Личностное самоопределение студентов с инвалидностью: социально-психологический анализ факторов и механизмов
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-8
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются социально-психологические особенности личностного самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью. Предметом исследования стали наиболее значимые факторы, влияющие на адаптацию таких студентов к академической среде, а также механизмы её оптимизации. Увеличение числа абитуриентов с инвалидностью предопределяет в контексте социально-образовательной инклюзии развитие доступной среды в виде безбарьерного архитектурного и академического пространства, создание психологически комфортного инвайронмента. Проблема личностного самоопределения студентов с инвалидностью в процессе высшего профессионального образования актуализируется с учётом специфики их мировосприятия, освоения компетенций, межличностной коммуникации.
Материалы и методы. В работе над статьей был проведен теоретический анализ комплекса отечественных и зарубежных научных источников (монографий, статей и публикаций по теме исследования, результатов диссертационных исследований по психологии, социологии, педагогике), позволивший обобщить и систематизировать международный и российский опыт как в отношении общего положения студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования, так и в отношении особенностей личностного самоопределения студентов с инвалидностью в вузе; метод теоретического обобщения, контент-анализ, вторичный анализ эмпирических данных.
Результаты исследования. В результате авторского анализа и интерпретации имеющихся научных источников обобщены и систематизированы данные проведенных международных и российских социально-психологических исследований. Полученные в ходе вторичного анализа данные позволили выявить и обосновать базовые факторы, влияющие на личностное самоопределение студентов с ограниченными возможностями здоровья: жизнестойкость, интернальность, самодостаточность (личностная, социальная, профессиональная). Предложен ряд механизмов повышения уровня социально-психологической адаптации.
Обсуждение и заключения. В статье представлена авторская интерпретация международного и отечественного опыта социально-психологических исследований, направленных на выявление актуальных факторов личностного самоопределения студентов-инвалидов. В качестве реального механизма повышения адаптивных способностей у студентов с инвалидностью и мотивации личностного самоопределения предложено развитие локальных (университетских) центров комплексной поддержки.
Об авторах
Ю. В. СеливановаРоссия
Селиванова Юлия Викторовна – доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики факультета психолого-педагогического и специального образования
SPIN-код: 2473-3710
Саратов
Т. В. Склярова
Россия
Склярова Татьяна Валентиновна – кандидат социологических наук, доцент, начальник отдела по социальной работе
SPIN-код: 5311-6894
Саратов
Список литературы
1. Айсмонтас Б.Б., Одинцова М.А. Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, №1. C. 71-80.
2. Валиев И.Н. Стереотипы социального взаимодействия. М.: Прометей, 2016. 126 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785906879196.html (дата обращения: 12.04.2020).
3. Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
4. Волынская Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла. М.: ФЛИНТА, 2017. 164 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976512450.html (дата обращения: 14.04.2020).
5. Князева А.П., Корнеева Е.Н. Психологическая инвалидизация, или Личностная идентичность инвалида // Ярославский педагогический вестник. 2005. №2. С. 93-99.
6. Коновалова М.Д. Особенности самоактуализации личности студентов в процессе инклюзивного профессионального образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 3(27). С. 220-227. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-3-220-227.
7. Краснопевцева Т.Ф., Фильченкова И.Ф., Винокурова И.В. К вопросу о готовности научно-педагогических работников вуза к реализации инклюзивного образования // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №1. С. 5. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1061/767 (дата обращения: 19.04.2020).
8. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981. №2. С. 20-30.
9. Кутепова Е.Н., Сунцова А.С. Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования В современных научных исследованиях // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. №2. С. 106.
10. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21, №1. С. 15-26.
11. Лонская Л.В. Анализ понятия профессионализации в психолого-педагогических исследованиях // Омский научный вестник. 2007. №6(62). С. 142-146. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ponyatiya-professionalizatsii-v-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniyah (дата обращения: 17.04.2020).
12. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. Т. 26, №6. С. 87-101.
13. Манхейм К. Диагноз нашего времени: пер. с нем. и англ. М.: Юрист, 1994. С. 222-223.
14. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2008. 352 с.
15. Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования. 2007. №3. С. 122-128.
16. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа – вуз» // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4. С.14. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1045/760 (дата обращения: 18.04.2020).
17. Пряжникова Е.Ю., Чистовский Д.И. Самосознание студентов с ОВЗ на этапе профессионального развития // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 4. C. 81-91.
18. Склярова Т.В., Зайцев Д.В. Инклюзивность виртуальной образовательной среды современного вуза: контекст инвалидности // Polish Journal of Science. 2019. Vol. 2, no. 15. Pp. 64-69.
19. Склярова Т.В., Зайцева О.В., Зайцев Д.В. Инклюзия детей-инвалидов в общество: равенство прав и возможностей // Сборник статей Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 28 июня 2019 г.). Стерлитамак: АМИ, 2019. С. 57-59.
20. Склярова Т.В., Зайцева О.В., Зайцев Д.В. Инклюзия детей-инвалидов в общество: анализ с позиций критической социологии // Alma mater. 2019. №12. С. 22-26.
21. Склярова Т.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Учебное пособие по курсу «Профессиональная этика» для студентов специальности 022100. Саратов, 1999. 116 с.
22. Смаль Е. В. Общая и профессиональная самоактуализация личности студента в процессе обучения в вузе. Минск, 2010. 167 с.
23. Чернобровкина С.В., Грушко Н.В. Личностные и мотивационные факторы социально-психологической адаптации студентов вуза с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. №3. С. 39-51.
24. Щетинина Е.Б. Жизнестойкость студентов с ограниченными возможностями здоровья как фактор успешной социально-психологической адаптации к среде высшего образовательного учреждения // Психология развития. 2015. №4. С. 306-309.
25. Щукина М.А. Психология саморазвития личности: субъектный подход: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2015.
26. Berggren U.J., Rowan D., Bergbäck E., Blomberg B. Disabled students’ experiences of higher education in Sweden, the Czech Republic, and the United States – a comparative institutional analysis // Disability & Society. 2016. Vol. 31, no. 3. Pp. 339-356. DOI: 10.1080/09687599.2016.1174103.
27. Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development. Cambridge, MA. Harvard University Press, 1979.
28. Emmers E., Baeyens D., Petry K. Attitudes and self-efficacy of teachers towards inclusion in higher education // European Journal of Special Needs Education. 2019. Vol. 35. Pp. 139-153. DOI: 10.1080/08856257.2019.1628337.
29. Hong Barbara S.S. Qualitative Analysis of the Barriers College Students With Disabilities Experience in Higher Education // Journal of College Student Development. 2015. Vol. 56, no. 3. Pp. 209-226. DOI: 10.1353/csd.2015.0032.
30. Moriña A., Cortés M.D., Melero N. Inclusive curricula in Spanish higher education? Students with disabilities speak out // Disability & Society. 2014. Vol. 29, no. 1. Pp. 44-57. DOI: 10.1080/09687599.2013.769862.
31. Strnadová I., Hájková V., Květoňová L. Voices of university students with disabilities: inclusive education on the tertiary level – a reality or a distant dream? // International Journal of Inclusive Education. 2015. Vol. 19, no. 10. Pp. 1080-1095. DOI: 10.1080/13603116.2015.1037868.