Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Аннотация

Цель публикации - обоснование педагогических условий, направленных на формирование у обучающихся вуза качеств личности безопасного типа поведения.

Методологической основой статьи являются концепция устойчивого развития и теория безопасности жизнедеятельности человека. При проведении исследования использовались анализ научно-теоретических положений формирования личности безопасного типа в профессиональной подготовке обучающихся в вузе, диагностика качеств, важных для безопасного поведения личности.

Результаты. Основной тезис, формулируемый авторами, определяется как противоречие между необходимостью устойчивого (безопасного) развития личности и существующими глобальными угрозами для жизнедеятельности человека.

Контент-анализ авторских дефиниций понятий «безопасная личность» и «личность безопасного типа» позволил установить, что при всем их многообразии категория личности безопасного типа поведения обладает сложной поликомпонентной структурой, включающей мотивационные, ценностно-смысловые, когнитивные, поведенческие аспекты, эмоционально-волевую регуляцию и личностные качества.

Авторы рассматривают личность безопасного типа как устойчивую и обладающую культурой чувств, знаний и нравственно-волевой саморегуляцией, которые обеспечивают необходимый уровень образованности в области безопасности и безопасного поведения. Важность решения рассматриваемой проблемы основана на исследовании качеств личности безопасного типа поведения, способствующих построению отношений обучающихся с собой и миром, познанию себя и мира, а также нравственно-волевому поведению.

Определен и реализован комплекс педагогических условий, направленный на формирование личности безопасного типа поведения в образовательном процессе вуза, объединяющий группы программно-содержательных и организационно-технологических компонентов.

Теоретические положения, представленные в работе, дополняют основные положения теории безопасности жизнедеятельности и концепций развития личности безопасного типа поведения, обогащая теорию и методику непрерывного профессионального образования.

Об авторах

М. Картавых
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, 

Нижний Новгород



И. Бичева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, 

Нижний Новгород



Л. Попова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник музея землеведения, 

Москва



В. Варивода
Ставропольский государственный аграрный университет
Россия

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой туризма и социально-культурного сервиса, 

г. Ставрополь



О. Филатова
Пензенский государственный университет
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, 

г. Пенза



Список литературы

1. Бичева И.Б. Формирование образованности обучающихся как способ вхождения в мир науки, культуры и будущей профессии [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-3 (44). С. 174-178. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/40883 (дата обращения: 24.09.2015).

2. Бичева И.Б. Использование системы Moodle как средства повышения эффективности образовательной деятельности [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 108-112. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/46485 (дата обращения: 25.08.2015).

3. Бичева И.Б., Царева О.С. Рефлексия как условие развития личностных и профессиональных качеств обучающихся // Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор А.А. Сукиасян. Уфа, 2015. С. 112-114.

4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С.8-14.

5. Картавых М.А., Агеева Е.Л., Веряскина М.А. Использование электронной образовательной среды в изучении обучающимися безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Науковедение. 2015. №3. т. 7. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/15PVN315.pdf (дата обращения: 13.08.2015).

6. Картавых М.А., Веряскина М.А. Педагогические условия изучения студентами проблем обеспечения экологической безопасности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/120-15636 (дата обращения: 28.08.2015).

7. Картавых М.А. Кривдина И.Ю. Инновации в компетентностно-ориентирванном профессиональном образовании учителей географии и безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: http://www.science-education.ru/117-13596 (дата обращения: 28.08.2015).

8. Картавых М.А., Рубан Е.М., Веряскина М.А. Ситуационный и задачный подходы в обучении безопасности жизнедеятельности и экологии [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. URL: http://web.snauka.ru/issues (дата обращения: 23.07.2015).

9. Картавых М.А., Филатова О.М. Концепция методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. № 3. URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (дата обращения: 23.07.2015).

10. Картавых М.А. Экологическая безопасность: учеб. пособие. Н.Новгород: НГПУ, 2009. 82 с.

11. Лызь Н. А. Развитие безопасной личности: психолого-педагогический подход [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 06 ноября 2007. URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1194351636&archive=1194448667&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.07.2015).

12. Мошкин В. Мировоззренческая составляющая безопасности. 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bigpi.biysk.ru/oldsite/publishing/rozmusl_2000/09.html (дата обращения: 29.08.2015).

13. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Образование как необходимое условие достижения устойчивого развития и основа будущего прогресса [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 34. URL: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik. (дата обращения: 10.08.2015).

14. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Устойчивое личностно-профессиональное развитие студентов в вузе [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 19. URL: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik. (дата обращения 10.08.2015).

15. Сапронов В. О. О личности безопасного типа и компетентности в области ОБЖ // Основы безопасности жизни. 2002. № 5. С. 9-12.

16. Суворова Г.М., Картавых М.А. Средства развития творческой активности студентов в процессе профессиональной реализации // Ярославский Педагогический Вестник. 2011. № 1. С. 176-180.

17. Шершнев Л. И. Формирование личности безопасного типа как отражение потребности общества и времени // Безопасность: информационный сборник. 1994. № 7. С. 12.

18. Шестаков В.А. Некоторые аспекты формирования личности безопасного типа // Научный вестник УАГС. 2010. №2(11). С. 8-13.

19. Черный С.Н., Савин А.П. Воспитание безопасной личности в школе: монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2007. 208с.

20. Academia in the 21 century/An analysis of trends and perspectives in higher education and reseach. Adviesraad voor het Wetenshaps en Techologebdeidsept, 2002.

21. The brave New World of Higher Education: A Transatlantic View. European University Assosiation EUA, American council on Education Center for Institutional and International Initiatives, 2002.

22. Sterling, S. Sustainable Education: Re-visioning leaning and Change. Bristol, 2001.

23. Tcymbal M.V. Gordiyenko O. A., Dikun N.V. Vitageneous Education as a Means of Nurturing Students' Personality Creative Component (Illustrated by Teaching Natural Sciences and the Humanities)//International Journal Of Applied And Fundamental Research. 2014. № 2. URL: www.science-sd.com/457-24566 (30.11.2014)

24. Crawley E.F., Malmgvist J., Lucas W.A., Rodeur D.R. The CDIO Syllabus v 2.0. An Updated Statement of Goals for Engineering Education//Proc. of the 7th International CDIO Conference. Technical University of Denmark, June 20-23, 2011. Copenhagen, 2011.

25. Harry C. Triandies. Introduction to Handbook. In: Handbook of Cross-Cultural Psuchology. Vol. I. Perspectives. Harry C. Triandies, Willian Wilson Lambert (ed.) Boston, London, Sydney, Toronto: Allyn and Bacon, Inc., 1980, р.


Рецензия

Просмотров: 1030


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)