Трансформация педагогических условий в факторы развития инициативы в трудовом коллективе
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-8
Аннотация
Введение. Проблема определения педагогических условий и факторов, а также их соотношения для формирования инициативы в трудовом коллективе является одним из актуальных направлений в современном подходе к управлению персоналом. Актуальна данная проблематика в возможности применения к развитию инициативы в трудовом коллективе.
Материалы и методы. В качестве основных методов использовался анализ литературы по изучаемой проблеме из разных областей научного поиска, научные статьи по теме исследования, а также обобщение и систематизация полученных данных. Проведен анализ взаимных связей понятий «условие» и «фактор».
Результаты исследования. Проведен сравнительно-сопоставительный анализ терминов «условие» и «фактор» в различных областях знания. Выяснено, что четкого разделения между понятиями нет, во многих исследованиях эти понятия являются тождественными. В то же время в определениях этих понятий в философии, педагогике и психологии были выявлены различия. В контексте проблемы формирования инициативы в трудовом коллективе было определено, что условия и факторы могут трансформироваться друг в друга. Была предложена наглядная схема трансформации условий в факторы через процедуру оценки и сознательных действий по изменению условий. Полученный результат означает, что необходимо проводить исследование в конкретном трудовом коллективе, работающем на определенные цели.
Обсуждение и заключения. В работе представлены выводы об отличиях терминов «условие» и «факторы», установлены взаимосвязи данных понятий, выводы о возможных механизмах перехода одного явления в другое в рамках исследования развития инициативы в трудовом коллективе, динамики трансформации условий в факторы успешности педагогической деятельности, а также предложена сводная форма контроля динамики изменений в конкретных условиях, важных для формирования инициативы в трудовом коллективе, и их трансформации в факторы. В результате представлен вариант классификации условий развития инициативы в трудовом коллективе.
Об авторе
Д. В. МалыгинРоссия
Малыгин Денис Вячеславович – аспирант кафедры общей и социальной педагогики
Researcher ID: J-8039-2017
Нижний Новгород
Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. С. 50-54.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 937 с.
4. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. М.: Академия Естествознания, 2010. 310 с.
5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: учебное пособие. М.: Изд-во Московского университета, 1982. 464 с.
6. Демидова Г.А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ч. I. (31 октября 2012 г.). Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. 200 с.
7. Деркач А.А. Акмеологические стратегии развития. М.: Изд-во РАГС, 2006. 181 с.
8. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2000. 383 с.
9. Ипполитова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. №1.С. 8-14.
10. Карманчиков А.И. Факторы формирования педагогической ситуации // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. №12. С. 31-35.
11. Конюхов Н.Н. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. М.: Знание, 1994. 203 с.
12. Краевский В.В. Повышение квалификации педагогических кадров // Педагогика. 1992. №7. С. 55-58.
13. Малыгин Д.В. Исследование инициативы сотрудников трудового коллектива торгового предприятия // Социально-экономические и естественнонаучные парадигмы современности: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции (30 марта 2018г.): в 2-х ч. Ч. 1. Ростов-на-Дону: ООО «ПРИОРИТЕТ», 2018. С. 271-281.
14. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
15. Нургалеев В.С. Развитие воображения субъекта в процессе когнитивной деятельности: монография. Красноярск: СибГТУ, 2007. 270 с.
16. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений / под общ. ред. Л.И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М.: Мир и образование, 2015. 1375 с.
17. Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 53000 слов / под общ. ред. Л.И. Скворцова. М.: Оникс; Мир и Образование, 2005. 924 с.
18. Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М.: Компания Спутник+, 2006. 191 с.
19. Панчук Е.Ю. Анализ системы стимулирования персонала организации // Психология в экономике и управлении. 2009. №2. С. 81.
20. Платонов К.К., Казаков В.Г. Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии / под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой. М., 1979. С. 32-44.
21. Плотникова Е.Г., Соболь Н.В. Определение факторов успешности учебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2005. №1(23). C. 24-27.
22. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 630 с.
23. Поршнев А.Г. Управление организацией: энциклопедический словарь / под ред. А.Г. Поршнева, А.Я. Кибанова, В.Н. Гунина. М.: ИНФРА-М, 2001. 822 с.
24. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т. 2: П-Я. М.: Вече: АСТ, 2000. 559 с.
25. Смирнов А.В. Факторы успешности обучения студентов математике: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Ленинград, 1975. 17 с.
26. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. 559 с.
27. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.
28. Швачко Е.В., Гревцева Г.Я. Факторный подход как педагогическая проблема образования личности // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25936 (дата обращения: 25.10.2020).
29. McClelland D.C. What is the effect of achievement motivation training in the schools? // Theachers College Record. 1972. Vol. 74(2). Pp. 129-145.
30. Ryan R.M., Connell J.P., Deci E.L. A motivational analisis of self-determination and self-regulation in education // Ames C., Ames R. (eds). Research on motivation in education. N.Y.: Academic Press, 1985. Vol. 2. Pp. 13-49.