Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-4
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются вопросы подготовки руководителей профессиональных образовательных программа к работе в условиях цифровой среды вуза. Цифровая среда вуза рассматривается с позиции управления профессиональными образовательными программами и представляет собой сложную открытую систему, системно интегрирующую сервисные компоненты по управлению содержанием, процессом, ресурсами, контингентом, финансами и качеством программ, обеспечивающих целостность и непрерывность образовательного процесса на всех уровнях и по всем параметрам. Реализация цифровой модели управления образовательными программами в вузе на базе единого цифрового кольца сервисов электронной платформы управления образовательными программами в вузе диктует необходимость наличия цифровых компетенций руководителей основных профессиональных образовательных программ (ОПОП).
Под цифровой компетентностью руководителей профессиональных образовательных программ будем понимать способность и готовность к выполнению трудовых функций по проектированию, реализации и тиражированию образовательной программы средствами цифровых технологий, обеспечивающих результативность деятельности.
Способом выявления профессиональных дефицитов в области цифровых компетенций руководителей профессиональных образовательных программ стало персонифицированное проектирование образовательных стажировочных траекторий с тьюторским сопровождением стажировки. Стажировочная траектория руководителей ОПОП имеет модульную структуру и направлена на ликвидацию профессиональных дефицитов в области информационной, методической, коммуникационной, технологической и организационной составляющей цифровых компетенций. Стажировочная площадка (виртуальная лаборатория) представляет собой виртуальное образовательное пространство, обеспечивающее обучение руководителей образовательных программ и проведение онлайн-мероприятий: хакатны, квесты, вебинары и т.д.
Материалы и методы. При написании статьи использовались следующие методы: теоретико-методологический анализ и синтез имеющейся специальной отечественной и зарубежной научно-методической литературы, концептуальный анализ научных статей и публикаций по теме; изучение и обобщение как отечественных, так и зарубежных разработок и внедрение проектов по созданию цифровых сред в управлении образованием; применение методов обобщения, сравнения, прогнозирования, онлайн-опросы.
Результаты исследования. Представлена структура цифровой среды управления профессиональными образовательными программами в вузе. Функционально описано кольцо цифровых сервисов по управлению ОПОП. Представлен анализ разных подходов к оценке цифровых компетенций педагогов. Уточнено понятие цифровых компетенций применительно к руководителю профессиональной образовательной программы. Описано содержательное наполнение компонентов цифровой компетентности: информационное, методическое, коммуникационное, технологическое, организационное.
Обсуждение и заключения. Разработанная модульная программа ликвидации профессиональных дефицитов руководителей профессиональных образовательных программ в области цифровых компетенций, основанная на персонифицированном проектировании образовательных стажировочных траекторий с тьюторским сопровождением стажировки позволит эффективно администрировать и управлять ОПОП в цифровой среде вуза.
Об авторах
Э. К. СамерхановаРоссия
Самерханова Эльвира Камильевна – доктор педагогических наук, профессор
Нижний Новгород
М. А. Балакин
Россия
Балакин Максим Александрович
Нижний Новгород
Список литературы
1. Баранова Н.В. Управление образовательной программой высшего образования как особый вид профессиональной деятельности // Педагогический журнал. 2016. №4. C. 175-186.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. URL: http://docs.cntd.ru/document/499091784 (дата обращения: 20.02.2020).
3. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Издательство «Перо», 2019. 72 с.
4. Гафурова Н.В., Чурилова Е.Ю. Методика обучения информационным технологиям. Практикум: учебное пособие. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. 181 с.
5. Гилева Т.А. Комптенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2019. №2(28).
6. Демидова Н.Н. Новый дизайн основных профессиональных образовательных программ в контексте конструирования инновационной научно-образовательной среды вуза // Вестник Мининского университета. 2016. №4.
7. Казанская О.В. От дистанционного обучения к электронному // Информационные технологии в образовании. 2009. №1(17). С. 4-5.
8. Каракозов С.Д., Сулейманов Р.С., Уваров А.Ю. Ориентиры развития цифровой образовательной среды Московского педагогического государственного университета // Наука и школа. 2014. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/orientiry-razvitiya-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy-moskovskogo-pedagogicheskogo-gosudarstvennogo-universiteta (дата обращения: 25.11.2019).
9. Комелина Е.В., Гусакова Т.М. Использование технологий Web2.0 в учебном процессе вуза // Преподавание информационных технологий в России: Открытая Всероссийская конференция. URL: https://it-education.ru/2009/reports/Komelina_Gusakova.htm (дата обращения: 25.11.2019).
10. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы. URL: http://government.ru/docs/16479/ (дата обращения: 25.11.2019).
11. Круподерова Е.П., Калиняк Т.И. Сетевые сервисы для построения информационно-коммуникационной предметной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №51-3. С. 144-150.
