Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Современные цифровые технологии в системе профессиональной подготовки специалистов для киберспорта

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-9

Полный текст:

Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме оптимизации дидактических условий комплексного сопровождения профессиональной подготовки специалистов для современного киберспорта на основе современных цифровых технологий. В статье представлены данные литературного обзора, а также основное содержание научно-исследовательской работы, направленной на создание ИТ-сервиса «КиберЛаб», позволяющего выявлять уровень готовности к профессиональной деятельности киберспортсмена и обеспечивающего возможность определения на основе предварительной комплексной диагностики оптимальной стратегии (содержания, методов и этапов) комплексного сопровождения профессиональной подготовки киберигрока, направленного на повышение его игрового потенциала. Определена значимость полученных результатов и возможность применения ИТ-сервиса в системе профессиональной подготовки специалистов для киберспорта.
Материалы и методы. При написании статьи применялись следующие методы: теоретический анализ отечественных и зарубежных литературных источников; обобщение и систематизация результатов социологического опроса специалистов сферы кибериндустрии, экспериментальные методики изучения профессионально значимых характеристик киберспортсмена; методы статистической обработки экспериментальных данных, экспериментальное моделирование, проектирование и программирование ИТ-сервиса.
Результаты исследования. На основе проведенного теоретического изучения проблемы была разработана модель комплексного сопровождения профессиональной подготовки специалистов для киберспорта. С целью оптимизации дидактических условий комплексного сопровождения профессиональной подготовки киберспортсмена был разработан и апробирован ИТ-сервис, включающий безопасные и эффективные психофизиологически обоснованные алгоритмы и методики профессиональной подготовки и сопровождения киберспортсменов. В течение 2019-2020 года на базе Лаборатории киберспортивных рекордов были реализованы задачи по внедрению современных цифровых технологий в систему комплексного сопровождения профессиональной подготовки киберспортсменов. Был разработан ИТ-сервис «Кибер Лаб», который прошел экспериментальную апробацию и внедрен в практическую работу лаборатории в рамках проводимых мероприятий по комплексному сопровождению профессиональной подготовки киберспортсменов, находящихся на разных этапах профессионального становления. В экспериментальной апробации модели комплексного сопровождения профессиональной подготовки киберспортсменов с применением автоматизированного ИТ-сервиса, позволяющего осуществлять комплексное изучение и развитие игрового потенциала спортсмена, принимало участие 60 спортсменов, в т.ч. 35 игроков, выразивших свое желание и согласие принять участие в апробации новой модели сопровождения, и 25 игроков, включенных в группу сравнительного изучения. По окончании первичного обследования были составлены индивидуальные профили, отражающие игровой потенциал каждого игрока и структуру имеющихся у них психофизиологических и психологических показателей, коррелирующих с индивидуальными игровыми достижениями. Первичные выявленные показатели в контрольной и экспериментальной группах не имели достоверных различий, т.е. начальный уровень в обеих группах был сопоставимым по всем характеристикам. На основе автоматизированного сопоставительного анализа полученных данных были разработаны индивидуальные рекомендации и программы тренинговой работы, направленные на оптимизацию психофизиологических предпосылок игрового потенциала спортсменов. По окончании исследования в феврале 2020 года было проведено повторное изучение индивидуальных показателей киберспортсменов. Сравнительный анализ результатов повторного изучения участников эксперимента показал, что игровые показатели в экспериментальной группе улучшились на 17,8% по сравнению с 9,3%, полученными игроками в группе сравнительного анализа. Экспериментальная апробация разработанной информационно-цифровой технологии показала, что применение автоматизированного ИТ-сервиса комплексного сопровождения профессиональной подготовки киберспортсмена способствует не только повышению его игрового потенциала, улучшению показателей игровой результативности (в том числе росту рейтинга), но и реализации здоровьесберегающих технологий в процессе профессиональной деятельности киберспортсменов с разным уровнем профессионального мастерства.
Обсуждение и заключения. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что на современном этапе развития цифровых технологий необходимо разрабатывать и внедрять эффективные ИТ-сервисы в систему комплексного сопровождения профессиональной подготовки киберспортсменов.

