Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Междисциплинарное взаимодействие как условие развития гибких навыков студентов вуза

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-2

Полный текст:

Аннотация

Введение. Развитие деловой сферы и научно-технический прогресс задают темпы модернизации инженерного образования и заставляют искать оптимальные и максимально приближенные к реальным рабочим условиям способы повышения и развития профессиональных компетенций и гибких навыков выпускников вузов. Определяющим направлением во всех профессиональных сферах стала междисциплинарность, воссоздание которой в условиях образовательного процесса имеет огромный потенциал для стимулирования исследований, внедрения их результатов в практику и оптимизации развития гибких навыков студентов.
Материалы и методы. Исследование базируется на анализе и сравнении отечественного и зарубежного опыта по проблеме статьи; педагогическом наблюдении за образовательным процессом; изучении и обобщении педагогического опыта, опытно-экспериментальной работы.
Результаты исследования. На базе Самарского государственного технического университета был реализован междисциплинарный проект «Программно-аппаратный комплекс дополненной реальности как средство изучения иностранного языка» со студентами разных факультетов. Обоснование выбора данной темы проекта связано с актуальностью применения информационных технологий в образовании и необходимостью изучения профессионально ориентированного иностранного языка, что в совокупности должно привести к созданию инновационного методологического обеспечения образовательного процесса. С целью развития гибких навыков студентов особое внимание уделялось групповой динамике, процессам и ролевым функциям, лидерству, а также факторам окружения и контекста. Было выделено несколько условий междисциплинарного взаимодействия: стабильные рабочие отношения, соблюдение которых развивает гибкие навыки коммуникативной грамотности; эффективное разрешение конфликтов, что стимулирует развитие навыков мышления; четкое распределение ролей и адекватное время, актуализирующее управленческие навыки и навыки self-менеджмента; общая цель, успешность реализации которой зависит от комбинации основных групп навыков –управленческих, навыков эффективного мышления, self-менеджмента и коммуникации.
Обсуждение и заключения. Практическая работа в рамках междисциплинарного проекта подтвердила необходимость развития гибких навыков для достижения дальнейшего профессионального успеха. Наиболее эффективно этот процесс может реализовываться в ходе междисциплинарного взаимодействия благодаря его потенциалу, представленному его ресурсами, идеями и подходами из разных областей, и возможностям для развития гибких навыков студентов вуза.

Об авторах

П. Г. Лабзина
Самарский государственный технический университет
Россия

Лабзина Полина Глебовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Самара



С. Г. Меньшенина
Самарский государственный технический университет
Россия

Меньшенина Светлана Григорьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Самара



Список литературы

1. Абашкина О.И. Soft skills: ключ к карьере. URL: http://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere (дата обращения: 02.11.2020).

2. Баринова О.В. Понятие и сущность компетенции. URL: http://novainfo.ru/article/1935 (дата обращения: 20.02.2021).

3. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. №4. С. 12-21. URL: http://e-koncept.ru/2018/181018.htm (дата обращения: 04.02.2021).

4. Богдан Е.С. Проблемы формирования компетенций выпускников инженерных направлений подготовки // Вестник Евразийской науки. 2020. №5. URL: https://esj.today/PDF/72ECVN520.pdf (дата обращения: 04.02.2021).

5. Вагапова Н.А., Доломанюк Л.В., Вагапов Г.В. Soft Skills как необходимый компонент содержания инженерного образования // Вестник КГЭУ. 2016. №4(32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soft-skills-kak-neobhodimyy-komponent-soderzhaniya-inzhenernogo-obrazovaniya (дата обращения: 20.01.2021).

6. Вербицкий А.А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании // Образование и наука. 2012. №6. С. 5-18.

7. Давыдова В. Cлушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (дата обращения: 20.02.2021).

8. Доклад BCG «Россия 2025: от кадров к талантам». 2017. URL: https://image-src.bcg.com/Images/Russia-2025-report-RUS_tcm9-188275.pdf (дата обращения: 03.03.2021).

9. Дьяченко В.К. Дидактика: учебное пособие для системы повышения квалификации работников образования: в двух томах. М.: Народное образование, 2006.

10. Жадько Н.В., Чуркина М.А. Обучение hard skills и soft skills – в чем разница? URL: https://ubo.ru/articles/?cat=124&pub=1162 (дата обращения: 05.03.2021).

11. Зиновкина М.М. Креативное инженерное образование. Теория и педагогические инновационные технологии: монография. М.: Изд-во МГИУ, 2003. 350 с.

12. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т. 9, №1. C. 1-18. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 12.03.2021).

13. Кабанова Л.В., Брагина З.В., Никерина Е.В. Проблемы формирования национальной системы квалификаций в России и пути решения // Вестник Евразийской науки. 2018. №4. URL: https://esj.today/PDF/23ECVN418.pdf (дата обращения: 12.03.2021).

14. Кожевников А.В. Реализация междисциплинарных проектов при разработке практико-ориентированных инженерных образовательных программ в рамках международных стандартов CDIO // Современные научные исследования и инновации. 2014. №6. Ч. 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/34442 (дата обращения: 02.03.2021).

15. Лабзина П.Г., Меньшенина С.Г. Герменевтический подход как методологическая основа развития гибких навыков студента технического вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2019. №2(42). C. 105-118.

16. Милевски И. Личностное развитие успешного человека. Принципы soft skills – гибких навыков человека. URL: https://ecouniver.com/economik-rasdel/men/6641-lichnostnoe-razvitie-uspeshnogo-cheloveka.html (дата обращения: 02.03.2021).

17. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15, №3. С. 350-363. DOI: 10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363.

18. Сенашенко В., Ткач Г. Болонский процесс и качество образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2003. №8. С. 8-14.

19. Хасанова Г.Б. Требования работодателей к выпускникам инженерных вузов // Вестник Казанского технологического университета. 2012. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-rabotodateley-k-vypusknikam-inzhenernyh-vuzov (дата обращения: 01.102.2021).

20. Шилова С. А. Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обучении иностранному языку в вузе // Известия Саратовского университета Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gibkih-navykov-sredstvami-mikrogruppovyh-form-raboty-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-vuze (дата обращения: 02.02.2021).

21. Шипилов В. Перечень навыков Soft Skills и способы их развития. URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (дата обращения: 02.02.2021).

22. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2, №4. С. 222-234.

23. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Kristin A. Workforce connections: key “soft skills” that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. Child Trends Publication, 2015. 56 р.

24. Skills for Social Progress: The Power of Social and Emotional Skills. OECD Publishing, 2015. 140 p. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/9789264226159-en.

25. Simo I. Exploitation of Open Educational Resources in Engineering Education – Purpose of Research // Bulletin of Transilvania University of Brasov. 2017. Vol. 10(59), no.1. Series I: Engineering Sciences.


Рецензия

Просмотров: 539


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)