Проблема формирования субъектно-лидерских качеств у курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации: познавательно-эмпирический аспект
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-4-7
Аннотация
Введение. Проблеме лидерства в научных исследованиях уделяется немало внимания. Однако данная проблема продолжает быть актуальной для большого количества научных направлений. Формирование лидерских качеств личности интересует педагогический состав силовых высших учебных заведений.
Материалы и методы. Основными методами исследования выступили: анализ литературы по проблеме исследования, систематизация полученных данных, проведение эмпирического исследования влияния различных факторов на формирование и развитие лидерских качеств будущих офицеров Росгвардии.
Результаты исследования. В статье представлен опыт исследования лидерских качеств курсантов вуза войск национальной гвардии, получающих специальность военного психолога. Отмечается позитивная динамика лидерских качеств на протяжении всего периода обучения в военном вузе как важного условия готовности к профессиональной деятельности, а также сделан вывод о стабильности основного стиля управления на пятом курсе.
Обсуждение и заключения. В ходе проведения исследования установлено, что для развития лидерских качеств будущего офицера войск национальной гвардии в настоящее время в образовательном процессе военного вуза необходимо решать следующие задачи: выработка осознания своего предназначения как офицера, настойчивости в реализации поставленных задач, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности, упорства в реализации и исполнении поставленных задач, осознания собственной силы, веры в достижение цели.
Об авторе
А. А. ДьячковРоссия
Дьячков Алексей Анатольевич
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997. 239 с.
2. Балунов М.С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-экономического вуза: дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2000. 188 с.
3. Власова Г.И., Турчин А.С. Оценка выраженности лидерских качеств учеников старших классов средней общеобразовательной школы // Психология ХХI столетия: сборник по материалам ежегодного конгресса «Психология ХХI столетия» (Ярославль 17-19 мая 2019) / под ред. В.В. Козлова. Ярославль, ЯрГУ, ЯГПУ, МАПН, 2019. С.86-90.
4. Гущин А.М., Дьячков А.А., Карташов А.В. Формирование психической устойчивости будущих офицеров Росгвардии при выполнении профессиональных задач как психолого-педагогическая проблема // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. С. 311-317.
5. Гущин А.М., Наумов П.Ю., Сорокоумова С.Н. Критерии оценки эффективности развития психической устойчивости будущих офицеров к выполнению профессиональных задач // Общетеоретические и отраслевые проблемы науки и пути их решения: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Уфа, 2019. С. 113-116.
6. Дьячков А.А., Буряков В.Н. Анализ подходов к развитию компетентности будущих специалистов силовых ведомств и их авторская интерпретация // Правда и Закон. 2017. №2. С. 77-80.
7. Дьячков А.А., Турчин А.С. Психолого-методологические основания повышения качества обучения в вузе войск национальной гвардии // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири: научный журнал. 2019. №1(1). С.46-50.
8. Евтихов О.В. Компоненты лидерского потенциала организационного лидера // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. №6. С. 274-276.
9. Казаков М.Н., Наумов П.Ю., Дубинин А.В., Дьячков А.А. Формирование структуры профессионального сознания будущего офицера // Научный альманах. 2018. №4-2(42). С. 38-42.
10. Карпов А.А. Современная организационная психология: учебное пособие. М.: МПСУ; Ярославль: Филигрань, 2018. 256 с.
11. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: учебное пособие. М.: Статут, 2007. 541 с.
12. Лаптев А.А., Дьячков А.А., Наумов П.Ю. Проблема формирования и развития системы профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии российской федерации // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 11, №9. С. 6-8.
13. Маслянов Н.Н. Психолого-педагогические условия развития готовности курсантов к лидерству: дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2001. 162 с.
14. Мирошниченко А.А., Мерзлякова Д.Р. Подготовка магистрантов к формированию команд обучающихся для проектной деятельности // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №1. С.1.
15. Наумов П.Ю., Матвеев Д.Е., Вальков А.В., Дьячков А.А. Изучение проблем, влияющих на образовательный процесс в ВОУВПО ВВ МВД России (опыт авторского анализа): монография. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. 128 с.
16. Монтгомери Б. Мемуары фельдмаршала. М.: Вагриус, 2006. 384с.
17. Психология лидерства: лидерство в социальных организациях: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / под общ. ред. А.С. Чернышева. М.: Юрайт, 2019. 159 с.
18. Скворцов И.М., Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Теоретические основания формирования профессиональной субъектности будущих офицеров // Научное мнение. 2017. №12. С. 76-79.
19. Скрыпников О.И. Психолого-педагогические условия формирования качеств лидера у курсантов военных институтов: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 1999.
20. Суворова О.В, Вахрушева О.В., Егорова П.А., Юдина Е.А. Иноязычная подготовка курсантов в контексте особой организации образовательного пространства военного вуза // Психолого-педагогический поиск. 2019. №1(49). С. 126-135.
21. Терехин Р.А. Социально-психологические детерминанты психологической готовности военнослужащих к изменению служебной ситуации в процессе военно-профессиональной социализации: монография. СПб.: НУ «Центр стратегических исследований», 2020. 88 с.
22. Пашкин С.Б., Турчин А.С., Саркисова Е.А. Система мероприятий психологической помощи военнослужащим в интересах укрепления, сохранения, восстановления психического здоровья // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2020. №1(10). С. 82-88.
23. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение лидерства во временных игровых объединениях подростков. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. 117 с.
24. Шаповалов И.В., Сорокоумова С.Н. Формирование профессиональной ответственности будущих офицеров национальной безопасности: понятие, структура, условия и средства // Педагогический журнал. 2020. Т. 10, №2-1. С. 127-133.
25. Щербаков С.О., Наумов П.Ю., Сорокоумова С.Н. Основные теоретико-методологические подходы к формированию организационной культуры будущих офицеров // Психологическая и педагогическая основы современной образовательной среды: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции / под ред. А.А. Сукиасяна. Уфа, 2019. С. 197-200.
26. Щербаков С.О., Сорокоумова С.Н. Формирование организационной культуры будущих офицеров // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, №2. С. 3.
27. McLarnon M.J.W., Rothstein M.G. Development and initial validation of the Workplace Resilience Inventory // Journal of Personnel Psychology. 2013. Vol. 12(2). Pp. 63-73.
28. Novotný J.S. Weakness of causal models with multiple roles elements // The proceedings of 3rd International e-Conference on Optimization, Education and Data Mining in Science, Engineering and Risk Management 2013/2014. Bratislava: Curriculum Studies Research Group, 2014. Pp. 443-456.
29. Ryan L., Caltabiano M.L. Development of a new resilience scale: The Resilience in Midlife Scale (RIM Scale) // Asian Social Science. 2009. Vol. 5(11). Pp. 39-51.
30. Van der Kleij R., Molenaar D., Schraagen J.M. Making teams more resilient: effects of shared transformational leadership training on resilience // Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society 55th Annual Meeting, 2011 September 19-23, Las Vegas. 2011. Vol. 55(1). Pp. 2158-2162.
31. Wagnild G., Young H. Development and psychometric evaluation of the Resilience Scale // Journal of Nursing Measurement.1993. Vol. 1. Pp. 165-178.
32. Winwood P.C., Colon R., McEwen K. A practical measure of workplace resilience: developing the resilience at work scale // Journal of Occupational and Environmental Medicine. 2013. Vol. 55(10). Pp. 1205-1212.