Профессиональная подготовка курсантов МЧС к ведению аварийно-спасательных работ на пожаре
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-2
Аннотация
Введение. Подготовка курсантов к выполнению аварийно-спасательных работ на пожаре является актуальной задачей, которая требует совершенствования образовательного процесса в этой области. К наиболее сложным видам аварийно-спасательных работ относятся вскрытие и разборка строительных и технологических конструкций, которые проводятся с целью обеспечения проникновения пожарных в труднодоступные места зданий и сооружений, проведения разведки, поиска и спасения людей, подачи огнетушащих средств для ликвидации горения. Целью данной статьи является разработка содержания и методики профессиональной подготовки курсантов МЧС к ведению аварийно-спасательных работ на пожаре.
Материалы и методы. Для реализации качественной подготовки обучаемых к выполнению на пожаре аварийно-спасательных работ проведен обзор литературных источников, нормативной правовой базы и изучен опыт пожарно-спасательных подразделений. Разработка траектории обучения и содержания учебно-методических материалов выполнена на базе основных положений модульного и игрового обучения, требований компетентностного и контекстного подходов, способствующих формированию учебной мотивации курсантов.
Результаты исследования. На базе комплекса педагогических теорий, исследований авторов, нормативных документов и опыта практической работы разработан учебный курс и методика подготовки курсантов к выполнению аварийно-спасательных работ по вскрытию и разборке строительных и технологических конструкций на пожаре. Учебный курс включает теоретическую и практическую подготовку в объеме, достаточном для формирования у обучаемых прочных знаний, практических умений и навыков в данной профессиональной области. Для актуализации и поддержания на достаточном уровне сформированных в результате освоения учебного курса компетенций предложено использовать апробированную и применяемую многоуровневую модульную систему практической подготовки. Для повышения качества подготовки обучаемых и объективной оценки сформированных знаний, практических умений и навыков предложено использовать экспертную анкету и привлечение практических сотрудников пожарно-спасательных подразделений.
Обсуждение и заключения. Предложенный в работе подход к специализированной подготовке обучаемых на базе изучения отдельных курсов, встроенных в реализуемый учебный процесс, позволит повысить готовность выпускников к профессиональной деятельности для выполнения основных боевых задач по спасению людей и снижения материального ущерба на пожарах.
Ключевые слова
Об авторе
В. В. БулгаковРоссия
Булгаков Владислав Васильевич – кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника – начальник института профессиональной подготовки
Иваново
Список литературы
1. Аганов С.С., Елфимов Н.В. Совершенствование методов подготовки курсантов образовательных учреждений МЧС России в области пожаротушения // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. №1-1(6). С. 48-50.
2. Адольф В.А., Трояк А.Ю., Чернушевич Е.В. Организационно-педагогические условия формирования практико-ориентированных умений в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России // Современные проблемы науки и образования. 2020. №2. С. 27.
3. Байбак О., Байбак И., Пятисоцкая С. Определение эффективности специальной полосы препятствий для подготовки курсантов и спасателей Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям // Слобожанський Науково-Спортивный Вісник. 2016. №51(1). С. 15-18. DOI: https://doi.org/10.15391/snsv.2016-1.002.
4. Булгаков В.В. Деловая игра как метод подготовки курсантов МЧС // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №3(32). С. 1.
5. Булгаков В.В. Проект учебно-полигонного тренажерного комплекса для подготовки курсантов ведомственных образовательных учреждений МЧС к выполнению аварийно-спасательных работ // Инновации в образовании. 2020. №5. С. 18-26.
6. Булгаков В.В. Результаты апробации и внедрения в образовательный процесс многоуровневой модульной системы (в области проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, №1(65). С. 47-62.
7. Булгаков В.В., Костяев А.А. Разработка и реализация методики подготовки курсантов к аварийно-спасательным работам в условиях замкнутого пространства // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. №2(34). С. 140-148.
