy and Physical Activity Self-Efficacy in a Summer Sports Camp // Journal of Teaching in Physical Education. 2016. Vol. 35, no. 2. Pp. 159-168. DOI: https://doi.org/10.1123/jtpe.2014-0176.

37. Valley J.A., Graber K.C. Gender-Biased Communication in Physical Education // Journal of Teaching in Physical Education. 2016. Vol. 36, no. 4. Pp. 498-509. DOI: https://doi.org/10.1123/jtpe.2016-0160.


Рецензия

Просмотров: 677


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)