Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Практика использования интерактивных технологий для подготовки бакалавров прикладной информатики в период пандемии COVID-19

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-4-6

Аннотация

Введение. Актуальность темы обусловлена требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки бакалавриата 09.03.03 «Прикладная информатика», который предполагает наличие у выпускников вузов универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Среди общепрофессиональных компетенций имеется ИКТ-компетентность, которая заключается в грамотном использовании современных информационных технологий. Объект исследования – интерактивные технологии, применяемые в условиях дистанционного образования. Предмет исследования – степень удовлетворённости студентов методами интерактивного обучения в условиях дистанционного образования, организованного в связи с предупреждением распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Научная новизна – выявлены и систематизированы инновации в секторе образования, новаторские подходы в поддержку непрерывности образования и обучения в период пандемии коронавирусной инфекции.

Материалы и методы. Анализ отечественной и зарубежной литературы, педагогический эксперимент, опрос субъектов образовательного процесса, методы сравнения, анализа и синтеза.

Результаты исследования. В ходе проведённого опроса по установлению уровня удовлетворенности обучающимися дистанционным обучением с применением интерактивных технологий в период пандемии коронавирусной инфекции получены следующие результаты: около 77-85% студентов считают, что для организации дистанционного обучения достаточно электронных курсов в LMS Moodle, соответственно нет необходимости вводить дополнительные формы дистанционного обучения; 75% опрошенных студентов считают, что необязательно вебинары и онлайн-лекции привязывать к учебному расписанию.

Обсуждение и заключения. Для организации обучения в дистанционном формате каждый преподаватель индивидуально выбирает образовательные сервисы и платформы, отдавая предпочтения тем, которые более доступны с точки зрения стоимости использования, имеют расширенный функционал и удобный интерфейс. Можно отметить, что при реализации образовательной деятельности в дистанционном формате по направлению подготовки «Прикладная информатика» в период пандемии коронавирусной инфекции кроме Moodle активно использовались Webex, Zoom, Skype.

Об авторе

А. B. Поначугин
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Поначугин Александр Викторович – кандидат экономических наук, доцент

Нижний Новгород




Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii (дата обращения: 04.06.2020)

2. Баландина И.В., Попова Е.И. Организация дистанционного обучения в вузе в современных условиях // Вопросы педагогики. 2020. №6-2. С. 34-38.

3. Густяхина В.П. Интерактивные технологии в педагогическом образовании // Вестник ТГПУ. 2018. №8(197). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-tehnologii-v-pedagogicheskom-obrazovanii (дата обращения: 05.06.2020).

4. Демцура С.С., Якупов В.Р. Особенности организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий // Наукосфера. 2020. №7. С. 37-41.

5. Каримова Ю.М. Организация дистанционного обучения посредством применения образовательной среды Moodle // Российская наука в современном мире: сборник статей XXX международной научно-практической конференции (31 мая 2020 г., г. Москва). М.: ООО «Актуальность РФ», 2020. С. 228-229.

6. Коротаева Е.В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика: монография. Екатеринбург: УрГПУ, 2013. 203 с.

7. Махотин Д.А. Сущность и проблема интерактивного обучения // Юбилейный сборник трудов сотрудников факультета технологии и предпринимательства. М.: МГПУ, 2004. С. 123-127.

8. Молоков Ю.Г. Актуализация научных исследований в области современного образования // Сибирский учитель. 2018. №3(118). С. 17-22.

9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского язык. М.: АСТ, 2020. 736 с.

10. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков; под общ. ред. В.С. Кукушина. 2-е изд., испр. и доп. М.; Ростов н/Д: МарТ, 2004. 334 с.

11. Поначугин А.В. Мониторинг качества образования как важный фактор подготовки бакалавров в области прикладной информатики // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №1. С. 4.

12. Самерханова Э.К., Балакин М.А. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №2. С. 4.

13. Тихобаев А.Г. Интерактивные компьютерные технологии обучения // Вестник ТГПУ. 2012. №8(123). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-kompyuternye-tehnologii-obucheniya (дата обращения: 04.06.2020).

14. Устинов И.Ю. Определения основных терминов дидактики высшей военной школы. М.: Новая школа, 2010. 320 с.

15. Ali W. The Efficacy of Evolving Technology in Conceptualizing Pedagogy and Practice in Higher Education // Journal of Higher Education Studies. 2019. Vol. 9, no. 2. Pp. 81-95. DOI: https://doi.org/10.5539/hes.v9n2p81.

16. Ali W. Online and Remote Learning in Higher Education Institutes: A Necessity in light of COVID-19 Pandemic // Higher Education Studies. 2020. Vol. 10, no. 3. Pp. 16-25. DOI: https://doi.org/10.5539/hes.v10n3p16.

17. Basilaia G., Kvavadze D. Transition to online education in schools during a SARS-CoV-2 coronavirus (Covid-19) pandemic in Georgia // Pedagogical Research. 2020. Vol. 5(4). Pp. 1-9.

18. COVID-19 Response: Preparing to Take School Online. 2020. Available at: https://www.cosn.org/sites/default/files/COVID-19%20Member%20Exclusive_0.pdf (accessed: 03.06.2020).

19. Ertmer P.A., Otternbreit-Leftwich A.T. Teacher technology change: How knowledge, confidence, beliefs, and culture intersect // Journal of Research on Technology in Education. 2010. Vol. 42, no. 3. Pp. 255-284.

20. Hijazi S., Bernard P., Plaisent M., Maguiraga L. Interactive Technology Impact on Quality Distance Education // Electronic Journal of e-Learning. 2003. Vol. 1, no. 1. Pp. 35-44.

21. Holingshead A., Chellman D. Engaging Learners in Online Environments Utilizing Universal Design for Learning Principles // eLearn. 2019. Vol. 2019, no. 2. DOI: https://doi.org/10.1145/3310377.3310383.

22. Microsoft Skype for Business vs Cisco Webex Meetings vs Zoom. Available at: https://futureworx.io/skype-for-business-vs-webex-vs-zoom/ (accessed: 03.06.2020).

23. Pace C., Pettit S.K., Barker K.S. Best practices in middle level quaranteaching: Strategies, tips and resources amidst COVID-19 // Journal of the Georgia Association for Middle Level Education. 2020. Vol. 31(1). P. 2. DOI: https://doi.org/10.20429/becoming.2020.310102.

24. Samerkhanova E.K., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R. Project Activities of University Students by Means of Digital Technologies // Popkova E., Sergi B. (eds) The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 91. Springer, Cham, 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7_52.

25. Samerkhanova E.K., Bahtiyarova L.N., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Ponachugin A.V. Creation of a Modern Digital Environment for Managing the Educational Programs in University // Popkova E. (eds) Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 73. Springer, Cham, 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-15160-7_129.

26. Smith J.A., Judd J. COVID-19: Vulnerability and the power of privilege in a pandemic // Health Promotion Journal of Australia. 2020. Vol. 31(2). Pp. 158-160. DOI: https://doi.org/10.1002/hpja.333.

27. Tanis C.J. The seven principles of online learning: Feedback from faculty and alumni on its importance for teaching and learning // Research in Learning Technology. 2020. Vol. 28. DOI: https://doi.org/10.25304/rlt.v28.2319.

28. Toquero C.M. Challenges and opportunities for higher education amid the COVID-19 pandemic: The Philippine context // Pedagogical Research. 2020. Vol. 5, no. 4. Article em0063.

29. Where is the future of education heading? Available at: https://futureofwork.webex.com/events/future-of-education-hybrid-classrooms/ (accessed: 09.06.2020).


Рецензия

Просмотров: 1236


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)