Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Становление и развитие педагогического образования в России: XVIII – XX вв.

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-7

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье обобщаются результаты многолетней исследовательской работы авторов, посвящённой изучению истории развития отечественной системы педагогического образования в России.

Материалы и методы. Исследование базируется основе анализа комплекса разнообразных источников: нормативных документов разных лет, монографий, статей, диссертационных исследований, материалов педагогической периодики, мемуарной литературы. Большое место занимает изучение архивных источников из четырёх архивов страны: Центрального исторического архива Нижегородской области (ЦАНО); Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ); Российского государственного исторического архива (РГИА); Центрального исторического архива г. Москвы (ЦИАМ). Основными методами исследования были: критический анализ исторических источников, историческая реконструкция, историко-генетический, историко-сравнительный.

Результаты исследования. На основе изучения и анализа всех собранных материалов в статье определяется комплекс факторов, которые оказывали наибольшее влияние на развитие отечественной системы педагогического образования с начала его возникновения во второй половине XVIII века: социально-экономические, социально-культурные и когнитивные факторы. На основе изучения сочетания и взаимовлияния этих факторов в разные годы авторы выделяют четыре исторических периода в развитии отечественной системы педагогического образования: дореволюционный, постреволюционный, советский и постсоветский. В каждом историческом периоде определяется ведущая теоретическая модель профессиональной подготовки педагога, отвечающего требованиям времени (своеобразная парадигма педагогического образования), даётся её характеристика и обосновываются тенденции исторического развития отечественной системы педагогического образования.

Обсуждение и заключения. На основе проведённой исторической реконструкции делается вывод о том, что многие современные направления реформирования педагогического образования продолжают тенденции её исторического развития.

Научная новизна. В статье впервые история развития отечественного педагогического образования проанализирована с позиции методологического парадигмального подхода.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке педагогов на уровне бакалавриата и магистратуры при разработке спецкурсов данной направленности, в научной работе аспирантов, исследующих историю развития отечественного педагогического образования.

Об авторах

Е. А. Слепенкова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Слепенкова Евгения Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики

Нижний Новгород



С. И. Аксёнов
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Аксёнов Сергей Иванович – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики

Researcher ID K-1975-2017

Нижний Новгород



Список литературы

1. Борисенков В.П. Стратегия образовательных реформ в России (1985-2005 гг.) // Педагогика. 2006. №7. С. 3-16.

2. Белозерцев Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя: автореф. дис. … д-ра пед. наук в форме научного доклада: 13.00.01. Л., 1990. 36 с.

3. Белозёрцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. 208 с.

4. Годовой отчёт Горьковского педагогического института за 1959-60 уч. год. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 2734. Оп. 9. Д. 124. Л. 56.

5. Князев Е.А. Развитие высшего педагогического образования в России (вторая половина XVIII – начало XX века): автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2002. 46 с.

6. Концепция педагогического образования. М.: Государственный комитет СССР по народному образованию, 1989. 18 с.

7. Козырева О.А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. 2020. Том 8, №2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/issue/view/35/showToc (дата обращения: 10.09.2020).

8. Илалтдинова Е.Ю., Аксёнов С.И. Исторический контекст модернизации педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. №2(15). С. 15. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/200/201 (дата обращения: 10.09.2020).

9. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19, №3. С. 41-57.

10. Материалы Всероссийской конференции по педагогическому образованию // Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-1565. Оп. 6. Д. 344. Л. 3 – 4.

11. Невзорова А.В. Основные тенденции и перспективы развития педагогического образования // Ярославский психологический вестник. 2018. Выпуск 3(42). С.31-35.

12. Никитина Л.Е. Прогнозирование развития воспитательной ситуации // Педагогика. 2006. №10. С. 28-36.

13. Нижегородский педагогический. Страницы истории. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2001. 313 с.

14. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, 1961 – 1986 гг. / под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой, З.И. Равкина. М.: Педагогика, 1987. 366 с.

15. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России: историко-педагогические очерки. М.: Педагогика, 1979. 215с.

16. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. Важнейшие этапы истории и современное состояние. М.: Педагогика, 1975. 218 с.

17. Слепенкова Е.А. Развитие системы отечественного педагогического образования в XX веке (начало века – 30-е годы): учебно-методическое пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2006. 115 с.

18. Слепенкова Е.А. Становление и развитие педагогической научно-исследовательской деятельности будущего учителя отечественной школы в XX веке: монография. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2008. 248 с.

19. Спирин Л.В. Профессиограмма общепедагогическая. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 34 с.

20. Плетенёва И.Ф. Становление и развитие высшего педагогического образования в России: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1996. 32 с.

21. Фролов А.А., Аксёнов С.И. Наследие А.С. Макаренко в истории педагогики и воспитания // Воспитание школьников. 2017. №2. С. 66-73.

22. Чистякова С.Н., Соколова И.И. О проекте «Концепции поддержки развития педагогического образования» // Педагогика. 2014. №5. С. 87-94.

23. Щербаков А.И. Профессиограмма учителя советской школы // Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов: сборник научных трудов. М.: Ротапринт НИИ ОП АПН СССР, 1976. С. 24-33.


Рецензия

Просмотров: 957


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)