Педагогическое стимулирование формирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности: подходы, этапы, средства
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-4
Аннотация
Введение. В современных условиях развития общества, государства и образования актуальным остается вопрос подготовки юристов, обладающих способностью к правотворческой деятельности. Правотворческая деятельность связывается с разработкой нормативных правовых документов и применением нормативных правовых актов в конкретной сфере юридической деятельности, реализации нормативного материального и процессуального права в профессиональной деятельности. Целью данного исследования является разработка педагогических условий формирования у будущих юристов правотворческой деятельности, а именно: определение сущности правотворческой деятельности, разработка содержания правотворческой деятельности и условий его реализации в процессе профессиональной подготовки будущих юристов.
Материалы и методы. Методологической основой исследования являются: деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, В.Н. Батищев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, Н.В. Кузьмина, А.М. Новиков, М.С. Каган и др.); комплексный подход (А.А. Вербицкий, Э.Г. Скибицкий); системный подход (И.В. Блауберг, П.К. Анохин, В.Н. Садовский, А.И. Уемов, Б.Г. Юдин, А.М. Новиков, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.); знаково-контекстный подход (А.А. Вербицкий, Е.А. Сорокоумова, И.А. Зимняя и др.); аксиологический (ценностный) подход (О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Л.В. Баева, В.С. Степин, Н.Л. Худякова, М.С. Яницкий, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров и др.).
Для достижения цели исследования и решения определенных в работе задач применялся комплекс взаимодополняющих, взаимосвязанных и не противоречащих друг другу методов научного поиска: а) общенаучные; б) психолого-педагогические; в) практико-эмпирические.
Результаты исследования. Педагогическое стимулирование понимается как целенаправленный, эмоционально-интеллектуальный субъектный процесс побуждения и активизации потенциала обучаемых методами и средствами внешнего психолого-педагогического воздействия, направленного на достижение запланированного результата и повышения эффективности стимулируемой правотворческой деятельности. Средствами педагогического стимулирования формирования готовности будущего юриста к правотворческой деятельности могут выступать консультации и обучающий модуль. Также широко представлена характеристика этапов проведенной работы и полученных результатов.
Об авторе
Л. Ю. НаумоваРоссия
Наумова Людмила Юрьевна – начальник юридического отдела
Новосибирск
Список литературы
1. Агафонова Е.А. Педагогическое стимулирование: практический опыт с целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов в вузе // Региональный опорный вуз в рамках программы развития образования: миссия, функции и перспективы: сборник статей. Сыктывкар, 2017. С. 148-154.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. 478 с.
3. Богуславский М.В. Идея стимулирования радости познания у школьников в педагогических трудах и опыте В.А. Сухомлинского: автореф. дис. …. канд. пед. наук. М., 1986. 18 с.
4. Гордин Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования: дис. … д-ра пед. наук. М., 1979. 385 с.
5. Дмитриева Е.Е., Суворова О.В., Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н. Психологическое исследование коммуникативной толерантности у студентов высшей педагогической школы // Язык и культура. 2019. №45. С. 161-172.
6. Калмыков С.Г., Асербеков О.У. Педагогическое стимулирование лидерских качеств студентов // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза: сборник статей Межвузовской научно-практической конференции / под общей ред. О.М. Поповой. Саратов, 2017. С. 60-62.
7. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. №31. Ст. 4398 URL: http://www.szrf.ru/szrf/doc.phtml?nb=100&issid=1002014031000&docid=1 (дата обращения: 10.05.2020).
8. Кулавский И.В. Актуальные вопросы педагогического стимулирования технического творчества учащихся подросткового возраста // Евсевьевские чтения. Серия: Педагогические науки: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых. 2016. С. 81-85.
9. Наурызбаева Р.Н. Педагогическое стимулирование художественно-творческой деятельности учащихся в условиях эвристического обучения //Сибирский педагогический журнал. 2007. №6. С. 218-230.
10. Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Снова к природе познания: проблема организации и самоорганизации познавательной деятельности военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: сборник научных статей IX Межвузовской научно-практической конференции с международным участием: в 3-х частях. Часть 2 / под общей редакцией С.А. Куценко. Новосибирск, 2018. С. 162-167.