8. Вахлеев А.В., Стельмах А.А., Зубарев А.Н. Практическое использование учебно-тренировочных комплексов для подготовки пожарных и спасателей // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2018. №4(11). С. 50-55.
9. Вяльцев А.В., Павлов М.М., Янц А.И. Использование технологий виртуальной реальности в подготовке горноспасателей // Инновационная наука. 2017. №1-2. С. 59-61.
10. Домрачев А.Н., Говорухин Ю.М., Криволапов В.Г., Петров С.А., Саар А.Н. Использование систем виртуальной реальности при подготовке горноспасателей и шахтеров к ведению аварийно-спасательных работ // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. 2016. №3. С. 441-445.
11. Ежова О.Н., Улендеева Н.И. Проблема оценки качества подготовки выпускников специализированных вузов // Самарский научный вестник. 2016. №3(16). С. 163-166.
12. Калинина Н.Е., Жегалова М.Н., Скивко А.В., Жегалов Н.Д. Развитие специфических психофизиологических качеств студентов экстремальных профессий средствами физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. №2(168). С. 186-188.
13. Карапузиков А.А. Педагогические условия подготовки курсантов специального вуза к деятельности в экстремальных ситуациях // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. №4. С. 114-121.
14. Леоненко Н.О., Дмитриева Е.Ю., Осташева Е.И., Давиденко А.С. Тренинг жизнестойкости в психологической подготовке курсантов университета Государственной противопожарной службы МЧС России к профессиональной деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. №5. С. 259-278.
15. О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 г.: государственный доклад. М.: МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2020. 259 с. URL: https://www.mchs.gov.ru/uploads/document/2020-05-21/e69e310b09363f0e94ca105ab2fe5c75.pdf. (дата обращения: 23.10.2020).
16. Федорук В.С. Методы активизации познавательной деятельности курсантов и студентов в процессе изучения дисциплины «организация и ведение аварийно-спасательных работ» // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2018. №2(37). С. 89-94.
17. Харламова Л.С., Любская О.Г., Якутина Н.В. Специфика подготовки специального контингента (спасатели, пожарные) // Перспективы науки. 2020. №6(129). С. 128-130.
18. Чумила Е.А. Повышение уровня профессионально-прикладной физической подготовленности и диагностика уровня склонности к риску и нервно-психологической устойчивости курсантов учебных заведений МЧС Республики Беларусь // Вестник Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь. 2015. №2(22). С. 93-104.
19. Шипилов Р.М., Казанцев С.Г., Маринич Е.Е., Захаров Д.Ю. Концептуальный подход конструктивного исполнения тренажеров к работе с ручным механизированным инструментом при проведении аварийно-спасательных работ // Современные проблемы гражданской защиты. 2019. №4(33). С. 122-128.
20. Abel M.G., Mortara A.J., Pettitt R.W. Evaluation of circuittraining intensity for firefighters // Journal of Strength and Conditioning Research. 2011. Vol. 25, no. 10. Pp. 2895-2901. DOI: https://doi.org/10.1519/JSC.0b013e31820da00c.
21. Abel M.G., Palmer T.G., Trubee N. Exercise Program Design for Structural Firefighters // Strength and Conditioning Journal. 2015. Vol. 37, no. 4. Pp. 8-19. DOI: https://doi.org/10.1519/SSC.0000000000000123.
22. Baek S.H., Park J.J., Seo D.I., Song W., Lee C.G., Lee H.J., Kang H.J. Systematic Review of Varied Exercise Programs on Body Composition and Physical Fitness for Firefighters // The Asian Journal of Kinesiology. 2018. Vol. 20, no. 4. Pp. 1-11. DOI: https://doi.org/10.15758/ajk.2018.20.4.1.