Об авторах

Г. А. Ковалева
Федеральный центр мозга и нейротехнологий
Россия

Ковалева Галина Алексеевна - научный сотрудник

Москва



Д. С. Янкевич
Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии
Россия

Янкевич Дмитрий Станиславович - кандидат медицинских наук, заместитель руководителя НИИ реабилитологии по инновациям

Москва



Н. Э. Чайковская
Лаборатория киберспортивных рекордов
Россия

Чайковская Наталья Эрнестовна - руководитель проектов

Москва

 



А. С. Талан
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма
Россия

Талан Александр Сергеевич - к.х.н., доцент кафедры теории и методики компьютерного спорта и прикладных компьютерных технологий

Москва



Список литературы

1. Faust K., Meyer J., Griffiths MD. Competitive and professional gaming: Discussing potential benefits of scientific study // International Journal of Cyber Behavior, Psychology and Learning. 2013. Vol. 3(1). Pр. 67-77.

2. Griffiths M. The psychosocial impact of professional gambling, professional video gaming & eSports // Casino & Gaming International. 2017. Vol. 28. Pр. 59-63.

3. Панкина В.В., Хадиева Р.Т. Киберспорт как феномен ΧΧΙ века // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, №3. С. 34-38.

4. Бочавер К.А., Кузнецов А.И. Киберспорт: актуальные проблемы подготовки, результативности и здоровья игроков // Спортивный психолог. 2017. №3(46). С. 48-54.

5. Буянова А.В., Козилина В. Киберспорт: история становления, современное состояние и перспективы развития // Социально-политические науки. 2017. №5. С. 77-80.

6. Талан М.С., Талан А.С. Влияние киберспорта на развитие когнитивных способностей // Прикладные аспекты киберспорта: межрегиональная конференция (22 февраля 2019 г.). М.: РГУФКСМиТ, 2019. С. 49-54.

7. Bányai F. et al. The Psychology of Esports: A Systematic Literature Review // Journal of gambling studies. 2019. Vol. 35(2). Pp. 351-365. DOI: https://doi.org/10.1007/s10899-018-9763-1.

8. Богдановская И.М., Королёва Н.Н., Привалов А.В. Психологические характеристики киберспортсменов в избранной дисциплине компьютерного спорта // Культура и технологии. 2018. Том 3, вып. 4. С. 90-103.

9. Войскунский А.Е., Богачева Н.В. Основные направления киберпсихологических исследований компьютерной игровой деятельности и геймеров // Интернет и современное общество: труды XV Всероссийской объединенной конференции (IMS-2012). СПб., 2012. С. 336-340.

10. Стрельникова Г.В., Стрельникова И.В., Янкин Е.Л. Особенности сенсомоторной и когнитивной сфер киберспортсменов, выступающих в разных дисциплинах // Наука и спорт: современные тенденции. 2016. №3 (Т. 12). С. 64-69.

11. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. 1999. Т. 20, №1. С. 86-102.

12. Smith M.J., Birch P.D., Bright D. Identifying Stressors and Coping Strategies of Elite Esports Competitors // International Journal of Gaming and Computer-Mediated Simulations (IJGCMS). 2019. Vol. 11(2). Pр. 22-39.

13. Миронов И.С., Правдов М.А. Киберспорт реальность и перспективы // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых: материалы XI Международной научной конференции. Шуя, 2018. С. 121-123.

14. Миронов И.С., Правдов М.А., Митрофанова Г.Н. Киберспорт в студенческой среде: проблемы и перспективы развития // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. №1(167). С. 208-212.

15. Шлепотина Н.М., Симонова Т.С., Ивашко А.С. Увлеченность компьютерными играми среди студентов Южно-уральского государственного медицинского университета // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2014. №5. С. 149-151.

16. Тюрбеева Т.Б. Разработка метода моделирования процессов жизненного цикла прикладных автоматизированных систем, обеспечивающего формирование нормативно-методической среды их поддержки: дис. ... канд. техн. наук: 05.13.01. М., 2015. 230 с.

