К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВУЗА К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-5
Аннотация
Введение. Статья посвящена развитию инклюзивного образования в высших учебных заведениях. Как показывают авторы статьи, на современном этапе развития образования в мировой и отечественной педагогике все активнее обращаются к идее инклюзивного обучения. Движущей силой развития инклюзивного образования, в том числе инклюзивного высшего образования, во многих странах, в том числе и в Российской Федерации, стала ратификация Конвенции ООН «О правах инвалидов», являющейся ведущим международным документом, определяющим стратегию, программы и рекомендации по праву на образование. Особое внимание уделяется развитию высшего инклюзивного образования, рассматриваемого как одно из основных и неотъемлемых условий профессиональной самореализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, повышения их социального статуса, обеспечения их полноценного участия в жизни общества.
Материалы и методы. В статье определены особенности нормативно-организационных условий, обеспечивающих инклюзивное образование в образовательных организациях высшего образования. Выделены особенности организации инклюзивной образовательной деятельности в вузе.
Результаты. В статье рассмотрен мониторинг готовности преподавателя к инклюзивному образованию и описание общей картины готовности российских преподавателей к нему с использованием качественного и количественного анализа. Выявлены потребности в дальнейшем участии преподавателей в программах повышения квалификации. Проведено анкетирование преподавателей вуза. Опираясь на результаты проведенного мониторинга готовности профессорско-преподавательского состава к работе в инклюзивных группах, был обоснован вывод. Обоснована эффективная интеграция современных информационно-технологических технологий в процессы дополнительного образования, которая может стать необходимым инструментом решения одной из главных проблем, заключающейся в повышении уровня готовности научно-педагогических работников высшей школы к реализации инклюзивного образования.
Обсуждение и заключения. В статье обсуждается роль развития высшего инклюзивного образования, рассматриваемого как одно из основных и неотъемлемых условий профессиональной самореализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривается роль дополнительного образования в повышении квалификации педагогов вуза. Определена система подготовки научно-педагогических кадров к работе в условиях инклюзивного образования. Обусловлены компоненты внедрения информационно-технологических технологий образования, происходящего через изменение видов информационной деятельности.
Об авторах
Т. Ф. КраснопевцеваРоссия
директор Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Нижний Новгород
И. Ф. Фильченкова
Россия
кандидат педагогических наук, доцент
Нижний Новгород
И. В. Винокурова
Россия
заместитель директора Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Нижний Новгород
Список литературы
1. Артемьева Т.В. Психологическое сопровождение студентов в инклюзивном пространстве вуза // Инклюзивное профессиональное образование. Челябинск: Изд-во Челябинского университета, 2015. С. 161-164.
2. Бикбулатова А.А., Карплюк А.В., Тарасенко О.В. Модель работы ресурсного учебнометодического центра Российского государственного социального университета в части профессионального и трудового ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, №1. C. 26-33. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220105.
3. Борозинец Н.М., Халяпина Л.В. Состояние готовности вузов к реализации инклюзивного высшего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (на примере Северо-Кавказского федерального округа) // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: материалы III Международного Интернет-симпозиума. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018. 281 с.
4. Винокурова И.В. Государственная политика в сфере развития инклюзивного высшего образования // Региональная Россия: история и современность: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Комсомольск-наАмуре, 2019. С. 38-46.
5. Винокурова И.В. Информационно-технологическое обеспечение в системе повышения квалификации научно-педагогических работников // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №3(37). С. 31-35.
6. Винокурова И.В. Особенности разработки электронных образовательных ресурсов, адаптированных для обучающихся вузов с ОВЗ и инвалидностью // Стратегические линии развития инклюзивного высшего образования на современном этапе: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Н. Новгород: Мининский университет, 2018. С. 84-89.
7. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие / А.И. Ахметзянова [и др.]. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. 224 с.
8. Каштанова С.Н. Дефектологические знания как основа расширения профессиональных компетенций сотрудников вуза // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов (12-13 сентября 2017 г., г. Нижний Новгород). Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 80-85.
9. Каштанова С.Н. Результаты мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по результатам мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов (12-13 сентября 2017 г., г. Нижний Новгород). Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 60-65.
10. Краснопевцева Т.Ф. Методико-инклюзивная компетентность педагога профессионального образования как цель повышения квалификации // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №2(23). С. 4.
11. Краснопевцева Т.Ф., Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф. Результаты исследования образовательных потребностей абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №2(27). С. 7.
12. Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, №1. C. 10-17. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220103.
13. Маркова С.М., Большакова В.А., Маренкова Е.В. Интеграционные процессы в профессионально-педагогическом образовании // Неофит: сборник статей по материалам научно-практических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 137-139.
14. Методические рекомендации Минобрнауки РФ от 29 июня 2015 г. №АК-1782/05 «Об организации приема инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательные организации высшего образования». URL: http://base.garant.ru/70680520/ (дата обращения: 15.10.2019).
15. Плотникова О. А., Барнаш А. В., Чаплыгина М. Л. Инклюзивный подход в образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 2041-2045. URL: http://e-koncept.ru/2015/85409.htm (дата обращения: 15.10.2019).
16. Твардовская А.А., Федорова Н.А. Инклюзивное образование инвалидов: состояние и перспективы развития // Инклюзивное профессиональное образование. Челябинск: Издво Челябинского университета, 2015. С. 245-250.
17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. URL: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения: 15.10.2019).
18. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Каштанова С.Н., Фильченкова И.Ф., Гришина А.В. Анализ системы инклюзивного высшего образования в Российской Федерации // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 5-19.
19. Фильченкова И.Ф. Критериальная оценка деятельности региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 124-137.
20. Чайкина Ж.В., Смирнова Ж.В., Швецова Ю.В., Антонова Е.В. Социальное проектирование как средство активизации образовательной деятельности обучающихся высшей школы // Мир науки. 2018. Т. 6, №3. С. 57.
21. Щетинина С.Ю. Мониторинг состояния высшего инклюзивного образования в Дальневосточном федеральном округе // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. №2(156). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-sostoyaniya-vysshegoinklyuzivnogo-obrazovaniya-v-dalnevostochnom-federalnom-okruge (дата обращения: 21.08.2019).
22. Forlin C., Chambers D. Teacher preparation for inclusive education: Increasing knowledge but raising concerns // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2011. Vol. 39, no. 1. Pp. 17-32.
23. Kim J.-R. Influence of teacher preparation programmes on preservice teachers' attitudes toward inclusion // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15, no. 3. Pp. 355-377.
24. Pijl S.J. Preparing teachers for inclusive education: some reflections from the Netherlands // Journal of Research in Special Education Needs. 2010. Vol. 10, no. 1. P. 197.
25. Scorgie K. A powerful glimpse from across the table: reflections on a virtual parenting exercise // International Journal of Inclusive Education. 2010. Vol. 14, no. 7. Pp. 697-708.
26. Shemesh Y.R. A survey of teaches perceptions of administrative support and their attitudes toward inclusion in New Jersey: dissertation for the degree of doctor of Psychology. New Jersey, 2009.
27. Volonino V., Zigmond N. Promoting Research-Based Practices Through Inclusion? // Theory Into Practice. 2007. Vol. 46(4). Pp. 291-300.