11. Наумова Л.Ю., Наумов П.Ю., Повшедная Ф.В. Комплекс психолого-педагогических условий стимулирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности // Педагогический журнал. 2019. Т. 9, №6А. С. 31-40.
12. Наумова Л.Ю., Наумов П.Ю., Сорокоумова С.Н. Стимулирование и его структура: проблема педагогического стимулирования формирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 2. С. 3736-3745.
13. Наумова Л.Ю., Наумов П.Ю., Сорокоумова С.Н. Структура педагогического стимулирования формирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности // Научный альманах. 2019. №10-1(60). С. 169-172.
14. Наумова Л.Ю., Наумов П.Ю., Сорокоумова С.Н. Педагогические условия стимулирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Пермь, 02 ноября 2019 г.). Уфа: АМИ, 2019. С. 71-72.
15. Наумова Л.Ю., Наумов П.Ю., Сорокоумова С.Н. Структура готовности будущего юриста к правотворческой деятельности // Диалог культур в педагогическом и психологическом континууме: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Магнитогорск, 10 ноября 2019 г.). Уфа: АМИ, 2019. С. 75-77.
16. Наумова Л.Ю., Наумов П.Ю., Сорокоумова С.Н. Проблема педагогического стимулирования формирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности в научной литературе // Роль и значение науки и техники для развития современного общества: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Самара, 06 ноября 2019 г.). Стерлитамак: АМИ, 2019. С. 19-21.
17. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
18. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: специальный курс. М.: ВЛАДОС, 2010. 334 с.
19. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. 216 с.
20. Поликарпова Н.В. Проблема педагогического стимулирования в психолого-педагогической ретроспективе // Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань, 2016. С. 219-224.
21. Пряникова В.Г. Становление и развитие концепции педагогического стимулирования в теории советской педагогики: дис. … д-ра пед. наук. М., 1993. 434 с.
22. Равкин З.И. Стимулирование как педагогический процесс (основы общей теории) // Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследования истории советской школы: сборник статей / под ред. З.И. Равкина. Йошкар-Ола: Марийский гос. пед. ин-т, 1972. 292 с.
23. Сабирова Г.Б. Педагогическое стимулирование как один из важных факторов мотивации успешности в детской школе искусств // Дополнительное профессиональное образование как стратегический ресурс развития культуры регионов: материалы III Международной научно-практической конференции. Казань, 2017. С. 265-269.
24. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений. М.: Школьная Пресса, 2004. 512 с.
25. Улитина Т.И. Педагогическое стимулирование технического творчества студентов профессиональных образовательных организаций: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2016. 22 с.
26. Шаров Ю.В. О сущности, специфике и классификации духовных потребностей // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. С. 47-49.
27. Шаталова И.Е., Резенькова О.В. Педагогические условия по стимулированию самостоятельной работы студентов в области физической культуры // Современные тенденции в научной деятельности: сборник материалов XXVII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 363-364.
28. Юрцев И.В. Педагогическое стимулирование курсантов к преодолению трудностей во взаимодействии с социальными институтами // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. №10. С. 188-192.
29. Юй В., Ван Ч. Педагогические методы стимулирования интереса студентов при обучении Русскому языку в китайской аудитории // Педагогические науки. 2015. №3(72). С. 53-56.
30. Mokin B., Marymonchyk Yu. Methodological basis of the material incentives of the efficient activity of the university staff in training scientific and pedagogical personnel and creating qualitative scientific materials // Вiсник Вiнницького полiтехнiчного iнституту. 2004. №2(53). С. 26-31.
31. Сманцер А.П. Педагогические основы стимулирования творческого саморазвития будущего педагога в процессе обучения в вузе // Веснік БДУ. Серыя 4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. 2007. №3. С. 113-118.
32. Tkachenko O.G. The problem of stimulating pedagogical teaching and learning of students in a creative heritage of philosophers of Antiquity // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2011. №8. С. 94-96.