Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ВЕДУЩИХ ИДЕЙ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Полный текст:

Аннотация

Статья исследует процесс развития системного подхода и формирования теории развития социально-педагогических систем. В работе раскрываются исторические аспекты формирования и развития системного подхода, основные законы и закономерности рассмотрения и функционирования социальных систем, выделяются характеристики социальной системы и ее особенности. Анализируя процесс эволюции теории систем, автор рассматривает концепции различных областей знания, определяет общие направления исследования, выделяет ведущие школы, раскрывающие системный подход применительно к социальным системам. В статье выделены формальные свойства систем различного уровня, выявляются общие универсалии в прогнозировании и управлении социальной системой. В работе приводятся ведущие законы развития системы: зависимости развития и эффективности функционирования системы от степени ее открытости, достижения цели системой как условие окончания ее существования, отрицания революционного пути развития, периодического эволюционного толчка.

Об авторе

Е. Седых
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, директор центра менеджмента качества, 

Нижний Новгород



Список литературы

1. Акоф Р.Л. Системы, организации и междисциплинарные исследования // Исследования по общей теории систем. М., 1969. 206 с.

2. Анохин П.К. Теория функциональной системы // Uspehi fiziologicheskih nauk. 1970. Т. 1. № 1. С. 19-54.

3. Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации: учебное пособие. Н.Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2004. 296 с.

4. Гвишиани Д.М. Избранные труды по философии, социологии и системному анализу. М.: «Канон+ РООИ «Реабелитация», 2007. 672 с.

5. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с.

6. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991. С. 22-23.

7. Кухтин В.С. Системно-структурный подход и специфика философского знания // Вопросы философии. 1968. № 11. С. 47-58.

8. Леднев В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. М.: МГАУ, 2001. С. 99-101

9. Маркова С.М. Системный подход к проектированию целостного педагогического процесс: монография. Н.Новгород, 2002. 44с.

10. Маркова С.М., Седых Е.П. Теоретические основы проектного управления образовательными системами // Наука и школа. 2011. № 3. С. 8-10.

11. От проектного вуза к публичной образовательной корпорации: нестандартные решения 2015: монография. Нижний Новгород, 2015.

12. Парсонс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологи // Информационный бюллетень Научного совета АН СССР по проблемам конкретных социологических исследований. 1968. №6. С. 4.

13. Раппопорт А. Математические аспекты абстрактного анализа систем. М.: Прогресс, 1969. С. 83-105.

14. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974. 282 с.

15. Седых Е.П. Прогностическая деятельность в управлении образовательным процессом // Наука и школа. 2011. № 6. С. 10-12.

16. Седых Е.П. Стратегическое управление образовательной деятельностью в вузе // EuropeanSocialScienceJournal. 2013. № 11-1 (38). С. 43-48.

17. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М.: УРСС Эдиториал, 2007. 257 c.

18. Ханике Ф. Новые идеи в области управления. М.: Прогресс, 1969. 125 с.

19. Чанчина А.В. Педагогический процесс профессионального учебного заведения. Н. Новгород, 2010. 30 с.

20. Чанчина А.В., Кузьмина Е.М. Модели педагогических мастерских в системе подготовки инженерно-педагогических кадров: Учебно-методическое пособие / Нижний Новгород, 2010.

21. Barnard C. Organization and Management. Selected Papers. Cambridge, Mass, 1948. P 149-160.

22. Barnard C. The Function of the Executive. Harvard University Press, 1968. P. 123.

23. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions //Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. Р. 489-493.


Рецензия

Просмотров: 439


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)