Новый взгляд на подготовку тренера в системе высшего профессионального образования
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-13
Аннотация
Введение. В настоящее время в российском обществе активно обсуждаются проблемы профессионального высшего образования в сфере физической культуры и спорта, изменения целей и содержания подготовки тренеров в связи с новыми социальными задачами: пропаганда здорового образа жизни российского населения, формирование новых жизненных ценностей, стратегий и установок в обществе, выстраивание курса на продление активной жизни российских граждан и оздоровления подрастающего поколения россиян, разработка здоровьесберегающих технологий для населения и т.д. В статье обосновывается необходимость разработки нового подхода к обучению студентов факультетов физической культуры и спорта, обсуждается необходимость изменения образовательного контента и методов обучения будущих педагогов-тренеров, формирование педагогических условий для профессионального и личностного самоопределения и саморазвития студентов.
Материалы и методы. Статья носит характер аналитического обзора, в ней осуществлена попытка систематизации научного психолого-педагогического знания по проблеме подготовки тренера в системе высшего профессионального образования. Основным методом изучения проблемы профессиональной подготовки педагога-тренера является метод теоретического анализа научных педагогических и психологических работ в трудах отечественных авторов. Отмечается, что профессиональная подготовка педагога-тренера должна быть основана на определенных принципах, которые обоснованы и раскрываются в данной статье.
Результаты исследования. Рассмотрено и охарактеризовано содержание профессиональной деятельности педагога-тренера, определены профессиональные компетенции, которыми он должен обладать как профессионал; содержание, методы и средства профессиональной подготовки педагогов в области физической культуры и спорта. Приведены результаты опроса студентов факультета физической культуры и спорта Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского относительно их подготовки и получения профессиональных знаний и умений в психолого-педагогической области. Обосновывается необходимость разработки нового подхода к обучению студентов факультетов физической культуры и спорта, необходимость изменения образовательного контента и методов обучения будущих педагогов-тренеров, формирование педагогических условий для профессионального и личностного самоопределения и саморазвития студентов.
Обсуждение и заключения. Обосновывается вывод о необходимости дальнейшего теоретического анализа и обобщения имеющихся научных исследований по данной проблеме. На основании результатов немногочисленных психологических исследований отечественных авторов доказывается необходимость дальнейшего изучения проблемы профессиональной подготовки педагогов-тренеров. Определены перспективы развития профессионального высшего образования в области физической культуры и спорта. Обосновывается вывод о том, что традиционные подходы к подготовке тренера-педагога в системе высшей школы требуют пересмотра, а процесс обучения – содержательного и организационного реформирования.
Ключевые слова
Об авторах
Н. Е. СеребровскаяРоссия
Серебровская Наталья Евгеньевна – доктор психологических наук, доцент, профессор
Нижний Новгород
О. В. Суворова
Россия
Суворова Ольга Вениаминовна – доктор психологических наук, профессор
Нижний Новгород
Н. И. Дунаева
Россия
Дунаева Наталья Ивановна – кандидат психологических наук, доцент
Нижний Новгород
Список литературы
1. Алексеев А.В. О психологической подготовке в спорте // Человек в мире спорта. Новые идеи, технологии, перспективы: тезисы докладов международного конгресса. М., 1998. Т. 2. С. 356-357.
2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1999. №4. С. 21-40.
3. Варфоломеева Л.Е. Акмеологические основы развития специалиста образования физической культуры: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1999. 462 с.
4. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. М.: Изд-во МГПИ, 1982. 156 с.
5. Гогунов Е.Н. Профессионально-психологическая компетентность специалиста по физической культуре и спорту //Теория и практика физической культуры. 2005. №4. С. 42-44.
6. Гутко А.В. Формирование психологической компетентности у будущих учителей физкультуры: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2011. 27 с.
7. Имашев А.М. Динамика изменения состояния и структура функциональной компетентности будущих учителей физической культуры в двигательной педагогической функции // Теория и практика физической культуры. 2008. №11. С. 90-92.