23. Frost D.M., Beach T.A.C., Callaghan J.P., Mcgill S.M. Exercise-based performance enhancement and injury prevention for firefighters: Contrasting the fitness- and movement-related adaptations to two training methodologies // Journal of Strength and Conditioning Research. 2015. Vol. 29, no. 9. Pp. 2441-2459. DOI: https://doi.org/10.1519/JSC.0000000000000923.
24. Gnam J.P., Loeffler S.N., Haertel S., Engel F., Hey S., Boes K., Strahler J. On the Relationship Between Physical Activity, Physical Fitness, and Stress Reactivity to a Real-Life Mental Stressor // International Journal of Stress Management. 2018. Vol. 26(4). Pp. 344-355. DOI: https://doi.org/10.1037/str0000113.
25. Johanne C., Hansen S., Wasson B., Skretting H., Netteland G., Hirnstein M. When learning is high stake // LAK '17: Proceedings of the Seventh International Learning Analytics & Knowledge Conference. New York, 2017. Pp. 564-565. DOI: https://doi.org/10.1145/3027385.3029461.
26. Kovalyshyn B., Dyshkant O., Korobkin V. et al. Regulatory and scientific supply of functioning of the strip of psychological preparation of fire-rescuers and rescuers // Науковий вісник: Цивільний захист та пожежна безпека. 2018. Vol. 1, no. 2. Pp. 28-36. DOI: https://doi.org/10.33269/nvcz.2018.2.28-36.
27. Marquardt N., Krämer L., Schürmann V. Mental preparation strategies and firefighter’s performance under stress // International Journal of Safety and Security Engineering. 2019. Vol. 9, no. 4. Pp. 332-343. DOI: https://doi.org/10.2495/SAFE-V9-N4-332-343.
28. Nicolescu C., Găman G. A., Pupăzan D., Ilie C., Kovacs I. Peculiarities of a mobile workout training facility for rescuer’s practical training // 9th International Symposium on Occupational Health and Safety (SESAM 2019). MATEC Web of Conferences. 2020. Vol. 305. Article 00056. P. 7. DOI: https://doi.org/10.1051/matecconf/202030500056.
29. Niemann L., Thielsch M.T. Evaluation of Basic Trainings for Rescue Forces // Journal of Homeland Security and Emergency Management. 2020. Vol. 17, no. 3. P. 33. DOI: https://doi.org/10.1515/jhsem-2019-0062.
30. Okoli J. Expert knowledge elicitation in the firefighting domain and the implications for training novices // International Journal of Disaster Resilience in the Built Environment. 2020. Vol. 11, no. 4. Pp. 577-578. DOI: https://doi.org/10.1108/IJDRBE-09-2020-086.
31. Pawlak R., Clasey J.L., Palmer T., Symons T.B., Abel M.G. The effect of a novel tactical training program on physical fitness and occupational performance in firefighters // Journal of Strength and Conditioning Research. 2015. Vol. 29, no. 3. Pp. 578-588. DOI: https://doi.org/10.1519/JSC.0000000000000663.
32. Pedram S., Palmisano S., Skarbez R. et al. Investigating the process of mine rescuers' safety training with immersive virtual reality: A structural equation modelling approach // Computers and Education. 2020. Vol. 153. P. 30. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.103891.
33. Pedram S., Perez P., Palmisano S., Farrelly M. The factors affecting the quality of learning process and outcome in virtual reality environment for safety training in the context of mining industry // Cassenti D. (eds) Advances in Human Factors in Simulation and Modeling. AHFE 2018. Advances in Intelligent Systems and Computing. Springer, Cham, 2019. Vol. 780. Pp. 404-411. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-94223-0_38.
34. Stone B.L., Alvar B.A., Orr R.M., Lockie R.G., Johnson Q.R., Goatcher J., Dawes J.J. Impact of an 11-Week strength and conditioning program on firefighter trainee fitness // Sustainability (Switzerland). 2020. Vol. 12, no. 16. P. 9. DOI: https://doi.org/10.3390/su12166541.