О месте и значении психомоторной функции в формировании навыка письма у детей с общим недоразвитием речи
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-8
Аннотация
Введение. В статье теоретически и экспериментально обосновывается значение своевременного психомоторного развития детей на начальном этапе обучения письму. Анализируется влияние нарушений функционирования субкортикальных и кортикальных неврологических уровней построения движений на реализацию фонетического принципа письма учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи в виде наличия гипер- и гипотонуса, микро- и макрографии, моторных, зрительно-моторных ошибок.
Материалы и методы. При написании статьи применялся теоретический анализ отечественных дефектологических исследований; психолого-педагогический эксперимент.
Результаты исследования. Установлено, что психомоторика выступает структурным компоненом письма, формирование которого обусловлено сочетанием зрительных и слухоречедвигательных представлений с кинестетическим образом букв, а также нарушения психомоторного развития оказывают негативное влияние на формирование навыка письма детей семи лет с общим недоразвитием речи III уровня на начальном этапе обучения. Психомоторные нарушения сопряжены с недостаточной реализацией фонетического принципа письма, а также характеризуется рядом особенностей, определяющих их письменные умения и навыки в начале обучения в школе.
Обсуждение и заключения. Результаты исследования являются основанием для разработки коррекционно-развивающих программ сопряженного психолого-педагогического воздействия на объективизацию в процессе обучения письму в сознании ребенка комплекса сенсорных и проприоцептивных ощущений и устранение имеющихся у него трудностей фонетико-фонематического восприятия, морфологического анализа слова, лексико-грамматических и орфографических ошибок.
Об авторах
Д. А. ТкаченкоРоссия
Ткаченко Дмитрий Александрович – аспирант
Москва
Ю. И. Родин
Россия
Родин Юрий Иванович – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования
Москва
Список литературы
1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. М., 1997. 608 с.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
3. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика, часть вторая: Методика исследования моторики. М.; Ленинград: Гос. мед. изд-во, 1930. 172 с.
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Национальный книжный центр, 1991. 224 с.
5. Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2001. 240 с.
6. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь, 2003. 330 с.
7. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М.: Академия, 2002. 352 с.
8. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. М.: Сфера: В. Секачев, 2008. 132 с.
9. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 311 с.
10. Озерецкий Н.И. Моторная одаренность. М.: Центральный институт труда., 1924. 28 с.
11. Практикум по возрастной психологии / [Л.А. Головей и др.]; [под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко]. СПб.: Речь: Сфера, 2001. 688 с.
12. Родин Ю.И. Процессы дифференциации и интеграции в психомоторном развитии детей дошкольного возраста // Дифференционно-интеграционная теория развития. Т. 2. М., 2014. С. 619-645.
13. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС": Московский пед. гос. ун-т, 1995. 255 с.
14. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие. 5-е изд. М.: Генезис, 2012. 474 с.
15. Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб.: Лениздат, 2001. 416 с.
16. Сорокоумова С.Н. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1(26). С. 10.
17. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2010. Т. 12, №3-1. С. 134-136.
18. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А, Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. М., 1993. 232 с.
19. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. М.: МПСИ, 2002. 148 с.