Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-4

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются вопросы подготовки руководителей профессиональных образовательных программа к работе в условиях цифровой среды вуза. Цифровая среда вуза рассматривается с позиции управления профессиональными образовательными программами и представляет собой сложную открытую систему, системно интегрирующую сервисные компоненты по управлению содержанием, процессом, ресурсами, контингентом, финансами и качеством программ, обеспечивающих целостность и непрерывность образовательного процесса на всех уровнях и по всем параметрам. Реализация цифровой модели управления образовательными программами в вузе на базе единого цифрового кольца сервисов электронной платформы управления образовательными программами в вузе диктует необходимость наличия цифровых компетенций руководителей основных профессиональных образовательных программ (ОПОП).
Под цифровой компетентностью руководителей профессиональных образовательных программ будем понимать способность и готовность к выполнению трудовых функций по проектированию, реализации и тиражированию образовательной программы средствами цифровых технологий, обеспечивающих результативность деятельности.
Способом выявления профессиональных дефицитов в области цифровых компетенций руководителей профессиональных образовательных программ стало персонифицированное проектирование образовательных стажировочных траекторий с тьюторским сопровождением стажировки. Стажировочная траектория руководителей ОПОП имеет модульную структуру и направлена на ликвидацию профессиональных дефицитов в области информационной, методической, коммуникационной, технологической и организационной составляющей цифровых компетенций. Стажировочная площадка (виртуальная лаборатория) представляет собой виртуальное образовательное пространство, обеспечивающее обучение руководителей образовательных программ и проведение онлайн-мероприятий: хакатны, квесты, вебинары и т.д.
Материалы и методы. При написании статьи использовались следующие методы: теоретико-методологический анализ и синтез имеющейся специальной отечественной и зарубежной научно-методической литературы, концептуальный анализ научных статей и публикаций по теме; изучение и обобщение как отечественных, так и зарубежных разработок и внедрение проектов по созданию цифровых сред в управлении образованием; применение методов обобщения, сравнения, прогнозирования, онлайн-опросы. 
Результаты исследования. Представлена структура цифровой среды управления профессиональными образовательными программами в вузе. Функционально описано кольцо цифровых сервисов по управлению ОПОП. Представлен анализ разных подходов к оценке цифровых компетенций педагогов. Уточнено понятие цифровых компетенций применительно к руководителю профессиональной образовательной программы. Описано содержательное наполнение компонентов цифровой компетентности: информационное, методическое, коммуникационное, технологическое, организационное. 
Обсуждение и заключения. Разработанная модульная программа ликвидации профессиональных дефицитов руководителей профессиональных образовательных программ в области цифровых компетенций, основанная на персонифицированном проектировании образовательных стажировочных траекторий с тьюторским сопровождением стажировки позволит эффективно администрировать и управлять ОПОП в цифровой среде вуза.

 

Об авторах

Э. К. Самерханова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Самерханова Эльвира Камильевна – доктор педагогических наук, профессор

Нижний Новгород



М. А. Балакин
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Балакин Максим Александрович

Нижний Новгород



Список литературы

1. Баранова Н.В. Управление образовательной программой высшего образования как особый вид профессиональной деятельности // Педагогический журнал. 2016. №4. C. 175-186.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. URL: http://docs.cntd.ru/document/499091784 (дата обращения: 20.02.2020).

3. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Издательство «Перо», 2019. 72 с.

4. Гафурова Н.В., Чурилова Е.Ю. Методика обучения информационным технологиям. Практикум: учебное пособие. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. 181 с.

5. Гилева Т.А. Комптенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2019. №2(28).

6. Демидова Н.Н. Новый дизайн основных профессиональных образовательных программ в контексте конструирования инновационной научно-образовательной среды вуза // Вестник Мининского университета. 2016. №4.

7. Казанская О.В. От дистанционного обучения к электронному // Информационные технологии в образовании. 2009. №1(17). С. 4-5.

8. Каракозов С.Д., Сулейманов Р.С., Уваров А.Ю. Ориентиры развития цифровой образовательной среды Московского педагогического государственного университета // Наука и школа. 2014. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/orientiry-razvitiya-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy-moskovskogo-pedagogicheskogo-gosudarstvennogo-universiteta (дата обращения: 25.11.2019).

9. Комелина Е.В., Гусакова Т.М. Использование технологий Web2.0 в учебном процессе вуза // Преподавание информационных технологий в России: Открытая Всероссийская конференция. URL: https://it-education.ru/2009/reports/Komelina_Gusakova.htm (дата обращения: 25.11.2019).

10. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы. URL: http://government.ru/docs/16479/ (дата обращения: 25.11.2019).

11. Круподерова Е.П., Калиняк Т.И. Сетевые сервисы для построения информационно-коммуникационной предметной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №51-3. С. 144-150.

