Исследование становления отношений учебного сотрудничества младших школьников
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-12
Аннотация
Введение: необходимость исследования актуального состояния отношений учебного сотрудничества младших школьников определяется возрастающей ролью коммуникативных универсальных учебных действий в развитии современного общества. Однако в ряде исследований фиксируется, что зачастую жизнь современной школы не предоставляет возможностей для использования потенциальных ресурсов такого весомого компонента развития школьника, как учебное сотрудничество. Традиционной школе в силу многих ограничений не всегда удается выстроить личностно ориентированные отношения учебного сотрудничества в сочетании с дифференцированным подходом к младшим школьникам. Многочисленные исследования чаще всего описывают взаимодействие школьников со взрослыми и сверстниками изолированно, что препятствует осуществлению единых подходов к социализации ребенка. Отправным шагом на пути решения данной проблемы должно стать изучение этих сфер взаимодействия в совокупности и разностороннее, многогранное исследование становления отношений учебного сотрудничества младших школьников.
Материалы и методы: в статье заявлена диагностическая программа-комплекс, составленная из методик, дающих возможность получить представление о современном состоянии развития отношений учебного сотрудничества в начальной школе. Ими стали: методика с условным названием «Ковёр», позволяющая установить уровни развития навыков группового взаимодействия младших школьников в урочной деятельности; «Социометрическое исследование», предназначенное для выявления социального статуса ребёнка в детской группе; «Лестница самооценки», предназначенная для определения степени адекватности детской самооценки в сфере деловых контактов ребенка с одноклассниками.
Результаты исследования: представлены результаты исследования становления отношений учебного сотрудничества у младших школьников со сверстниками в специально созданных инновационных условиях в контексте заданного процедурой обучения и инициированного самим ребенком общения. Выявлено представление преподавателей о наиболее значимых для младших школьников психологических условиях развития отношений учебного сотрудничества.
Обсуждение и заключения: проведенное исследование позволяет предположить, что для эффективного развития отношений учебного сотрудничества у детей необходимо создание особой инновационной среды в обучении, которая обеспечивает появление у младших школьников высокой мотивационной основы в плане достижения поставленных целей, инициативы, самостоятельности, укрепления их социального статуса в группе сверстников, повышение самооценки.
Об авторах
Т. А. РуноваРоссия
Рунова Татьяна Александровна – доцент кафедры начального образования, кандидат психологических наук
Нижний Новгород
Е. Г. Гуцу
Россия
Гуцу Елена Геннадьевна – доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования
ResearcherID: J-7183-2017
Нижний Новгород
М. Д. Няголова
Болгария
Няголова Марияна Димитрова – кандидат психологических наук, доцент
Нижний Новгород
Список литературы
1. Афлятунова Н.А. Подходы к пониманию сотрудничества в психологической науке // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2013. №3(7). С. 43-46.
2. Бывшева М.В., Ханова Т.Г. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве // Вестник Мининского университета. 2016. №3(16). С. 22.
3. Ганина Е.В., Макарова Е.В. Учебное сотрудничество как форма организации урочной деятельности // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. Том 2. Начальное образование. Н. Новгород: Мининский университет, 2019. С. 79-82.
4. Гуцу Е.Г. Влияние детско-родительских отношений на общение младших школьников со сверстниками: дис. … канд. психол. наук. Н.Новгород, 1997. 173 с.
5. Гуцу Е.Г. Проблема целеполагания в деятельности преподавателя педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2014. №1(5). С. 13.
6. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991. 192 с.
7. Дубовицкая Т.А., Щербакова О.И. Проблема психологической готовности личности к сотрудничеству // Современные проблемы науки и образования. 2012. №3. С. 381.
8. Казанская В.Г. Психолого-педагогические основы сотрудничества в обучении в профессиональной школе: дис. … д-ра психол. наук. СПб., 1992. 392 с.
9. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности к школе: учебное пособие. М.: Педагогика, 1991. 167 с.
10. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Хрестоматия по педагогической психологии / сост. А.И. Красило, А.П. Новгородцева. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 43-59.
11. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 148 с.
12. Нетунаева Ю.Л. Использование технологии сотрудничества на уроках иностранного языка при реализации ФГОС // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. №4(32). С. 120-123.
13. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
14. Рунова Т.А. Развитие учебного сотрудничества младших школьников со сверстниками и учителем в условиях формального и неформального общения: автореф. дис. … канд. психол. наук. Н. Новгород, 2004. 21 с.
15. Рунова Т.А. Технология организации учебного сотрудничества как средство повышения эффективности образовательного процесса // Школьные технологии. 2014. №5. С. 42-48.
16. Сорокина Т.М. О некоторых особенностях общения детей со взрослыми // Дошкольное воспитание. 1980. №5. С.45.
17. Цыбина Е.А. Формирование навыков сотрудничества у студентов гуманитарных специальностей вузов на занятиях физической культурой и спортом // Вестник Брянского государственного университета. 2012. №1-1. С. 353-358.
18. Чуркин С.Д., Дубовицкая Т.А. Сотрудничество в контексте учебной и профессиональной деятельности и его психологические детерминанты // Актуальные проблемы психологического знания. 2016. №3(40). С. 52-60.
19. Ханова Т.Г., Бывшева М.В., Демидова Е.Е. Использование экологического календаря в процессе ознакомления старших дошкольников с сезонными изменениями в природе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №2(23). С. 11.
20. Цветкова Т.К. Исследование учебного сотрудничества в педагогической психологии США // Вопросы психологии. 1989. №2. С. 149-155.
21. Цукерман Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. 1996. №2. С. 27-42.
22. Bornstein R., Languirand M. Healthy dependency: learning on others without losing yourself. New York, 2003. 270 p.
23. Clement R., Dornyei Z., Noels K. Motivation, self-confidence and group cohesion in the foreign language classroom // Language Learning. 1994. Vol. 44. Pp. 417-448. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-1770.1994.tb01113.x.
24. Demeneva N.N., Gutsu E.G., Kochetova E.V., Mayasova T.V., Kolesova O.V. The implementation of the competence approach in teaching mathematics to primary school children // Opcion. 2018. Vol. 34, no. 15. Pp. 798-818.
25. Gutsu E.G., Demeneva N.N., Kochetova E.V., Mayasova T.V., Belinova N.V. Studying motivational-axiological component of professional competence of a college teacher // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 18. Pp. 12650-12657.
26. Phillip C. Schlechty. Schools for the 21-st Century. Leadership Imperatives for Educational Reform. San Francisco, 1990. 164 p.
27. Slavin R.E. Research on Cooperative Learning: an international perspective // Scandinavian Journal of Educational Research. 1989. Vol. 33, no. 4. Pp. 231-243. DOI: https://doi.org/10.1080/0031383890330401.
28. Smith K.A., Johnson D.W., Johnson R.T. Can conflict be constructive? Controversy versus concurrence seeking in learning groups // Journal of Educational Psychology. 1981. Vol. 73, no. 5. Pр. 651-663. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0022-0663.73.5.651.