8. Колодезников К.С. Организационно-педагогические условия самосовершенствования будущего специалиста физической культуры и спорта в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Якутск, 2010. 23 с.
9. Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность: учебное пособие. М.: Терра-Спорт, 2000.
10. Краснова М.А. Формирование психологической готовности у студентов физкультурного вуза к предстоящей профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2002. 23 с.
11. Кривко О.А. Формирование профессиональной компетентности педагога-тренера по спорту в процессе обучения в вузе: автореф. дис…. канд. пед. наук. Барнаул, 2013. 21 с.
12. Кузьмин А.М. Основы педагогического мастерства специалиста физической культуры. Челябинск: УРАЛГАФК, 1997.
13. Кузьмина С.В. Формирование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н.Новгород, 2010. 21 с.
14. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. М.: Аспект-Пресс, 1995.
15. Мирошникова С.С. Становление педагогической позиции спортивного тренера: рискологический аспект // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2014. №6(33). С. 119-122.
16. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А, Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «Школа – вуз» // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4(29). С. 14.
17. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Малинин В.А., Егорова П.А., Мухина Д.Д. Социально-нравственное развитие обучающихся в условиях инклюзивного обучения // Психолого-педагогический поиск. 2018. №4(48). С. 152-163.
18. Николаев А.Н. Методика изучения успешности деятельности тренеров // Теория и практики физической культуры. 2003. №4. С. 18-22.
19. Николаев А.Н. Успешность деятельности тренера // Теория и практика физической культуры. 2003. №12. С. 29-33.
20. Павлов Ю.Н. Психолого-педагогические условия формирования личностных качеств спортсменов, необходимых для командного взаимодействия: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2004. 23 с.
21. Повшедная Ф.В., Малинин В.А., Мухина Т.Г., Гуриков А.В. Роль инновационного университета в системе "Школа – вуз" // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Н. Новгород: Мининский университет, 2015. С. 172-176.
22. Свищёв И.Д. Профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2001. №12. С. 9-14.
23. Серебровская Н.Е. Мониторинг как средство оценки качества образовательной среды университета // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2017. №4(48). С. 30-38.
24. Серебровская Н.Е. Нижегородское образование // Научно-практический журнал. 2016. №2. С. 41-45.
25. Сорокоумова С.Н., Мухина Т.Г., Егорова П.А., Мухина Д.Д. Исследование коммуникативной компетенции будущих педагогов // Язык и культура: сборник статей XXIX Международной научной конференции / под ред. С.К. Гураль. Томск, 2019. С. 396-402.
26. Сорокоумова С.Н., Никулина О.В. Развитие исследовательских профессиональных действий конкурентоспособной личности магистров // Нижегородский психологический альманах. 2017. №1. С. 97-104.
27. Сорокоумова С.Н., Столбов П.В. Компетентностный подход к профессиональной подготовке студентов строительных специальностей // Приволжский научный журнал. 2010. №1. С. 237-242.
28. Чернышева Л.Г. Психологические детерминанты профессионального становления педагогов по физической культуре: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2007. 48 с.
29. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка: практические аспекты ее исследования в условиях спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2000. №5. С. 25-26, 39-41.
30. Gruzdeva M.L., Vaganova O.I., Kaznacheeva S.N., Bystrova N.V., Chanchina A.V. Modern Educational Technologies in Professional Education // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. No. 73. Pp. 1097-1103.
31. Kurbatova A.S., Bicheva I.B., Ivanova N.V., Zaitseva S.A., Krasilnikova L.V. Career guidance problem as a systemic problem in russian society // Revista inclusions. 2020. Vol. 7. Pp. 158-173.
32. Suvorova O.V., Sorokoumova S.N., Gutko A.V., Minaeva E.V., Ivanova N.V., Mamonova E.B. Experience of Emotional and Physical Violence and Psychological Boundaries of Personality of Psychology Students // Espacios. 2017. Vol. 38, no. 56. Рp. 34-42.