Социально-психологические и личностные особенности подростков – свидетелей буллинга
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-4-10
Аннотация
Введение. Подростки-свидетели – самая распространённая, референтная для совершения травли и одновременно наименее изученная группа в подростковом буллинге. Целью статьи является анализ результатов исследований для изучения социально-психологических и личностных особенностей подростков – свидетелей буллинга.
Материалы и методы. Анализ, обобщение и структурирование результатов теоретических и экспериментальных исследований социально-психологических и личностных особенностей подростков – свидетелей буллинга.
Результаты исследования. Свидетели подросткового буллинга являются самой многочисленной группой, которая определяет возможность и смыл совершения травли. Выделяют четыре группы подростков – свидетелей буллинга: защитники; помощники обидчиков; сочувствующие жертве; наблюдатели. Социальный статус, наличие травматического опыта, характер эмоциональных реакций, установки и убеждения, подростковая дружба и мотивация поведения в этих группах различны. Подростки-защитники обладают развитым личностным ресурсом и высоким уровнем психологического благополучия, имеют благоприятный социальный статус. Подростки других групп свидетелей буллинга характеризуются дефицитарностью в развитии личностного ресурса и социального статуса, психологического благополучия и наличием травматического опыта. Эти особенности должны учитываться при разработке программ профилактики буллинга в школе.
Обсуждение и заключения. В каждом случае буллинга важно выяснение причин неконструктивного поведения свидетелей как ключевой группы совершения травли. Основная задача программ профилактики по работе со свидетелями должна быть связана с трансформацией непродуктивных ролевых позиций подростков – помощников обидчика, сочувствующих жертве, пассивных наблюдателей – в активную позицию защитника. Рост количества активных вмешательств в ситуацию буллинга останавливает обидчика в момент совершения нападения и предотвращает агрессивные нападки в дальнейшем.
Об авторах
Е. Н. ВолковаРоссия
Волкова Елена Николаевна – доктор психологических наук, профессор, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания
Researcher ID: G-8595-2015
Москва
И. В. Волкова
Россия
Волкова Ирина Владимировна – главный аналитик Центра междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании
SPIN-код: 9742-9840, Researcher ID: B-6469-2016
Москва
Список литературы
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / пер. с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. 509 с.
2. Волкова И.В. Характеристики субъектности и психологического благополучия у подростков-защитников в ситуации буллинга в школе // Психология человека в образовании. 2019. Т. 1, №2. С. 110-116. DOI: https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-110-116.
3. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. №105. С. 159-165.
4. Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку // Психолого-педагогические исследования. 2014. №2. С. 246-256. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060221.
5. Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 "Педагогическое образование" / И.А. Баева [и др.]. Санкт-Петербург; Нижний Новгород: ООО «Книжный дом», 2011. 381 с.
6. Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросс-культурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. №2(5). С. 71-86.
7. Чепелева Л.М. Формирование социально-конструктивных стратегий поведения у подростков // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов (Санкт-Петербург, 25-28 июня 2003 г.): в 8 т. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003. Т. 8. С. 251-254.
8. Huitsing G., Snijders T., Van Duijn M., Veenstra R. Victims, bullies, and their defenders: A longitudinal study of the coevolution of positive and negative networks // Development and Psychopathology. 2014. Vol. 26, sp. iss. 3. Pp. 645-659. DOI: https://doi.org/10.1017/S0954579414000297.
9. Hawkins D.L., Pepler D.J., Craig W.M. Naturalistic observations of peer interventions in bullying // Social Development. 2001. Vol. 10, no. 4. Pp. 512-527. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9507.00178.
10. Jungert T., Piroddi B., Thornberg R. Early adolescents’ motivations to defend victims in school bullying and their perceptions of student-teacher relationships: A self-determination theory approach // Journal of Adolescence. 2016. Vol. 53, no. 4. Pp. 75-90. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2016.09.001.
11. Juvonen J., Graham S., Schuster B. Bullying among young adolescents: The strong, weak, and troubled // Pediatrics. 2003. Vol. 112, no. 6. Pp. 1231-1237. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.112.6.1231.
12. Knauf R., Eschenbeck H., Hock M. Bystanders of bullying: Social-cognitive and affective reactions to school bullying and cyberbullying // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2018. Vol. 12, no. 4. Article 3. doi: https://dx.doi.org/10.5817/CP2018-4-3.
13. Oldenburg B., Van Duijn M., Veenstra R. Defending one’s friends, not one’s enemies: A social network analysis of children’s defending, friendship, and dislike relationships using XPNet // PloS one. 2018. Vol. 13, no. 5. Article e0194323. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0194323.
14. Padgett S., Notar C.E. Bystanders are the key to stopping bullying // Universal Journal of Educational Research. 2013. Vol. 1, no. 2. Pp. 33-41. DOI: 10.13189/ujer.2013.010201.
15. Polanin J., Espalage D., Pigott T. A meta-analysis of school-based bullying prevention programs’ effects on bystander intervention behavior // School Psychology Review. 2012. Vol. 41, no. 1. Pp. 47-65. DOI: https://doi.org/10.1080/02796015.2012.12087375.
16. Rodkin P.C., Espelage D.L., Hanish L.D. A relational framework for understanding bullying: developmental antecedents and outcomes // American Psychologist. 2015. Vol. 70, no. 4. Pp. 311-321. DOI: https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/a0038658.
17. Salmivalli C. Bullying and the peer group: A review // Aggression and Violent Behavior. 2010. Vol. 15, no. 2. Pp. 112-120. DOI: https://doi.org/10.1016/j.avb.2009.08.007.
18. Salmivalli C., Voeten M., Poskiparta E. Bystanders matter: Associations between reinforcing, defending, and the frequency of bullying behavior in classrooms // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2011. Vol. 40, no. 5. Pp. 668-676. DOI: https://doi.org/10.1080/15374416.2011.597090.
19. Seo M.J. Participation in bullying: Bystanders’ characteristics and role behaviors // Korean Journal of Child Studies. 2008. Vol. 29, no. 5. Pp. 79-96.
20. Thornberg R., Wänström L., Hong J.S., Espelage D.L. Classroom relationship qualities and social-cognitive correlates of defending and passive bystanding in school bullying in Sweden: A multilevel analysis // Journal of School Psychology. 2017. Vol. 63. Pp. 49-62. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsp.2017.03.002.
21. Thornberg R., Tenenbaum L., Varjas K. et al. Bystander motivation in bullying incidents: To intervene or not to intervene? // The Western Journal of Emergency Medicine. 2012. Vol. 13, no. 3. Pp. 247-252. DOI: https://doi.org/10.5811/westjem.2012.3.11792.
22. Wachs S., Bilz L., Fischer S.M. et al. Students’ willingness to intervene in bullying: Direct and indirect associations with classroom cohesion and self-efficacy // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2018. Vol. 15, no. 11. Pp. 25-77. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph15112577.
23. Yang S.A., Kim D.H. Factors associated with bystander behaviors of Korean youth in school bullying situations: A cross-sectional study // Medicine. 2017. Vol. 96, no. 32. Article e7757. DOI: https://doi.org/10.1097/md.0000000000007757.