Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-1

Полный текст:

Аннотация

Введение. Анализ цифрового следа обучающегося и/или научного сотрудника является перспективным направлением, позволяющим оптимизировать индивидуальную траекторию развития.

Материалы и методы. Рассматриваются различные подходы к трактовке и использованию цифрового следа. Приводится модель использования следа в зависимости от решаемой дидактической задачи, выбор которой обуславливает применение конкретного цифрового инструмента из облака. В работе применяются различные методы: анализ статей и публикаций по выбранной тематике, систематизация полученных знаний, классификация и толкование терминов и понятий.

Результаты исследования. Авторы рассмотрели особенности анализа цифровых следов в таких средах, программах, приложениях, сайтах, электронных ресурсах, как научная электронная библиотека, сервис поисковых запросов, социальные сети, международные базы научных публикаций, сервисы цитирования, сервисы управления совместными проектами, площадки для интернет-семинаров (вебинаров), обучающая среда Moodle, видеохостинг и пр.

Обсуждение и заключения: исследование цифровых следов является перспективным направлением. К достоинствам данного подхода относятся: возможность заявить о себе как об ученом-исследователе; активный поиск единомышленников в сети Интернет; понимание области научных интересов; возможность получения обратной связи, в т.ч. консультации от профессионального сообщества.

Об авторах

М. Е. Вайндорф-Сысоева
Московский педагогический государственный университет
Россия

Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры технологии и профессионального обучения

Москва



В. В. Пчелякова
Московский государственный медико-стоматологический университет
Россия

Пчелякова Виктория Викторовна – кандидат экономических наук, магистрант 1 курса ИФТИС

Москва



Список литературы

1. Баранова Е.В., Верещагина Н.О., Швецов Г.В. Цифровые инструменты для анализа учебной деятельности студентов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2020. №198. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-instrumenty-dlya-analiza-uchebnoy-deyatelnosti-studentov (дата обращения: 03.02.2021).

2. Бианкина А.О. Цифровые технологии и их роль в современной экономике // Экономика и социум: современные модели развития. 2017. Том 7, №2. С. 15-25.

3. Богданова Д.А. Социализация личности во Всемирной паутине // Народное образование. 2018. №1-2(1466). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-lichnosti-vo-vsemirnoy-pautine (дата обращения: 03.02.2021).

4. Богданова Д.А. Человек в Интернете // Школьные технологии. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-v-internete (дата обращения: 03.02.2021).

5. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Петрова Т.Э., Пырма Р.В., Азаров А.А. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, №12. С. 9-22. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-9-22.

6. Брыкин Ю.В. Электронная образовательная среда: нормативные и содержательные составляющие // Вестник РМАТ. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-obrazovatelnaya-sreda-normativnye-i-soderzhatelnye-sostavlyayuschie (дата обращения: 03.02.2021).

7. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. "Цифровое образование" как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-obrazovanie-kak-sistemoobrazuyuschaya-kategoriya-podhody-k-opredeleniyu (дата обращения: 03.02.2021).

8. Кириченко Е.В., Сытников Д.А., Петухов А.В., Кацко И.А. Статистика поисковых запросов // Научный журнал КубГАУ. 2013. №93. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/statistika-poiskovyh-zaprosov (дата обращения: 03.02.2021).

9. Мантуленко В.В. Перспективы использования цифрового следа в высшем образовании // Преподаватель ХХI век. 2020. №3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ispolzovaniya-tsifrovogo-sleda-v-vysshem-obrazovanii (дата обращения: 03.02.2021).

10. Магомедова Н.А. Перспективы использования технологий социальных сетей в образовательном процессе // Вопросы структуризации экономики. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ispolzovaniya-tehnologiy-sotsialnyh-setey-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 03.02.2021).

11. Маркова В.Д., Марков А.А. Цифровизация, или управление на основе потока данных // Инновации. 2019. №7(249). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-ili-upravlenie-na-osnove-potoka-dannyh (дата обращения: 03.02.2021).

