Сравнительный анализ интеллектуальных оснований распознавания эмоций у азиатских и российских студентов
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-7
Аннотация
Введение. В статье представлены результаты исследования и эмпирической проверки разработанной Н.Б. Карабущенко с соавторами теоретической модели интеллектуального проявления личности в аспекте раскрытия социально-интеллектуальных особенностей распознавания лицевой экспрессии студентами из России и стран Азии, а также эмоционального, культурного и социального интеллекта личности.
Материалы и методы. Эмпирическая проверка гипотезы проведена на российских и азиатских студентах Российского университета дружбы народов (РУДН) (всего 242 человека) методом сравнительного анализа посредством SPSS Statistics.
Результаты исследования. В статье подтверждена гипотеза об общих основаниях и специфических особенностях проявления структурных, функциональных, содержательных компонентов, динамической и процессуальной составляющих предложенной модели интеллектуального проявления личности в аспекте раскрытия социально-интеллектуальных особенностей распознавания лицевой экспрессии студентами. В содержательном компоненте монгольские и южнокорейские студенты отличаются ориентацией на монокультурность диалога; китайские студенты – ориентацией на регламентированный характер диалога; российские студенты – ориентацией на поликультурность диалога. В структурном компоненте у монгольских студентов деятельность в общении направлена на себя в диалоге; у российских и китайских студентов – на отношения с партнером при нерегламентированности чувств и удовольствии от диалога у российских студентов; у вьетнамских студентов – на ограничение эмоциональной деятельности. С точки зрения функции коммуникации и антиципации монгольские студенты ориентированы на интровертированный характер взаимодействия; российские студенты – на экстравертированный характер взаимодействия; южнокорейские студенты – на высокую эмоциональную сонастройку с партнером по общению; вьетнамские студенты – на непроявленный эмоциональный характер взаимодействия. В динамической и процессуальной составляющих модели монгольские студенты ориентированы на актуальную ситуацию общения; российские, китайские и вьетнамские студенты – на предвосхищение дальнейшего развития диалога; южнокорейские студенты – на отражающе-предвосхищающую ситуацию общения.
Обсуждение и заключения. Результаты исследования используются при работе с российскими и азиатскими студентами для консультационной практики на базе Кабинета психологической поддержки РУДН.
Об авторах
Н. Б. КарабущенкоРоссия
Карабущенко Наталья Борисовна - руководитель научного проекта; развитие методологии, дизайна теоретического и эмпирического исследования; разработка общей концепции исследования
ResearcherID: Y-2713-2018
Москва
Новосибирск
Т. С. Пилишвили
Россия
Пилишвили Татьяна Сергеевна - сбор данных и доказательств исследования; подготовка эмпирической части исследования
ResearcherID: P-4365-2017
Москва
Т. В. Чхиквадзе
Россия
Чхиквадзе Тинатин Владимировна – подготовка диагностического материала; математический анализ данных; компьютернаяи статистическая обработка данных
ResearcherID: B-2860-2013
Москва
С. Н. Сорокоумова
Россия
Сорокоумова Светлана Николаевна - представление данных в тексте; критический анализ и доработка текста; развитие методологии; формализованный анализ данных
ResearcherID: J-9166-2017
Москва
Новосибирск
Ю. А. Дюкарева
Россия
Дюкарева Юлия Алексеевна - подготовка начального варианта текста; представление данных в тексте
Москва
Список литературы
1. Барабанщиков В.А. Восприятие выражений лица. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. 448 с.
2. Барабанщиков В.А., Королькова О.А., Лободинская Е.А. Распознавание эмоций в условиях ступенчатой стробоскопической экспозиции выражений лица // Экспериментальная психология. 2018. Том 11, №4. С. 50-69. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2018110405.
3. Белова С.С., Ушаков Д.В. Социальный интеллект: от измерения к теории // Вестник Полоцкого государственного университета. Педагогические науки. 2017. №7. С. 63-68.
4. Беловол Е.В., Шкварило К.А., Хворова Е.М. Адаптация опросника «Шкала культурного интеллекта» К. Эрли и С. Анга на русскоязычной выборке // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012. №4. С. 5-14.
5. Жегалло А.В. Распознавание периферически экспонируемых эмоциональных экспрессий // Экспериментальная психология. 2018. Том 11, №2. С. 16-33. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2018110202.
6. Иващенко А.В., Карабущенко Н.Б., Пилишвили Т.С., Чхиквадзе Т.В. Проблема активности как становления субъектности в постнеклассической психологии // Психологический журнал. 2016. Том 17, №3. С. 225-228.
7. Карабущенко Н.Б., Иващенко А.В., Хворова Е.М., Разумова С.Н. Культурно-интеллектуальные особенности распознавания лицевой экспрессии представителей других этносов // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14, №3. С. 169-189. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2017.3.9.