17. Громова О.А., Торшин И.Ю. Витамин D – смена парадигмы. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. 576 с.

18. Громова О.А., Торшин И.Ю., Гришина Т.Р., Федотова Л.Э. Дефицит магния как проблема стресса и дезадаптации у детей // Русский медицинский журнал. Педиатрия. 2012. №16. С. 813-816.

19. Янкевич Д.С., Ковалева Г.А., Шевцова Е.Е. Дистанционные технологии оптимизации двигательной активности в гериатрии // ECOPRAM-2019 VI Европейский Конгресс по превентивной, регенеративной и антивозрастной медицине. Геленджик, 06-07 октября 2019 г. Тезисы конгресса. Геленджик, 2019. С. 90-91.

20. Разработка программного обеспечения – краткое руководство. URL: https://coderlessons.com/tutorials/akademicheskii/programmnaia-inzheneriia/razrabotka-programmnogo-obespecheniia-kratkoe-rukovodstvo (дата обращения: 18.07.2020).

21. Алексеев А.В. О психологической подготовке в спорте // Человек в мире спорта. Новые идеи, технологии, перспективы: тезисы докладов международного конгресса. М., 1998. Т. 2. С. 356-357.

22. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1999. №4. С. 21-40.

23. Варфоломеева Л.Е. Акмеологические основы развития специалиста образования физической культуры: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1999. 462 с.

24. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. М.: Изд-во МГПИ, 1982. 156 с.

25. Гогунов Е.Н. Профессионально-психологическая компетентность специалиста по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. 2005. №4. С. 42-44.

26. Гутко А.В. Формирование психологической компетентности у будущих учителей физкультуры: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2011. 27 с.

27. Имашев А.М. Динамика изменения состояния и структура функциональной компетентности будущих учителей физической культуры в двигательной педагогической функции // Теория и практика физической культуры. 2008. №11. С. 90-92.

28. Колодезников К.С. Организационно-педагогические условия самосовершенствования будущего специалиста физической культуры и спорта в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2010. 23 с.

29. Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность: учебное пособие. М.: Терра-Спорт, 2000. 118 с.

30. Краснова М.А. Формирование психологической готовности у студентов физкультурного вуза к предстоящей профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2002. 23 с.

31. Кривко О.А. Формирование профессиональной компетентности педагога-тренера по спорту в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2013. 21 с.

32. Кузьмин А.М. Теоретические основы профессионального воспитания будущих специалистов физической культуры: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.04. Челябинск, 1999. 310 c.

33. Кузьмина С.В. Формирование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2010. 21 с.

34. Серебровская Н.Е., Суворова О.В., Дунаева Н.И. Новый взгляд на подготовку тренера в системе высшего профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2020. Том 8, №2. С. 13.

35. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. Основные проблемы педагогики спорта: вводный курс: пер. с нем. / под ред. М.Я. Виленского, О.С. Метлушко. М.: АО "Аспект-пресс", 1995. 317 с.

36. Мирошникова С.С. Становление педагогической позиции спортивного тренера: психологический аспект // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2014. №6(33). С. 119-122.

37. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «Школа – вуз» // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4(29). С. 14.

38. Николаев А.Н. Методика изучения успешности деятельности тренеров // Теория и практики физической культуры. 2003. №4. С. 18-22.

39. Николаев А.Н. Успешность деятельности тренера // Теория и практика физической культуры. 2003. №12. С. 29-33.

40. Павлов Ю.Н. Психолого-педагогические условия формирования личностных качеств спортсменов, необходимых для командного взаимодействия: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2004. 23 с.

41. Свищёв И.Д. Профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2001. №12. С. 9-14.

42. Чернышева Л.Г. Психологические детерминанты профессионального становления педагогов по физической культуре: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2007. 48 с.

43. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка: практические аспекты ее исследования в условиях спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2000. №5. С. 25-26.


Рецензия

Просмотров: 673


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)