12. Майер В.В., Моор С.М. SMART-технологии в подготовке инженерных кадров (основной доклад) // Электронное образование: перспективы использования SMART-технологий: материалы III Международной научно-практической видеоконференции (г. Тюмень, 26 ноября 2015 г.) / под ред. С.М. Моор. Тюмень: ТюмГНГУ, 2016. С. 15-20. URL: https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2015/10/confcdo2015.pdf (дата обращения: 25.11.2019).
13. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: монография / А.А. Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова. Н. Новгород: Мининский университет, 2015. 296 с.
14. Кризисы мотивации и смешанное обучение. URL: https://newtonew.com/higher/motivation-in-blended-learning (дата обращения: 02.12.2019).
15. Паршукова Г.Б. Электронное обучение в эпоху Web2.0 // Электронное обучение в традиционном университете. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. С. 120-124.
16. Потёмкина Т.В. Зарубежный опыт разработки профиля цифровых компетенций учителя // Научно-теоретический журнал. 2018. Выпуск 2(35).
17. Песоцкий Ю.С., Баранова Н.В. Кто должен управлять образовательной программой вуза? (постановка проблемы) // Современные проблемы науки и образования. 2016. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25154 (дата обращения: 02.12.2019).
18. Самерханова Э.К. Стратегические ориентиры управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2017. №1.
19. Самерханова Э.К. Имжарова З.У. Проектирование единой электронной платформы управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2017. №4.
20. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного смешанного обучения в вузе // Педагогическое образование в России. 2014. №8. С. 68-74. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/758/Педагогическое%20образование%20в%20России_8_2014_ст.%2010.pdf (дата обращения: 02.12.2019).
21. Образование для сложного общества: доклад Global Education Futures / под ред. П. Лукши, П. Рабиновича, А. Асмолова. М., 2018. 77 с.
22. Шмакова А.П. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий. М.: ФЛИНТА, 2013. 184 с. URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=462991 (дата обращения: 02.12.2019).
23. Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 368 с. (Профессиональное образование).
24. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов [и др.]. М.: НАФИ, 2019. 84 с.
25. Чанчина А.В. Педагогический процесс профессионального учебного заведения: учебно-методическое пособие. Н. Новгород, 2010. 30 c.
26. A Pilot Translation Collaboration with Digital October in Russia. Available at: https://blog.coursera.org/a-pilot-translation-collaboration-with-digital/ (accessed: 25.12.2019).
27. Abdus K., Bukari S.A.W., Jainullabdeen A. The impact of missionary selling behaviours towards sales performance on prescription drugs in tamilnadu // International Journal of Management. 2015. Vol. 6, no. 1. Pp. 634-645.
28. Barot C., Lourdeaux D., Burkhardt J.-M., Amokrane K., Lenne D. V3S: A Virtual Environment for Risk-Management Training Based on Human-Activity Models // PRESENCE: Virtual and Augmented Reality. 2013. Vol. 22, no. 1. Pp. 1-19. DOI: 10.1162/PRES_a_00134.
29. Bekkulоv A.M., Nоrmatоva G. Formation of information culture of pupils // European Conference on Education and Applied Psychology: 5th International scientific conference 23th December, 2014. Vienna, 2014. Pp. 182-186.
30. Computers and the Internet. Available at: https://www.allthingstopics.com/computers-andinternet.html (accessed: 25.12.2019).
31. David W. Johnson, Roger T. Johnson and Karl A. Smith. Cooperative Learning: Increasing College Faculty Instructional Productivity. ASHE-ERIC Higher Education Report no. 44. Washington, 2013.
32. Gendina N.I. Information Culture, Media and Information Literacies in Russia: Theory and Practice, Problems and Prospect // Kurbanoğlu S., Grassian E., Mizrachi D., Catts R., Špiranec S. (eds) Worldwide Commonalities and Challenges in Information Literacy Research and Practice: ECIL 2013: Communications in Computer and Information Science. 2013. Vol. 397. Pp. 258-267.
33. Notess G.R. Search Engine Features Chart // Search Engine Showdown. Available at: http://www.notess.com/search/features/ (accessed: 25.12.2019).
34. Patil A.D.Y., Nagra G., Gopal R. A Study on Total Quality Management in Higher Education // International Journal of Management. 2014. No. 5(5). Pp. 1-6.
35. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Students' network project activities in the context of the information educational medium of higher education institution // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 11. Pp. 4578-4586. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1114908.pdf (accessed: 19.12.2019).
36. Shneiderman B. Designing information-abundant web sites: issues and recommendations // International Journal of Human-Computer Studies. 1997. Vol. 47, no. 1. Pp. 5-29. DOI: 10.1006/ijhc.1997.0127.
37. Vinоkur A.I. Information Technologies in Culture and Education: Image Processing Issues // Mоdern Applied Science. 2015. Vol. 9, no. 5. Pp. 314-322. DOI: 10.5539/mas.v9n5p314.