12. Маторина И.Н., Нуриева Н.С. Смешанное обучение как средство оптимизации образовательного процесса в вузе // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2020. №3(28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannoe-obuchenie-kak-sredstvo-optimizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-v-vuze (дата обращения: 03.02.2021).

13. Николаенко Г.А. Перспективы использования цифровых следов исследователей для анализа их коммуникативных стратегий (на примере социальной сети ResearchGate) // Социология науки и технологий. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ispolzovaniya-tsifrovyh-sledov-issledovateley-dlya-analiza-ih-kommunikativnyh-strategiy-na-primere-sotsialnoy-seti (дата обращения: 03.02.2021).

14. Панюкова С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020. 33 с.

15. Попова Н.А. Образовательный интенсив как новый формат реализации проектного обучения // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. №1(47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-intensiv-kak-novyy-format-realizatsii-proektnogo-obucheniya. (дата обращения: 03.02.2021).

16. Природова О.Ф., Данилова А.В., Моргун А.Н. Структура цифровой образовательной среды: нормативно-правовые и методические аспекты // Педагогика и психология образования. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy-normativno-pravovye-i-metodicheskie-aspekty (дата обращения: 03.02.2021).

17. Тронин В.Г., Карсукова Д.В. Эффективность модели открытого доступа к публикациям на примере сравнения научных электронных библиотек РГБ и "КиберЛенинка" // Вестник УлГТУ. 2018. №1(81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-modeli-otkrytogo-dostupa-k-publikatsiyam-na-primere-sravneniya-nauchnyh-elektronnyh-bibliotek-rgb-i-kiberleninka (дата обращения: 03.02.2021).

18. Шамсутдинова Т.М. Когнитивная модель траектории электронного обучения на основе цифрового следа // Открытое образование. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-model-traektorii-elektronnogo-obucheniya-na-osnove-tsifrovogo-sleda (дата обращения: 03.02.2021).

19. Яковлева Е.В., Гольцова Н.В., Вахрамеев П.С., Иванов В.В. Модель профориентации и профессионального самоопределения детей разных возрастных групп на основе принципов геймификации по формированию цифрового следа в системе непрерывного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. №6(99).

20. Azcona D., Hsiao I.H., Smeaton A.F. Detecting students-at-risk in computer programming classes with learning analytics from students’ digital footprints // User Model User-Adap Inter. 2019. Vol. 29. Pp. 759-788. DOI: 10.1007/s11257-019-09234-7.

21. Galimova E.G., Konysheva A.V., Kalugina O.A., Sizova Z.M. Digital educational footprint as a way to evaluate the results of students’ learning and cognitive activity in the process of teaching mathematics // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2019. Vol. 15(8). DOI: 10.29333/ejmste/108435.

22. Goroshit M. Academic procrastination and academic performance: An initial basis for intervention // Journal of Prevention & Intervention in the Community. 2018. Vol. 46(2). Pp. 131-142. DOI: https://doi.org/10.1080/10852352.2016.1198157.

23. Grant N.K., McGrath A.L. Effects of PowerPoint slides on attendance and learning: If you share it, they will (still) come // Scholarship of Teaching and Learning in Psychology. Advance online publication. 2021. DOI: https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/stl0000241.

24. Koedinger K.R., D'Mello S., McLaughlin E.A., Pardos Z.A., Rosé C.P. Data mining and education // WIREs Cognitive Science. 2015. Vol. 6(4). Pp. 333-353. DOI: https://doi.org/10.1002/wcs.1350.

25. Penteado B.E., Paiva P.M.P., Morettin-Zupelari M., Isotani S., Ferrari D.V. Toward Better Outcomes in Audiology Distance Education: An Educational Data Mining Approach // American Journal of Audiology. 2018. Vol. 19, no. 27(3S). Pp. 513-525. DOI: https://doi.org/10.1044/2018_AJA-IMIA3-18-0020.

26. Rosen L.D., Mark Carrier L., Cheever N.A. Facebook and texting made me do it: Media-induced task-switching while studying // Computers in Human Behavior. 2013. Vol. 29(3). Pp. 948-958. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2012.12.001.


Рецензия

Просмотров: 1131


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)