12. Майер В.В., Моор С.М. SMART-технологии в подготовке инженерных кадров (основной доклад) // Электронное образование: перспективы использования SMART-технологий: материалы III Международной научно-практической видеоконференции (г. Тюмень, 26 ноября 2015 г.) / под ред. С.М. Моор. Тюмень: ТюмГНГУ, 2016. С. 15-20. URL: https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2015/10/confcdo2015.pdf (дата обращения: 25.11.2019).

13. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: монография / А.А. Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова. Н. Новгород: Мининский университет, 2015. 296 с.

14. Кризисы мотивации и смешанное обучение. URL: https://newtonew.com/higher/motivation-in-blended-learning (дата обращения: 02.12.2019).

15. Паршукова Г.Б. Электронное обучение в эпоху Web2.0 // Электронное обучение в традиционном университете. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. С. 120-124.

16. Потёмкина Т.В. Зарубежный опыт разработки профиля цифровых компетенций учителя // Научно-теоретический журнал. 2018. Выпуск 2(35).

17. Песоцкий Ю.С., Баранова Н.В. Кто должен управлять образовательной программой вуза? (постановка проблемы) // Современные проблемы науки и образования. 2016. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25154 (дата обращения: 02.12.2019).

18. Самерханова Э.К. Стратегические ориентиры управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2017. №1.

19. Самерханова Э.К. Имжарова З.У. Проектирование единой электронной платформы управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2017. №4.

20. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного смешанного обучения в вузе // Педагогическое образование в России. 2014. №8. С. 68-74. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/758/Педагогическое%20образование%20в%20России_8_2014_ст.%2010.pdf (дата обращения: 02.12.2019).

21. Образование для сложного общества: доклад Global Education Futures / под ред. П. Лукши, П. Рабиновича, А. Асмолова. М., 2018. 77 с.

22. Шмакова А.П. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий. М.: ФЛИНТА, 2013. 184 с. URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=462991 (дата обращения: 02.12.2019).

23. Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 368 с. (Профессиональное образование).

24. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов [и др.]. М.: НАФИ, 2019. 84 с.

25. Чанчина А.В. Педагогический процесс профессионального учебного заведения: учебно-методическое пособие. Н. Новгород, 2010. 30 c.

26. A Pilot Translation Collaboration with Digital October in Russia. Available at: https://blog.coursera.org/a-pilot-translation-collaboration-with-digital/ (accessed: 25.12.2019).

27. Abdus K., Bukari S.A.W., Jainullabdeen A. The impact of missionary selling behaviours towards sales performance on prescription drugs in tamilnadu // International Journal of Management. 2015. Vol. 6, no. 1. Pp. 634-645.

28. Barot C., Lourdeaux D., Burkhardt J.-M., Amokrane K., Lenne D. V3S: A Virtual Environment for Risk-Management Training Based on Human-Activity Models // PRESENCE: Virtual and Augmented Reality. 2013. Vol. 22, no. 1. Pp. 1-19. DOI: 10.1162/PRES_a_00134.

29. Bekkulоv A.M., Nоrmatоva G. Formation of information culture of pupils // European Conference on Education and Applied Psychology: 5th International scientific conference 23th December, 2014. Vienna, 2014. Pp. 182-186.

30. Computers and the Internet. Available at: https://www.allthingstopics.com/computers-andinternet.html (accessed: 25.12.2019).

31. David W. Johnson, Roger T. Johnson and Karl A. Smith. Cooperative Learning: Increasing College Faculty Instructional Productivity. ASHE-ERIC Higher Education Report no. 44. Washington, 2013.

32. Gendina N.I. Information Culture, Media and Information Literacies in Russia: Theory and Practice, Problems and Prospect // Kurbanoğlu S., Grassian E., Mizrachi D., Catts R., Špiranec S. (eds) Worldwide Commonalities and Challenges in Information Literacy Research and Practice: ECIL 2013: Communications in Computer and Information Science. 2013. Vol. 397. Pp. 258-267.

33. Notess G.R. Search Engine Features Chart // Search Engine Showdown. Available at: http://www.notess.com/search/features/ (accessed: 25.12.2019).

34. Patil A.D.Y., Nagra G., Gopal R. A Study on Total Quality Management in Higher Education // International Journal of Management. 2014. No. 5(5). Pp. 1-6.

35. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Students' network project activities in the context of the information educational medium of higher education institution // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 11. Pp. 4578-4586. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1114908.pdf (accessed: 19.12.2019).

36. Shneiderman B. Designing information-abundant web sites: issues and recommendations // International Journal of Human-Computer Studies. 1997. Vol. 47, no. 1. Pp. 5-29. DOI: 10.1006/ijhc.1997.0127.

37. Vinоkur A.I. Information Technologies in Culture and Education: Image Processing Issues // Mоdern Applied Science. 2015. Vol. 9, no. 5. Pp. 314-322. DOI: 10.5539/mas.v9n5p314.


Рецензия

Просмотров: 989


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)