Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВУЗА К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-5

Полный текст:

Аннотация

Введение. Статья посвящена развитию инклюзивного образования в высших учебных заведениях. Как показывают авторы статьи, на современном этапе развития образования в мировой и отечественной педагогике все активнее обращаются к идее инклюзивного обучения. Движущей силой развития инклюзивного образования, в том числе инклюзивного высшего образования, во многих странах, в том числе и в Российской Федерации, стала ратификация Конвенции ООН «О правах инвалидов», являющейся ведущим международным документом, определяющим стратегию, программы и рекомендации по праву на образование. Особое внимание уделяется развитию высшего инклюзивного образования, рассматриваемого как одно из основных и неотъемлемых условий профессиональной самореализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, повышения их социального статуса, обеспечения их полноценного участия в жизни общества.

Материалы и методы. В статье определены особенности нормативно-организационных условий, обеспечивающих инклюзивное образование в образовательных организациях высшего образования. Выделены особенности организации инклюзивной образовательной деятельности в вузе.

Результаты. В статье рассмотрен мониторинг готовности преподавателя к инклюзивному образованию и описание общей картины готовности российских преподавателей к нему с использованием качественного и количественного анализа. Выявлены потребности в дальнейшем участии преподавателей в программах повышения квалификации. Проведено анкетирование преподавателей вуза. Опираясь на результаты проведенного мониторинга готовности профессорско-преподавательского состава к работе в инклюзивных группах, был обоснован вывод. Обоснована эффективная интеграция современных  информационно-технологических технологий в процессы дополнительного образования, которая может стать необходимым инструментом решения одной из главных проблем, заключающейся в повышении уровня готовности научно-педагогических работников высшей школы к реализации инклюзивного образования.

Обсуждение и заключения. В статье обсуждается роль развития высшего инклюзивного образования, рассматриваемого как одно из основных и неотъемлемых условий профессиональной самореализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривается роль дополнительного образования в повышении квалификации педагогов вуза. Определена система подготовки научно-педагогических кадров к работе в условиях инклюзивного образования. Обусловлены компоненты внедрения информационно-технологических технологий образования, происходящего через изменение видов информационной деятельности.

Об авторах

Т. Ф. Краснопевцева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

директор Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Нижний Новгород

 



И. Ф. Фильченкова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

кандидат педагогических наук, доцент

Нижний Новгород 



И. В. Винокурова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

заместитель директора Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Нижний Новгород
 



Список литературы

1. Артемьева Т.В. Психологическое сопровождение студентов в инклюзивном пространстве вуза // Инклюзивное профессиональное образование. Челябинск: Изд-во Челябинского университета, 2015. С. 161-164.

2. Бикбулатова А.А., Карплюк А.В., Тарасенко О.В. Модель работы ресурсного учебнометодического центра Российского государственного социального университета в части профессионального и трудового ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, №1. C. 26-33. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220105.

3. Борозинец Н.М., Халяпина Л.В. Состояние готовности вузов к реализации инклюзивного высшего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (на примере Северо-Кавказского федерального округа) // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: материалы III Международного Интернет-симпозиума. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018. 281 с.

4. Винокурова И.В. Государственная политика в сфере развития инклюзивного высшего образования // Региональная Россия: история и современность: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Комсомольск-наАмуре, 2019. С. 38-46.

5. Винокурова И.В. Информационно-технологическое обеспечение в системе повышения квалификации научно-педагогических работников // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №3(37). С. 31-35.

6. Винокурова И.В. Особенности разработки электронных образовательных ресурсов, адаптированных для обучающихся вузов с ОВЗ и инвалидностью // Стратегические линии развития инклюзивного высшего образования на современном этапе: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Н. Новгород: Мининский университет, 2018. С. 84-89.

7. Инклюзивная практика в высшей школе: учебно-методическое пособие / А.И. Ахметзянова [и др.]. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. 224 с.

8. Каштанова С.Н. Дефектологические знания как основа расширения профессиональных компетенций сотрудников вуза // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов (12-13 сентября 2017 г., г. Нижний Новгород). Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 80-85.

9. Каштанова С.Н. Результаты мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по результатам мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов (12-13 сентября 2017 г., г. Нижний Новгород). Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 60-65.

10. Краснопевцева Т.Ф. Методико-инклюзивная компетентность педагога профессионального образования как цель повышения квалификации // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №2(23). С. 4.

11. Краснопевцева Т.Ф., Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф. Результаты исследования образовательных потребностей абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №2(27). С. 7.

12. Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, №1. C. 10-17. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220103.

13. Маркова С.М., Большакова В.А., Маренкова Е.В. Интеграционные процессы в профессионально-педагогическом образовании // Неофит: сборник статей по материалам научно-практических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 137-139.

14. Методические рекомендации Минобрнауки РФ от 29 июня 2015 г. №АК-1782/05 «Об организации приема инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательные организации высшего образования». URL: http://base.garant.ru/70680520/ (дата обращения: 15.10.2019).

15. Плотникова О. А., Барнаш А. В., Чаплыгина М. Л. Инклюзивный подход в образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 2041-2045. URL: http://e-koncept.ru/2015/85409.htm (дата обращения: 15.10.2019).

16. Твардовская А.А., Федорова Н.А. Инклюзивное образование инвалидов: состояние и перспективы развития // Инклюзивное профессиональное образование. Челябинск: Издво Челябинского университета, 2015. С. 245-250.

17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. URL: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения: 15.10.2019).

18. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Каштанова С.Н., Фильченкова И.Ф., Гришина А.В. Анализ системы инклюзивного высшего образования в Российской Федерации // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 5-19.

19. Фильченкова И.Ф. Критериальная оценка деятельности региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 124-137.

20. Чайкина Ж.В., Смирнова Ж.В., Швецова Ю.В., Антонова Е.В. Социальное проектирование как средство активизации образовательной деятельности обучающихся высшей школы // Мир науки. 2018. Т. 6, №3. С. 57.

21. Щетинина С.Ю. Мониторинг состояния высшего инклюзивного образования в Дальневосточном федеральном округе // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. №2(156). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-sostoyaniya-vysshegoinklyuzivnogo-obrazovaniya-v-dalnevostochnom-federalnom-okruge (дата обращения: 21.08.2019).

22. Forlin C., Chambers D. Teacher preparation for inclusive education: Increasing knowledge but raising concerns // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2011. Vol. 39, no. 1. Pp. 17-32.

23. Kim J.-R. Influence of teacher preparation programmes on preservice teachers' attitudes toward inclusion // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15, no. 3. Pp. 355-377.

24. Pijl S.J. Preparing teachers for inclusive education: some reflections from the Netherlands // Journal of Research in Special Education Needs. 2010. Vol. 10, no. 1. P. 197.

25. Scorgie K. A powerful glimpse from across the table: reflections on a virtual parenting exercise // International Journal of Inclusive Education. 2010. Vol. 14, no. 7. Pp. 697-708.

26. Shemesh Y.R. A survey of teaches perceptions of administrative support and their attitudes toward inclusion in New Jersey: dissertation for the degree of doctor of Psychology. New Jersey, 2009.

27. Volonino V., Zigmond N. Promoting Research-Based Practices Through Inclusion? // Theory Into Practice. 2007. Vol. 46(4). Pp. 291-300.


Рецензия

Просмотров: 865


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)