8. Карабущенко Н.Б., Хворова Е.М. Межэтнические особенности распознавания лицевой экспрессии // Вестник Мининского университета. 2017. №3. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-3-14.
9. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002. С. 469-474.
10. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН. 2004. С. 29-36.
11. Люсин Д.В., Кожухова Ю.А., Сучкова Е.А. Эмоциональная конгруэнтность при восприятии неоднозначных выражений лица // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12, №1. С. 27-39. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120103.
12. Пилишвили Т.С., Дюкарева Ю.А. Особенности эмоционального интеллекта и субъективного благополучия российских и китайских студентов // Казанский педагогический журнал. 2019. №4. С. 112-118.
13. Психология и культура / под ред. Д. Мацумото; науч. ред.-пер. А. С. Кармин. СПб., 2003. 717 с.
14. Савенков А.И. Структура социального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, №2. С. 7-15. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070201.
15. Сунгурова Н.Л., Пеич И. Сравнительный анализ когнитивной регуляции эмоций и культурного интеллекта российских и нигерийских студентов в условиях межнациональной коммуникации // Мир науки, культуры и образования. 2018. №6(73). С. 400-403.
16. Хозе Е.Г. Восприятие индуцированных экспрессий лица: автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: ИПРАН, 2013. 25 c.
17. Хухлаев О.Е. Кросс-культурный интеллект: на пути к интеграции когнитивного и социально-психологического подхода к межкультурной коммуникации // Этнопсихология: вопросы теории и практики: сборник научных трудов. Вып. 3 / под ред. О.Е. Хухлаева. М.: МГППУ, 2010. С. 76-78.
18. Чигарькова С.В., Солдатова Г.У. Культурный интеллект как социально-психологический феномен: обзор концепции // Национальный психологический журнал. 2018. №4(32). С. 27-38. DOI: 10.11621/npj.2018.0403.
19. Allport G.W. The nature of prejudice. Reading, MA: Addison-Wesley. 1954.
20. Ang S., Van Dyne L. Theory, measurement and applications // Handbook on cultural intelligence. New York: Armonk, M. E. Sharpe. 2008. 414 p.
21. Bar-On R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // R. Bar-On. J.D.A. Parker (eds.). Handbook of emotional intelligence. San Francisco: Jossey-Bass. 2000. Pp. 363-388.
22. Bornstein M.H., Arteberry M.E. Recognition, discrimination and categorization of smiling by 5-month-old infants // Developmental Science. 2003. Vol. 6, no. 5. Pp. 585-599. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-7687.00314.
23. Calder A.J., Burton A.M., Miller P., Young A.W., Akamatsu S. A principal component analysis of facial expressions // Vision Research. 2001. Vol. 41, no. 9. Pp. 1179-1208. DOI: https://doi.org/10.1016/S0042-6989(01)00002-5.
24. Cooper R.K., Sawaf A. Executive ЈQ: Emotional intelligence in leadership and organizations. New York: Grosset / Putnum, 1997. 336 р.
25. Crowne, K.A. An Empirical Analysis of Three Intelligences // Canadian Journal of Behavioural Science / Revue Canadienne Des Sciences Du Comportement. 2013. Vol. 45, no. 2. Pp.105-114. DOI: https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/a0029110.
26. Dong Q., Koper R.J., Collaco C.M. Social Intelligence, Self-esteem, and Intercultural Communication Sensitivity // Intercultural Communication Studies XVII. 2008. Vol. 2. Pp. 162-172.
27. Earley P.C., Ang S. Cultural intelligence: Individual interactions across cultures. Stanford, CA: Stanford Business Books, 2003. 379 p.
28. Ekman P., Friesen W. Pictures of facial affect. Palo Alto: Consulting Psychologists’ Press, 1976.
29. Ekman P. Methods for Measuring Facial Action // Scherer K.R., Ekman P. (eds.) Handbook of methods in nonverbal behavior research. New York, 1982. Pp. 45-90.
30. Frankovský M., Birknerová Z., Zbihlejová L., Medviď M. Social intelligence in the cultural context: comparison of Ukrainian and Slovak managers // Economic Annals-XXI. 2018. Vol. 169(1-2). Pp. 62-66. DOI: https://doi.org/10.21003/ea.V169-12.
31. Gardner H. Frames of Mind: The theory of multiple intelligences. New York: Basic Books, 1983.
32. Goleman D. Emotional Intelligence. New York: Bantam, 1995.
33. Gordillo F., Mestas L., Pérez M.Á., et al. The Priming Effect of a Facial Expression of Surprise on the Discrimination of a Facial Expression of Fear // Current Psychology. 2019. Vol. 38, no. 6. Pp. 1613-1621. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-017-9719-0.
34. Greenspan S., Driscoll J. The role of intelligence in a broad model of personal competence // Contemporary intellectual assessment: Theories, tests and issues / D.P. Flanagan & J.L. Genshaft. New York: Guilford Press, 1997. Pp. 131-150.
35. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967. 538 p.
36. Huang Y., Chen F., Lv S., Wang X. Facial Expression Recognition: A Survey // Symmetry. 2019. Vol. 11, no. 10. DOI: https://doi.org/10.3390/sym11101189.
37. Jack R. E., Caldara R., Schyns P. G. Internal representations reveal cultural diversity in expectations of facial expressions of emotion // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2012. Vol. 141, no. 1. Pp. 19-25. DOI: https://doi.org/10.1037/a0023463.
38. Kim J. Exploring the experience of intergroup contact and the value of recreation activities in facilitating positive intergroup interactions of immigrants // Leisure Sciences. 2012. Vol. 34, no. 1. Pp. 72-87.
39. Kitayama S., Markus H.R. Emotion and culture: Empirical studies of mutual influence. Washington, DC: American Psychological Association, 1994.
40. Kobe L.M., Reiter-Palmon R., Rickers J.D. Self-reported leadership experiences in relation to inventoried social and emotional intelligence // Current Psychology. 2001. Vol. 20, no. 2. Pp. 154-163. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-001-1023-2.
41. Kwon W.J., Whang M. The Effect of Social Intelligence Training on Leaders' Social Competence // Journal of Next-generation Convergence Information Services Technology. 2019. Vol. 8, no. 3. Pp. 299-308. DOI: http://dx.doi.org/10.29056/jncist.2019.09.07.
42. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional intelligence: Theory, findings, and implications // Psychological Inquiry. 2004. Vol. 15, no. 3. Pp. 197-215.
43. Meletti S. Emotion Recognition // Mula M. (eds). Neuropsychiatric Symptoms of Epilepsy. Neuropsychiatric Symptoms of Neurological Disease. Springer, Cham, 2016. Pp. 177-193. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-22159-5_11.
44. Montague D.P.F., Walker-Andrews A.S. Peekaboo: A new look at infants’ perception of emotion expressions // Developmental Psychology. 2001. Vol. 37. Pp. 826-838.
45. Nunes I.M., Felix B., Prates L.A. Cultural intelligence, cross-cultural adaptation and expatriate performance: a study with expatriates living in Brazil // Revista de Administração. 2017. Vol. 52, no. 3. Pp. 219-232. DOI: 10.1016/j.rausp.2017.05.010.
46. Pan X.-Z., Zhang S.-Q., Guo W.-P. Video-based facial expression recognition using multimodal deep convolutional neural networks // IETE Technical Review. 2020. Vol. 37, no. 4. Pp. 402-409. DOI: https://doi.org/10.1080/02564602.2019.1645620.
47. Petrides K.V., Furnham A. Trait emotional intelligence: Psychometric investigation with reference to established traits taxonomies // European Journal of Personality. 2001. Vol. 15. Pp. 425-448.
48. Pettigrew T.F., Tropp L.R. A meta-analytic test of intergroup contact theory // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. Vol. 90, no. 5. Pp. 751-783.
49. Putranto N.A.R., Nuraeni S., Gustomo A., Ghazali A. The relationship between cultural intelligence, emotional intelligence, and student performance // International Journal of Business. 2018. Vol. 23, no. 1. Pp. 17-25.
50. Tanaka J.W., Sengco J. Features and their configuration in face recognition // Memory and Cognition. 1997. Vol. 25. Pp. 583-592.
51. Thomas David C., Kerr Inkson. Cultural Intelligence: Living and Working Globally. San Francisco: Berrett-Koehler, 2009.
52. Thorndike E.L. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine. 1920. No. 140. Рp. 227-235.
53. Wang K.T., Heppner P.P., Wang L., Zhu F. Cultural intelligence trajectories in new international students: Implications for the development of cross-cultural competence // International Perspectives in Psychology: Research, Practice, Consultation. 2015. Vol. 4, no. 1. Pp. 51-56.
54. Wong C.S., Law K.S. The Effects of Leader and Follower Emotional Intelligence on Performance and Attitude: An Exploratory Study // The Leadership Quarterly. 2002. No. 13. Pp. 243-274.
55. Wu Y., Ji Q. Facial Landmark Detection: A Literature Survey // International Journal of Computer Vision. 2019. Vol. 127(2). Pp. 115-142. DOI: https://doi.org/10.1007/s11263-018-1097-z.
56. Zhang L., Verma B., Tjondronegoro D., Chandran V. Facial expression analysis under partial occlusion: A survey // ACM Computing Surveys. 2018. Vol. 51(2). Article no. 25. DOI: https://doi.org/10.1145/3158369.
57. Zeidner M., Matthews G., Roberts R.D. What We Know about Emotional Intelligence: How It Affects Learning, Work, Relationships, and Our Mental Health. Cambridge, MA: MIT Press, 2009.