К вопросу о критериях эффективности взаимодействия образовательных организаций с предприятиями реального сектора экономики в условиях территорий опережающего развития
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-1
Аннотация
Введение. Взаимодействие организаций профессионального и высшего образования с действующими на территории города предприятиями реального сектора экономики приобретает особое значение в условиях территорий опережающего развития (ТОР).
Материалы и методы. Рассматриваются отечественные и зарубежные материалы исследований, направленных на проблемы организации и реализации взаимодействия государства, образовательных организаций профессионального и высшего образования и предприятий реального сектора экономики в подготовке профессиональных кадров; проводится анализ социально-экономических условий развития взаимодействия на территориях опережающего развития. Основной упор сделан на предприятия-резиденты территорий опережающего развития. В работе применяются методы анализа научной литературы, анкетирования, анализа, обобщения и систематизации данных.
Результаты исследования. Авторы определили и описали основных участников взаимодействия, а также критерии, позволяющие определить результаты сотрудничества учебных заведений и промышленных предприятий, уровень эффективности подготовки квалифицированных кадров для ТОР.
Обсуждение и заключения. В качестве перспективы исследования авторы видят разработку средств и методов диагностики эффективности данного взаимодействия, а также выработку условий, обеспечивающих успешность взаимодействия образовательных организаций со средними и малыми производственными предприятиями, являющимися резидентами ТОР. Результаты исследования могут быть использованы в качестве структурных данных для онтологической модели цифровой системы поддержки мониторинга качества и прогнозирования опережающей подготовки кадров моногородов-ТОР.
Ключевые слова
Об авторах
В. Г. ЛизунковРоссия
Лизунков Владислав Геннадьевич – кандидат педагогических наук, доцент
Юрга
Екатеринбург
М. В. Морозова
Россия
Морозова Марина Вячеславовна – кандидат педагогических наук, доцент
Юрга
А. А. Захарова
Россия
Захарова Александра Александровна – доктор технических наук, доцент
Томск
Е. Ю. Малушко
Россия
Малушко Елена Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент Института филологии и межкультурной коммуникации
Волгоград
Список литературы
1. Антипова О.В., Киселева О.В. Формирование и развитие производственно-образовательных кластеров в регионе // Экономика и предпринимательство. 2016. №2-1(67). С. 402-405.
2. Ахметжанова Г.В., Кошелева Н.Н. Адаптивная организационно-педагогическая технология контроля и оценки результатов обучения студентов вуза: монография. Тольятти: ТГУ, 2007. 117 с.
3. Бахвалова З.А. Системный анализ и информационное моделирование взаимодействия субъектов производственно-образовательного кластера: автореф. дис. … канд. технич. наук. Иркутск, 2008.
4. Данилов Д.А. Социально-педагогические основы многоуровневого интегративного учебного заведения // Современные наукоемкие технологии. 2008. №10. С. 54-55.
5. Корчагин Е.А. Проблемы профессиональной подготовки студентов ССУЗ в условиях стандартизации образования. Казань: Форт-диалог, 2000. 106 с.
6. Куимов В.В., Толстой Д.А., Куимов А.О. Научно-производственно-образовательные кластеры по подготовке специалистов для инновационных проектов // Инновации в науке. 2016. №54. С. 235-242.
7. Лизунков В.Г. Развитие социального партнерства и сетевого взаимодействия образовательного и производственного кластеров опережающей подготовки кадров для территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) // Новый взгляд на систему образования: сборник материалов II Международной научно-практической конференции / отв. ред. Е.Ю. Пудов. Кемерово, 2019. С. 079.1-079.4.
8. Лизунков В.Г., Малушко Е.Ю., Дронов А.А. Анализ существующих систем и моделей как основа разработки модульной многоуровневой системы подготовки востребованных специалистов для территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) // Artium Magister. 2019. Т. 19, №1. С. 7-15.
9. Лизунков В.Г., Морозова М.В., Захарова А.А. О социальном партнерстве в системе опережающей подготовки кадров для моногородов ТОР: образовательно-отраслевые кластеры // Экономика образования. 2019. №3(112). С. 81-93.
10. Макаркин Н.П. Интеграция региональных систем образования. Ч. 3. Практика интеграции в Региональном учебном округе / отв. ред. Н.П. Макаркин, В.И. Ивлев. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 172 с.
11. Малушко Е.Ю. Мировой опыт перспектив развития и расширения сферы применения подхода conceive-design-implement-operate (CDIO) при подготовке студентов // Инновации в образовании. 2018. №1. С. 17-28.
12. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. А.И. Адамского. М.: Эврика, 2006. 150 с.
13. Осипов П.Н. Закономерности и принципы интернационализации инженерного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. Вып. 1. С.40-46.
14. Скрыль Т.В. Механизм территорий опережающего развития как элемент устойчивого экономического развития // Экономика образования. 2016. №2(93). С. 135-147.
15. Смирнова Ж.В., Груздева М.Л., Красикова О.Г. Открытые электронные курсы в образовательной деятельности вуза // Вестник Мининского университета. 2017. №4(21). С. 3.
16. Смирнова Ж.В., Чайкина Ж.В., Соколов В.А. Рейтинговая система как оценка качества подготовки студентов вуза // Мир науки. 2018. Т. 6, №1. С. 37.
17. Улицкая Н.Ю., Акимова М.С., Кокорева Т.П. Территория опережающего социально экономического развития как фактор развития территории и привлекательности для резидента // Стратегии бизнеса. 2017. №10(42). С. 12-16.
18. Хардаев Н.Э., Платонов В.А. Территории опережающего развития как основной механизм развития Дальнего Востока и Байкальского региона // Экономика и предпринимательство. 2015. №12-3(65). С. 355-357.
19. Чимитова С.Ж., Лихачева В.В. Проблемы и перспективы развития территорий опережающего развития // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. №39-1.
20. Davis N., Ergunova O., Malushko E. Phenomenon of Migration and Its Manifestations in the Modern World. // The European Proceedings Of Social & Behavioural Sciences, XXVI. 2017. DOI: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.07.02.70.
21. Еrgunova О.Т., Lizunkov V.G., Malushko E.Yu., Marchuk V.I., Ignatenko A.Yu. Forming the system of strategic innovation management at the high-tech engineering enterprises // International Conference on Mechanical Engineering, Automation and Control Systems 27–29 October 2016. Tomsk, Russian Federation, 2017. Vol. 177. DOI: https://doi.org/10.1088/1757-899X/177/1/012046.
22. Ferreira R., Lizunkov V.G., Politsinskaya E.V. Formation of entrepreneurial competencies of university graduates in conditions of transition to the universities of the third generation // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2017. Vol. 7(6). Pp. 195-211.
23. Franco M., Haase H. University-industry cooperation: researchers’ motivations and interaction channels // Journal of Engineering and Technology Management. 2015. Vol. 36. Pp. 41-51. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jengtecman.2015.05.002.
24. Marhl M., Pausits A. Third mission indicators for new ranking methodologies // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2011. Vol. 5. Pp. 43-64.
25. Matova N.I. The Problems and Conditions of Effective Public Participation in Creating a Smart Sustainable City // Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System. 2019. Vol. 21(2). Pp. 65-77. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu3.2019.2.6.
26. Pinheiro M.L., Lucas C., Pinho J.C. Social network analysis as a new methodological tool to understand university industry cooperation // International Journal of Innovation Management. 2015. Vol. 19, no. 1. Article 1550013. DOI: https://doi.org/10.1142/s1363919615500139.
27. Politsinskaya E., Lizunkov V., Ergunova O. Organization of student project based activities through individual learning routes // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2019. Vol. 14(11). Pp. 186-193.
28. Rebrina L. Online petitions of the German-language platform “openPetition” as a form of modern protest communication // Shamne N.L., Malushko E.Yu., Lizunkov V.G. (eds) Proceedings of the 1st International Scientific Practical Conference "The Individual and Society in the Modern Geopolitical Environment" (ISMGE 2019). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2019. Vol. 331. Pp. 601-606. DOI: https://dx.doi.org/10.2991/ismge-19.2019.114.
29. Shamne N.L., Malushko E.Yu., Shovgenin A.N. Translation projects management - innovative decisions in training students-translators // Artium Magister. 2018. Vol. 18(1). Pp. 58-63.
30. Shamne N.L., Milovanova M.V., Malushko, E. Yu. Cross-cultural professional communication in the context of globalization // The I International Scientific Practical Conference "Breakthrough Technologies and Communications in Industry" 20–21 November 2018, Volgograd, Russian Federation, 2019. Vol. 483. Article 012081. DOI: https://doi.org/10.1088/1757-899X/483/1/012081.
31. Sumalee A., Ho H.W. Smarter and more connected: Future intelligent transportation system // IATSS Research. 2018. Vol. 42(2). Pp. 67-71.
32. Suzdalova M.A., Kvashnina D.A. Potential of IT culture as a means of development of high-tech educational IT environment // Bulletin Buryat State University. 2015. No. 14A. Pp. 190-192.
33. Vikharev S.S., Korolkov S.A., Samokhina I.M. The implementation of educational institution budgeting methods to structural departments of Volgograd State University // Artium Magister. 2018. Vol. 18(1). Pp. 64-68.
34. Zeer E.F., Symanyuk E. Competence-based approach to the modernization of vocational education // Higher Education in Russia. 2005. Vol. 4. Pp. 22-28.